В статье представлен обзор инновационной деятельности компании ГКУ «Организатор перевозок», изучены основные направления развития, представлена характеристика показателей в цифрах. Также определены основные проблемы организации инновационной деятельности
Ключевые слова : перевозочный процесс, инновации, инновационная деятельность, эффективность инноваций, управление инновациями.
В современных реалиях, в условиях стремительно меняющихся условиях, предприятия вынуждены адаптироваться к новому формату рынка. Для этого необходимо оценивать процессы, которые происходят в государстве, а также по необходимости вводить коррективы в деятельность предприятия. В условиях острой конкуренции современным предприятиям стоит повышать уровень преимуществ, что в свою очередь можно достичь посредством внедрения инновационных технологий, которые оказывают существенное влияние на качество услуг [1].
ГКУ «Организатор перевозок» является подведомственным учреждением, подотчетно Департаменту транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы [6].
Основной целью деятельности учреждения является повышение качества и доступности транспортных услуг для населения города Москвы.
Для достижения своих целей учреждение выступает государственным заказчиком:
— заключает контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам;
— осуществляет контроль исполнения перевозчиками условий контракта;
— осуществляет контроль соответствия транспортных средств, оборудования и программного обеспечения требованиям контракта;
— осуществляет контроль надлежащего взимания платы за провоз пассажиров и багажа.
«ГКУ «Организатор перевозок» имеет собственный информканал в популярном мессенджере Telegram.
Инновационная деятельность ГКУ «Организатор перевозок» реализуется в следующих направлениях [6]:
- Пассажирские перевозки по государственным контрактам. Это инновационный проект Департамента транспорта города. Для коммерческих транспортных компаний сформирован перечень критериев, на основании которых можно заключить государственный контракт на оказание услуг. На данный момент в Москве работает 4 коммерческих компании, которые обслуживают пассажиров на 190 маршрутах в городе в 11 округах.
Рис. 1. Динамика сокращения доли нелегальных перевозок пассажиров за период внедрения технологии организации перевозок по государственным контрактам, % [7]
- Контроль за соблюдением правил пользования городским транспортом. На данный момент за оплатой по перевозкам на транспорте следят свыше 250 сотрудников. Контролеры ГКУ «Организатор перевозок» работают во всех видах транспорта города. В 2021 году на московском транспорте была внедрена автоматизированная система мониторинга, позволяющая изучать пассажиропоток, формировать маршруты и отслеживать нарушителей.
Рис. 2. Динамика сокращения нарушений на транспорте за счет внедрения системы мониторинга, % [7]
- Служба управления наземным транспортом. Служба управления наземным транспортом города Москвы координируется в едином координационном центре, где весь процесс контролируется в онлайн -режиме. Для повышения эффективности работы СУНТ в рамках деятельности регулярно проводятся практические учения, так в 2024 году было проведено 190 тренировочных занятий. За время реализации проекта число нештатных ситуаций на транспорте сократилось в два раза, также повысилась степень удовлетворенности населения работой наземного транспорта.
Рис. 3. Число нештатных ситуаций на наземном транспорте за период 2021–2024 гг., ед. [7]
- Речной электрический транспорт. С 2024 года в столице был запущен регулярный речной электрический транспорт. В рамках контракта Правительству столицы предоставляется 21 электрической судно, 23 плавучих причала, 4 береговых зарядных станции, 2 базы постоянного базирования для речного флота. ГКУ «Организатор перевозок» возлагает на себя ответственность за координацию процессов, а также эксплуатацию речных судов. За период 2024 год речным транспортом города воспользовались 1,4 млн. пассажиров., в сравнении в 2023 году данный вид транспорта был популярен у 950 тыс. пассажиров.
![Динамика роста числа пассажиров речным транспортом столицы за период 2021–2023 гг., прирост % [7]](https://moluch.ru/blmcbn/122343/122343-4.png)
Рис. 4. Динамика роста числа пассажиров речным транспортом столицы за период 2021–2023 гг., прирост % [7]
ГКУ «Организатор перевозок» реализует инновационную деятельность совместно с проектом «Транспортные инновации Москвы».
По состоянию на конец 2024 году совместно с «Транспортные инновации Москвы» ГКУ «Организатор перевозок» запустил следующие проектные решения:
- Цифровизация процессов. Платформа начала тестироваться в 2024 году, сформированная для подготовки стимуляторов и технических специалистов. Mechanicum3D — это программное решение для создания цифрового двойника с применением технологии виртуальной и дополненной реальности. На транспорте технология позволяет оптимизировать расходы на обучение сотрудников, при этом в связи с тем, что технология обучения заменяется виртуальной реальностью, что создает эффект присутствия наставника, процесс обучения повышается в среднем на 45 %.
- Экологичность. Перевозчики столицы определяют принципы устойчивого развития на основании сокращения уровня негативного влияния на окружающую среду, а также повышении экологичности транспорта.
Так, для обеспечения системы контроля над состоянием воздуха на автобусах столицы установлена система Climate Guard.
Climate Guard — это комплексное программное решение, реализуемое совестно с «ТИМ», позволяющее проводить мониторинг микроклимата в транспорте и управлять климатом на объектах. Посредством использования данного программное обеспечения можно сократить уровень негативного влияния от транспорта на окружающую среду. В столице данный пилотный проект был запущен в 2021 году и на данный момент он показал положительные результаты.
- Интеллектуальное решение. С каждым годом транспортные системы становятся все сложнее в плане управления процессами, а современность диктует новые вызовы системе. Оно включает сложные аналитические данные и обеспечивает процесс взаимодействия разных элементов — транспортных средств, дорог и светофоров, системы освещения.
В частности, решение Edge Vision позволяет реагировать на движение, то есть учитывать ситуации на дорогах. В новой системе проводиться оценка массива данных о транспортных средствах с дорожной камеры, применяются технологии искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Данный проект позволил повысить пропускную способность на 25 % в дневное время, на 7 % в ночное время.
- Шеринг. Данная инновация была создана в рамках модернизации транспортной системы столицы. Так, в 2021 году был запущен сервис «Рули», который позволяет сдать машину в аренду. Официальное название «Народный каршеринг». За время реализации проекта «Народный каршеринг» показал положительные результаты, так в 2024 году услугами воспользовались 980 тыс. человек.
Рис. 5. Эффективности деятельности услуги «Народный каршеринг», ед. [7]
Одновременно в столице развиваются сервисы по прокату велосипедов и самокатов. Так, компания Raido сформирована комплекс программных продуктов и сервисов для управления электротранспортными средствами. Платформа позволяет оценивать ситуации с камеры на самокате и передавать данные сенсором.
Рис. 6. Эффективности деятельности услуги «Прокат велосипедов и самокатов», ед. [7]
Для оценки эффективности использования инновационных технологий в деятельности предприятия ГКУ «Организатор перевозок» приведем статистические данные разработки, внедрения и реализации инновационных проектов.
Таблица 1
Оценка эффективности реализации инновационных проектов в деятельности ГКУ «Организатор перевозок», ед.
Наименование показателя |
2022 |
2023 |
2024 |
Динамика (2024/2022) |
Инновационные проекты всего, в том числе |
118 |
125 |
230 |
112 |
– собственные проекты |
21 |
35 |
37 |
16 |
– совместные проекты с Департаментом транспорта Москвы, ТИМ |
97 |
90 |
193 |
96 |
Инновационные проекты реализованные |
51 |
58 |
78 |
28 |
Инновационные проекты на стадии тестирования |
18 |
21 |
20 |
2 |
В 2024 году было сформировано 230 инновационных проекта, из них 193 проекта реализуются совместно с Департаментом транспорта, «Транспортные инновации Москвы». Всего в 2024 году реализовалось 78 инновационных проектов, а 20 находятся на стадии тестирования.
В 2024 году на инновационные разработки было направлено 21,3 млн. рублей, что превышает показатели предыдущего периода на 1,3 %.
Рис. 7. Затраты на инновационные разработки ГКУ «Организатор перевозок» в 2022–2024 гг., млн. руб. [7]
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в современный век информационных технологий перед предприятиями стоит непростая задача, связанная с оптимизацией бизнес-процессов за счет внедрения новых технологий и процессов. Нововведения оказывают благоприятное влияние на конечные показатели деятельности предприятия, формируя конкурентные преимущества. Несмотря на ряд положительных моментов по сей день остаются нерешенными вопросы обеспечения кадрового состава в области внедрения искусственного интеллекта, а потребность с каждым годом увеличивается.
Сложность ситуации усугубляется возросшей потребностью с использованием аддитивных технологий. На данный момент в ГКУ «Организатор перевозок» наблюдается нехватка специалистов в данной области.
Литература:
- Быкова А. В. Инновации в бизнес-процессах // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2022. — № 17–1. — С. 617–619.
- Ворона А. А., Колпаков Д. А. Тенденции и перспективы развития бесшовной мультимодальной логистики // Вестник евразийской науки. — 2023. — № 2. — c. 64.
- Гулый И. М. Проекты цифровизации российских транспортно-логистических компаний — операторов транспортного рынка // Информатизация в цифровой экономике. — 2023. — № 4. — c. 431–442. — doi: 10.18334/ide.4.4.120249.
- Дробот Е. В., Макаров И. Н., Олейникова Т. А., Шепелев М. И., Володина А. И. Перспективы формирования бесшовной транспортной системы в условиях цифровизации: системный подход // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — № 11. — c. 4943–4958. — doi: 10.18334/epp.13.11.119245.
- Круглова И. А., Кривонос А. Д. Использование технологий интернета вещей и искусственного интеллекта как инструментов повышения экономической безопасности на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — № 8. — c. 2909–2926. — doi: 10.18334/epp.13.8.118481.
- Официальный сайт ГКУ «Организатор перевозок» [Электронный ресурс]: URL: http://orgp.mos.ru
- Рейсы в цифре: как автоматизация логистики поможет сэкономить миллионы рублей. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/partnerskiematerialy/421431-reysy-v-cifre-kak