Гармонизация детско-родительских отношений посредством творческой деятельности в семейной арт-гостиной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 03.02.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Анварова, Е. Ю. Гармонизация детско-родительских отношений посредством творческой деятельности в семейной арт-гостиной / Е. Ю. Анварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122338/ (дата обращения: 28.02.2025).



В статье автор описывает результаты исследования, направленного на выявление возможностей музыкальной и песочной арт-терапевтической деятельности при гармонизации детско-родительских отношений.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, дошкольный возраст, арт-терапия.

Взаимодействие родителей с ребенком играет критически важную роль в его развитии, формировании личности и эмоциональной сферы на всех этапах, от младенчества до подросткового возраста и далее. Родители, выступая первыми значимыми фигурами в жизни малыша, невольно становятся моделями поведения, источниками эмоционального тепла и опорой для его психического развития [3]. Постоянное, чувствительное взаимодействие помогает ребенку устанавливать здоровые границы, адаптироваться к окружающему миру, научаться управлять своими эмоциями и решать возникающие проблемы конструктивно. Этому способствует не только вербальное общение, но и невербальные сигналы, тон голоса, жесты, физический контакт — все это формирует у ребенка чувство безопасности и привязанности [1].

Особое внимание следует уделить развитию эмоциональной грамотности у родителей, их способности распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния ребенка. Однако, идеальные родительско-детские отношения — это скорее исключение, чем правило. Многие семьи сталкиваются с трудностями, которые могут негативно отразиться на психическом развитии ребенка. Даже незначительные на первый взгляд проблемы в общении могут привести к серьезным последствиям, если их вовремя не заметить и не скорректировать.

В связи с растущим числом семей, нуждающихся в психологической помощи, возникает острая необходимость в развитии специализированных служб поддержки. Роль квалифицированного педагога-психолога в таких случаях неоценима [2]. Задача психолога — не просто помочь ребенку, но и научить родителей эффективным методам взаимодействия, решения семейных конфликтов и воспитания детей. Это включает в себя индивидуальные и групповые консультации, тренинги по родительским навыкам, программы ранней помощи семьям с детьми, имеющими риск развития психических расстройств. Психолог помогает родителям понять причины проблем в общении с ребенком, научиться слушать и слышать его, развить эмпатию, построить доверительные отношения.

Актуальность исследования определила его цель — изучить возможности музыкальной и песочной арт-терапевтической деятельности при гармонизации детско-родительских отношений. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование музыкальной и песочной арт-терапии в совместной работе родителей и детей дошкольного возраста будет способствовать гармонизации отношения родителей к ребенку.

Для диагностики детско-родительских отношений нами были использованы две методики: тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) и опросник эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова). Для работы с матерями была использована арт-терапия (музыкальная и песочная терапия). Для статистической обработки данных и проверки выдвинутой гипотезы был использован ранговый критерий Вилкоксона.

Всего были диагностированы 22 мамы, у которых есть дети дошкольного возраста, являющиеся воспитанниками нашего детского сада. В случайном порядке матери были разделены на 2 группы — контрольную и экспериментальную. В контрольной группе мы оставили 10 матерей, в экспериментальную включили 12 матерей с учетом, что кто-то может впоследствии отказаться от участия в терапевтической работе.

Структура исследования включала в себя несколько этапов:

  1. анализ научной литературы, формулирование аппарата исследования;
  2. определение выборки исследования;
  3. проведение входной диагностики, обработка полученных данных;
  4. деление выборки на 2 группы (контрольную и экспериментальную), в экспериментальной группе — проведение разработанной программы коррекции;
  5. проведение выходной диагностики в обеих группах;
  6. обработка полученных данных, применение статистической обработки данных для проверки гипотезы;
  7. анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулирование основных выводов.

Наша программа направлена нагармонизацию детско-родительских отношений посредством творческой деятельности. Ее основная цель — развитие и установление доверительных и сплоченных отношений между родителем и ребенком дошкольного возраста. Программа включала 24 занятия по 30–40 минут. Периодичность занятий — 1 раз в неделю.

Представим на рисунке 1 и опишем результаты входной и выходной диагностики в обеих группах по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Результаты диагностики по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Рис. 1. Результаты диагностики по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

В контрольной группе существенных изменений не произошло. Выражены показатели по шкалам «Симбиоз» и «Кооперация».

В экспериментальной группе изменились показатели по некоторым шкалам. Подробнее в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа данных по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Шкалы

Т эмп (КГ)

Т кр

Т эмп (ЭГ)

Ткр

Принятие — отвержение

13.5

1 при р=0.01,

5 при р=0.05

25

5 при р=0.01,

10 при р=0.05

Кооперация

18

20

Симбиоз

12.5

19

Авторитарная гиперсоциализация

12

9.5

«Маленький неудачник»

17

10

Итак, мы видим, что в контрольной группе статистически значимых различий не обнаружено, в то время как в экспериментальной группе снизились значения по шкалам «Маленький неудачник» и «Авторитарная гиперсоциализация». Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности разработанной программы.

На рисунке 2 представлены результаты входной и выходной диагностики в обеих группах по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова).

Результаты диагностики по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова)

Рис. 2. Результаты диагностики по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова)

В контрольной группе существенных изменений не произошло. В экспериментальной группе изменились показатели по некоторым шкалам. Подробнее в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа данных по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова)

Шкалы

Т эмп (КГ)

Т кр

Т эмп (ЭГ)

Т кр

Способность воспринимать состояние ребенка

18

1 при р=0.01,

5 при р=0.05

22

5 при р=0.01,

10 при р=0.05

Понимание причин состояния ребенка

13.5

21.5

Способность к сопереживанию

17

23

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком

16.5

10

Безусловное принятие

14

24

Отношение к себе как к родителю

17

22

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия

15

9

Стремление к телесному контакту

16

22.5

Оказание эмоциональной поддержки

16.5

24

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

17

23.5

Умение воздействовать на состояние ребенка

15

22

Мы видим, что в контрольной группе статистически значимых различий не обнаружено, в то время как в экспериментальной группе повысились значения по шкалам «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком» и «Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия». Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности разработанной программы.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что использование музыкальной и песочной арт-терапии в совместной работе родителей и детей дошкольного возраста будет способствовать гармонизации отношения родителей к ребенку, подтвердилась.

Литература:

1. Васина Ю. М., Шелиспанская Э. В. Организационно-методические аспекты работы с родителями в рамках формирования детско-родительских отношений // Перспективы науки. 2023. № 11 (170). С. 166–168.

2. Колвзан Н. Г., Стурлис Т. К. Формирование и развитие гармоничных детско-родительских отношений в процессе взаимодействия семьи и учреждения образования // Адукацыя і выхаванне. 2021. № 5 (353). С. 56–60.

3. Петрова Т. А. Формирование позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников // Научный аспект. 2024. Т. 16. № 2. С. 1983–1990.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, отношение, родительское отношение, столин, выходная диагностика, состояние ребенка, Преобладающий эмоциональный фон.


Похожие статьи

Задать вопрос