Коррекционно-развивающая работа психолога включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с дошкольником [1, с. 12–14].
Коррекционно-развивающие занятия позволяют решить несколько задач по подготовке детей к школе: формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста; коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе (организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции); профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей; помощь в создании своего реального «Я», повышение самооценки; снятие психомышечного напряжения; развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми [2, с. 30].
В коррекционно-развивающей деятельности большое внимание уделяется тренировке памяти и освоению методов сознательного запоминания, что важно для успешной адаптации ребенка к школьному обучению и постоянным умственным нагрузкам. С каждым занятием увеличивается объем и степень трудность материала для запоминания, темп выполнения заданий, усложняются графические диктанты и симметричные рисунки.
Работа по подготовке старших дошкольников к школе проходит несколько этапов:
1-й этап включает первичный анализ готовности детей к школьному обучению, выявление детей, нуждающихся в повышении познавательной активности, формирование групп для коррекционно-развивающего обучения.
2-й этап — психологическое консультирование родителей и педагогов о готовности детей к школе через собрания, семинары и информацию в «Уголках психолога».
3-й этап — организация групповых коррекционно-развивающих занятий. Принципы работы: игровая форма занятий, признание уникальности каждого ребенка, чуткость к детям и развитие положительных взаимодействий в группе [3, с. 65–86].
Педагог-психолог организует работу детей подгруппами по 10–12 человек. К концу года можно постепенно увеличивать продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможности детей от 25 до 30–35 минут.
Структура развивающих занятий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Цель: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Цель: активизация и энегетизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Цель: развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Цель: развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие психических функций (внимание, память, мышление и речь), подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Цель: снятие рефлекса переферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия [4, с. 3–4].
4-й этап — повторное исследование уровня развития к школьному обучению детей. Цель этого этапа — оценка результативности проведенной работы. Необходимо решить следующие задачи: повторно определить уровень готовности детей к школе; провести анализ результатов повторного обследования детей и сделать выводы об эффективности проведенных занятий.
После завершения всех этапов работы проводятся консультации с родителями и воспитателями, на которых подводятся итоги работы и даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных навыков и дальнейшему развитию познавательной сферы.
Развивающий и коррекционный эффект проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятий, улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания [5, с. 52–58].
Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов выделили следующие направления работы по формированию интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе: развитие наглядно-образного мышления; формирование логического и понятийного мышления; развитие речевого развития; развитие пространственно-ориентировочных и конструктивных умений; развитие тонкой моторики, сенсомоторной координации и др. [6, с. 7–13].
Для будущего школьника крайне важно развивать познавательную активность и заложить основы общего кругозора, а также формировать дифференцированное и последовательное восприятие окружающей действительности.
С. Л. Алмазова подчеркивала, что для повышения уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе необходимо учитывать ряд условий, включая создание развивающей среды, которая способствует детской деятельности и мотивирует её; разнообразие форм двигательной активности; использование методов, приводящих в движение творческую и познавательную активности детей; реализацию образовательных задач через различные виды детской деятельности; применение игровых методов и создание эмоционально значимых ситуаций для дошкольников; внедрение проектного подхода в организации образовательного процесса; а также создание модели социального и личностного развития ребенка через формирование детско-родительского сообщества, которое обеспечивает каждому ребенку чувство уверенности, инициативности и значимости его достижений [7, с. 93–97].
Согласно разработанной в отечественной психологии теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм деятельности. В период старшего дошкольного детства игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности, который активно способствует развитию, позволяет в доступной форме обучить навыку или проработать проблемную тему [8, с. 38].
М. В. Марокова предлагает использовать программы коррекционных игр для детей 6–7 лет с недостаточной сформированностью таких показателей возрастного развития, как внутренняя позиция школьника, произвольность поведения, пространственная ориентировка и внутренний план действия, а также ряда интеллектуальных способностей [9, с.27].
В зависимости от уровня развития и задач коррекции, а также от особенностей готовности ребенка к игровым занятиям педагог-психолог может составлять индивидуальную программу работы, которая может быть коррекционной, коррекционно-развивающей и собственно развивающей. Также, программы могут различаться по гендерному типу.
Основными формами коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со старшими дошкольниками, имеющими низкий уровень интеллектуальной готовности к школе, являются индивидуальная и групповая.
Основными виды игр, используемых в коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со старшими дошкольниками, имеющими низкий уровень интеллектуальной готовности к школе, являются: дидактические, сюжетные и ролевые игры, театрализованные, конструктивные.
Дидактические игры — средство развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
Сюжетные и ролевые игры — средство развития социализации, мышления, воображения, логики, навыков произвольного поведения и совместной деятельности. Воспроизводят жизнь взрослых, их взаимоотношения и деятельность. Усваивается общественный опыт, воспитывается стремление к учению, различным видам труда, моральные чувства и качества, правила общественного поведения, овладевает нормы поведения в быту, общественных местах, нормы морали [10, с.39–40].
Театрализованные игры — разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки или рассказа. Эти игры требуют от педагога-психолога режиссирование, а от ребенка — проговаривания реплик. Тем самым происходит развитие речи, мимики, эмоций, навыков их выражения [11, с. 115].
Конструктивные игры — средство развития восприятия формы, объёма, размеров предметов, пространственной ориентации, мелкой моторики
Таким образом, коррекционно-развивающая работа психолога включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с старшим дошкольником. Работа по развитию у старших дошкольников произвольной познавательной деятельности состоит из нескольких этапов: первичное исследование готовности к школьному обучению детей, психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу готовности детей к школе, организация и проведение цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, повторное исследование уровня развития к школьному обучению детей с целью оценки результативности проведенной работы. Основными направлениями работы по развитию интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе: развитие наглядно-образного мышления; формирование логического и понятийного мышления; развитие речевого аппарата; развитие пространственно-ориентировочных и конструктивных умений; развитие тонкой моторики, сенсомоторной координации и др. Для развития интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе используются индивидуальные и групповые формы работы со старшими дошкольниками. Основными методами развития интеллектуальной готовности являются игры.
Литература:
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
- Психологическая диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / составители А. Н. Шадрин [и др.]. — Барнаул: АлтГПУ, 2015. — 115 с.
- Носко, И. В. Психолого-педагогическая диагностика детского развития: учебное пособие / И. В. Носко, А. П. Пальченко, В. А. Погорская. — Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. — 97 с.
- Системакоррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 130 с.
- Шуванов, И. Б. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / И. Б. Шуванов, С. С. Новикова, Я. В. Церекидзе. — Сочи: СГУ, 2022. — 88 с.
- Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. — 240 с.
- Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 9 (37). — С. 93–97.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах. / Л. С. Выготский; под редакцией Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — Том 4. Детская психология. — 433 с.
- Марокова, М. В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / М. В. Марокова. — Волгоград: ВГАФК, 2014. — 156 с.
- Максакова. Ю. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников / Ю. Н. Максакова // Интерактивная наука. — 2023. — № 4(80). — С. 39–40.
- Забровская, О. В. Театрализованные игры как средство формирования гуманных взаимоотношений старших дошкольников / О. В. Забровская, С. А. Шатрова // Казанский педагогический журнал — 2017. — № 4 — С.114–117.