Для того чтобы определить условия, которые будут способствовать успешной адаптации первоклассников, необходимо проанализировать, что подразумевается под понятием «успешная адаптация первоклассников». Главным условием успешной адаптации первоклассников в начальной школе должно стать создание адаптивной системы обучения через личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.
К данной проблеме обращалось множество выдающихся ученых в разный период времени, в частности, К. Бюлер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и другие. Для педагогов основной ценностью была личность ребенка, а вокруг него уже концентрировалась вся учебно-воспитательная деятельность. Л. С. Выготский считает, что благодаря диагностике были определены необходимые определения адекватных и сензитивных периодов для обучения конкретному содержанию и классам задач [6]. В момент, когда школа уже не могла обеспечивать должное развитие ребенка, назрела резкая потребность в пересмотре системы обучения, отношениях к школе у детей, родителей и педагогов. Обучение в школе является важным для психического развития ребенка.
С самого начала учебного года педагогу-психологу следует провести собеседование с каждым ребенком, при доброжелательной атмосфере и ориентации на оптимистичного перспективного первоклассника. С этого будет начинаться первый этап школьной адаптации. Также стоит проконсультировать родителей по вопросам особенностей психического развития ребенка, и дать рекомендации по обучению в школе. Для педагогов и психологов главной целью адаптации первоклассников является умение ребенка работать самостоятельно, сформировать способности к дискуссиям и отстаиванию своих мыслей, правильно задать вопрос и отвечать полным ответом. Для ребенка адаптация будет проходить безболезненно, если к систематическому школьному обучению добавить снятие статического напряжения во время обучения детей по всем предметам, также составить оптимальное расписание уроков, в котором учтена допустимая учебная нагрузка в течение дня, недели, и психофизиологические и физические возможности первоклассников.
Процесс адаптации первоклассника к обучению в школе можно рассмотреть с разных точек зрения: физиологической, социальной, психологической и др. Физиологическая адаптация условно проходит в три этапа (фазы), где в каждом наблюдаются особенности и различная степень напряжения функциональных систем организма:
1. Ориентировочный этап — отмечается бурная реакция и значительное напряжение буквально всех систем организма на новое для них систематическое обучение в школе;
2. Этап неустойчивого приспособления — организм ребенка постепенно находит оптимальные варианты реакций на происходящее вокруг, и «буря» затихает;
3. Этап относительно устойчивого приспособления — организм уже нашел наиболее благоприятные варианты реагирования на нагрузку в школе и для этого уже требуется минимальное напряжение всех систем. Первоклассники совершенно по-разному адаптируются к новым условиям в школе. Самым сложным периодом адаптации является первый месяц, около 5–6 недель продолжаются все три фазы адаптации.
Л. С. Выготский подчеркивал важность социального окружения в адаптации ребенка. Он считал, что успешная адаптация зависит от взаимодействия ребенка с учителем, родителями и сверстниками. Учителя и родители должны активно участвовать в развитии школьных навыков, обеспечивая поддержку на этапе адаптации [6].
А. Н. Леонтьев утверждал, что важным условием успешной адаптации является наличие у ребенка учебной мотивации, по его мнению, учителя должны создавать условия, в которых ребенок почувствует значимость и интерес к обучению [4].
А. Г. Асмолов акцентировал внимание на значении личностного развития ребенка в школьной адаптации. Он считал, что важно учитывать индивидуальные особенности детей и поддерживать их в трудных ситуациях [1].
В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин считали, что с помощью учебных действий ребенок усваивает общественные знания и умения через свое индивидуальное воспроизведение путем специфических учебных действий над учебными предметами. Сама учебная деятельность имеет явные отличия от других видов деятельности, так как она нацелена на самоизменение и самоусовершенствование субъекта, а впоследствии его действия над учебным материалом приводят к достижению данной цели. Если правильно понимать учебную деятельность, то она служит для собственной мотивации обучающихся, но она не работает для внешнего давления и натаскивания. В процессе деятельности с помощью учебной мотивации появляются учебные цели [7].
Также В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин отмечают, что когда младший школьник осваивает письмо и другие предметы, то у него начинает развиваться опосредованное отношение к природному и общественному миру, а это и будет являться основой для развития психических новообразований, а также элементарного теоретического мышления и познавательной мотивации.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок к учебной деятельности. Анализируя их, ученый выделил следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» [15]; произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
Н. И. Гуткина выделяла диагностику готовности к школе как один из факторов успешной адаптации. Она подчеркивала значение когнитивного и эмоционального развития ребенка [9].
Е. О. Смирнова изучала влияние игры на успешную адаптацию. Она доказала, что сюжетно-ролевые игры помогают первоклассникам легче адаптироваться к новым условиям, развивая социальные навыки и эмоциональную устойчивость [14].
Уже адаптированный ребенок спокойно вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений. По мнению М. Р. Битяновой, адаптация ребенка считается успешной, когда он приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в конкретной новой педагогической среде [2]. Первоклассник к обучению в школе довольно длительно адаптируется, так как необходимо значительное напряжение всех систем организма, потому что множество задач еще не связаны с их опытом, поэтому требуется максимальная мобилизация интеллектуальных и физических сил. В дошкольном периоде ребенку не требуется высокий уровень произвольности поведения, как в школе. Но также ему необходимы развитые навыки общения, так как в ходе совместной деятельности младший школьник должен уметь налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Легче всего адаптируются те, кто имеют развитую речь, необходимый опыт общения, сформированные познавательные мотивы и умение произвольно-волевой регуляции поведения. К тому же дети, которые посещали детский сад, оказываются в более выигрышном положении.
А. В. Запорожец исследовал формирование навыков взаимодействия со сверстниками, подчеркивая значение детских коллективов для социализации [12].
Л. И. Божович считала, что ключ к успешной адаптации — это развитие учебной мотивации и устойчивости к трудностям [4].
Для адаптации первоклассника к обучению в школе следует соблюдать основные положения:
— по состоянию здоровья ребенка можно определить его физическое, психическое и социальное благополучие, эмоциональную гармонию, так как тело ребенка хорошо реагирует на негативные условия;
— при встрече с новыми социальными ситуациями ребенок вырабатывает свою собственную систему отношений к окружающему миру;
— у ребенка развивается внутреннее равновесие, уверенность в себе, формируется всестороннее развитие личности, уважение к себе и другим людям;
— эмоциональное состояние стабилизируется, так как оно может влиять на внутреннюю напряженность и повышенную производительность учебной деятельности;
— главная роль в формировании физической, психической и гармонично развитой личности у учителя начальных классов;
— психологам необходимо следить за психологической готовностью первоклассника к обучению в школе;
— для сохранения и укрепления здоровья детей, их родителям следует сознательно относиться к общей культуре и нести ответственность за своего ребенка.
На успешность адаптации первоклассников оказывает влияние стиль педагогической деятельности. Ученые отмечают, что сотрудничество, демократический стиль общения, уважительное отношение к личности каждого ученика способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе, росту учебной мотивации, вхождению в учебную деятельность (А. К. Маркова, В. С. Мухина и др.).
И. Н. Дубровина акцентировала внимание на значении эмоциональной поддержки со стороны учителя в первые месяцы обучения [8].
А. Г. Асмолов подчеркивал, что отношения в семье формируют эмоциональную основу для школьной адаптации [1]. Поддержка со стороны родителей помогает ребенку принять свою новую социальную роль ученика.
В рамках своей теории привязанности Дж. Боулби показывал, что дети, получившие эмоциональную поддержку и стабильность в семье, легче адаптируются к новым условиям [3].
В адаптации первоклассника можно выделить две подструктуры: адаптация к новой учебной деятельности и адаптация к новому коллективу. По мнению Р. В. Овчаровой, на адаптацию первоклассников положительно влияют адекватная самооценка ребенка, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в семье ребенка конфликтных ситуаций, благоприятный статус среди одноклассников и т. д. К отрицательным факторам относятся: неправильные методы воспитания в семье, неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения среди одноклассников и т. д. [11]. В процессе адаптации у ребенка могут быть затруднения в учебной деятельности, такие как конфликты с одноклассниками, тяжело дается учебный материал и др. Благодаря этому, можно сделать вывод о том, что показателями успешной адаптации будут являться школьная мотивация первоклассника, т. к. от нее зависит развитие познавательных интересов. Очень важно, чтобы он мог произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, но это становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Самооценка ребенка тоже может негативно влиять на адаптацию, если она низкая. Необходимо помнить о сформированности произвольной сферы, что выражается в способности подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу, т. е. те необходимые навыки, без которых в школьной жизни не обойтись.
Т. А. Репина изучала влияние семейных установок на школьную адаптацию. Она выделяла важность того, как родители воспринимают роль ребенка как ученика и какие ожидания выдвигают [13].
Л. В. Мардахаев писал о важной роли воспитательной позиции родителей в этот период. Если родители поддерживают ребенка, это способствует его уверенности в себе [10].
Таким образом, на успешность адаптации первоклассников к школе влияют следующие условия:
— поддержка социального окружения, прежде всего, родителей и учителей;
— наличие у ребенка учебной мотивации, понимания значимости и интереса к обучению;
— учет индивидуальных особенностей детей;
— правильное понимание ребенком специфики учебной деятельности;
— сформированность необходимых предпосылок к учебной деятельности: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;
— своевременная диагностика готовности к школе;
— развитая речь, необходимый опыт общения, социальные навыки;
— сформированные умения произвольно-волевой регуляции поведения;
— использование учителями начальных классов стиля педагогического общения стиля, основанного на сотрудничестве;
— адекватная самооценка ребенка;
— правильные методы воспитания в семье, отсутствие в семье ребенка конфликтных ситуаций;
— благоприятный статус среди одноклассников.
Литература:
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ. — 1990. — 367 с.
2. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. — М.: Образоват. центр «Пед. поиск». — 1997. — 112 с.
3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби; пер. с англ. В. В. Старовойтова. — М.: Академический Проект, 2006. — 238 с.
4. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей / ред. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 132–142.
5. Власова, М. В. Адаптация первоклассников / М. В. Власова // Вестник научных конференций. — 2022. — № 8–1 (84). — С. 18–20.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: АСТ, 2010. — 671 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
8. Дубровина, И. В. Послесловие к Году учителя / И. В. Дубровина // Национальный психологический журнал. — 2010. — № 2(4). — С. 107–111.
9. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
10. Мардахаев, Л. В. Социальное воспитание в социально-педагогической деятельности, его сущность и содержание / Л. В. Мардахаев // Социальная педагогика в духовно-нравственном становлении современного человека: (сб. науч. тр. участников междунар. науч.-практ. конф.), 12 апр. 2013 / М-во науки и образования РФ, Моск. гор. пед. ун-т, Соц. ин-т, Междунар. акад. наук. пед. образования; [под ред.: А. В. Иванова, А. М. Егорычева]. — М., 2013. — С. 29–38.
11. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ «Сфера». — 1996. — 237 с.
12. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. — М.: Педагогика, 1987. — 189 с.
14. Смирнова, И. Л. Школьная дезадаптация. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников / И. Л. Смирнова // Социальная сеть работников образования. — 09. 02. 2013. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/02/09/shkolnaya-dezadaptatsiya (дата обращения: 25.01.2025).
15. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.