Нетрадиционные техники рисования и их роль в адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 30.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Тюрина, Е. В. Нетрадиционные техники рисования и их роль в адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада / Е. В. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122319/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье дается анализ адаптации детей в дошкольном возрасте к условиям детского сада посредством применения нетрадиционных техник рисования, раскрываются подходы к организации содержания адаптационного процесса в детском саду.

Ключевые слова: адаптация в детском саду, ребенок дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования.

The adaptation of children in early preschool age to kindergarten conditions using non-traditional drawing techniques reveals approaches to organizing the content of the adaptation process in kindergarten.

Key words: partial program, preschool education, preschool children.

Проблема адаптации младших дошкольников к детскому саду очень актуальна. Речь идет о поиске наиболее эффективных механизмов и условий для облегчения адаптации к детскому саду.

Н. В. Соколовская [8] под адаптацией понимает процесс входа человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация — это активный процесс, который приводит или к положительным результатам или отрицательным результатам (стресс, страх, депрессия).

Сама проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада возникла с появлением дошкольной организации и продолжает оставаться весьма актуальной до сих пор. Почти каждый родитель сталкивается с нежеланием своего ребенка идти в детским сад. Чаще всего это встречается у детей в раннем и младшем дошкольном возрасте [5]. Это связано с тем, что в этом возрасте дети достаточно чувствительны к расставанию с родителями, близкими, они страшатся новизны, она их пугает, вот поэтому адаптация к условиям детского сада чаще всего проходит болезненно. Меняется распорядок дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и так далее. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению аппетита, сна и эмоционального состояния. Некоторые дети теряют свои приобретенные навыки.

Цель педагога заключается в том, чтобы данный адаптационный процесс был как можно менее тягостным. Он должен прийти на помощь ребенку в привыкании к условиям детского сада, обеспечить оптимальный процесс адаптации без осложнений еще в самом начале появления ребенка в детском саду, а с родителями еще и до.

Положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [10] акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. То есть привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого ребенка. Тем самым возникает одна из главных задач педагогов в детском саду и ее решение заключается в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Немаловажен тот факт, что эти отношения должны создавать ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи и способности решать проблемы по мере их возникновения.

Работа с детьми в период адаптации основывается на психологических особенностях каждой возрастной стадии развития, кризисных периодах, а также психологических новообразованиях. Исследования педагогов, медиков, таких как Н. М. Аксариной и Н. П. Жуковой показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Существенную роль в работе педагогов в адаптационный период играет изобразительное творчество, так как является одним из любимых видов деятельности детей. А в связи с тем, что адаптация часто сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами, у ребенка, таким образом, возникает вполне естественное желание изобразить на рисунках полученные от опыта впечатления.

В научной литературе в области психологии и педагогики широко представлены исследования, направленные на изучение вопросов влияния зрительной деятельности на внутренний мир и эмоциональную сферу ребенка. Эти проблемы изучали Н. А. Ветлугина [9], Т. Г. Казакова [3], Т. С. Комаровой [4], В. С. Мухина [5], Б. М. Неменский [6], Н. П. Сакулина [7] и другие. Эти авторы считают изобразительную деятельность как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому, позволяющую путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психологическую профилактику развития личности.

Изобразительная деятельность позволяет детям справляться со многими психологическими проблемами, включая стресс. Поскольку ребенок дошкольного возраста ограничен способами избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, ему могут помочь только игра и изобразительная деятельность. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок отвлекается на свой опыт, связанный с отсутствием матери, учится ориентироваться в новой для себя ситуации.

Все дети любят рисовать, когда они хороши в этом. Рисование карандашами и кистью требует высокого уровня овладения техникой рисования, приобретенными навыками и знаниями, а также приемами работы. Достаточно часто отсутствие этих знаний и умений быстро отталкивает ребенка от рисования, так как его усилий для составления рисунка не хватает для чего-то правильного, оно не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его идее или фактическому объекту, который он пытался изобразить.

Поэтому Т. С. Комарова [4], пришла к выводу наблюдая за эффективностью рисования в детском саду, что необходимо использовать нетрадиционные техники, которые создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют стабильную мотивацию к рисованию.

Нетрадиционное рисование — это искусство представления, не полагаясь на традиции. Рисование нетрадиционным способом-интересное и увлекательное занятие, которое удивляет и радует детей [1].

Нетрадиционные техники бывают следующие: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, точечное рисование (пуантолизм), рисование по ткани, кляксография и так далее.

В работе педагог может использовать активные игры с нетрадиционными техниками рисования: рисование пальчиками, цветные брызги, рисование ладошками, оттиски пробкой или поролоном. Это хорошо снижает эмоциональное напряжение детей, учит их управлять своими чувствами и переживаниями. Эстетически оформленная среда развития в группе также способствует установлению и утверждению чувства уверенности в себе дошкольника, дает ему возможность проверить и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности. Изобразительная деятельность не только помогает ребенку освоить элементарные приемы рисования, но и благотворно влияет на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.

В процессе рисования дети могут применять большое разнообразие различных материалов. Для ребенка это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Детям наиболее интересно работать с чем-то необычным, нестандартным, отличного от того, к чему он привык. Стандартный набор (кисти, краски, карандаши и прочее) достаточно скуден. Арсенал способов создания изображений очень разнообразен, например, материал может быть следующим: свеча, поролон, смятая бумага, пробка или ластик, восковые мелки и так далее. Всё зависит от задумки педагога и фантазии ребенка. Материалы достаточно просты и могут найтись повсюду, без всяких усилий.

Литература:

  1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. 2018. — С. 85–87.
  2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: ЭКСМО, 2010. — 352 с.
  3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 2009. — 112 с.
  4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2001. — 160 с.
  5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. —М: Сфера, 2007.
  6. Мухина В. С. Детская психология. — М.: АСТ, 2000. — 352 с.
  7. Неменский Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 19–24.
  8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 2019. — 213 с.
  9. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сад: управление процессом, диагностика, рекомендации. — М.: Учитель, 2020. — 537 с.
  10. Художественное творчество и ребенок. Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 2012. — 286 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Министерства образования и науки РФ. М.: Сфера, 2016. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, адаптационный процесс, адаптация, нетрадиционная техника рисования, период адаптации, рисование.


Ключевые слова

ребенок дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования, адаптация в детском саду

Похожие статьи

Задать вопрос