В статье исследуется проблема использования искусственного интеллекта (ИИ) в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением ИИ как в исторических исследованиях, так и в различных сферах повседневной жизни. Подчеркивается важность применения ИИ в исторических исследованиях.
Ключевые слова: нейросети, искусственный интеллект (ИИ), источник информации, информационный ресурс, инфографика, визуализация, историческая информатика, исторические исследования, исторические памятники, графика, графический способ изображения информации, макет, журналистика, наука, СМИ, редакторы, диаграммы, табличные данные, базы данных.
Искусственный интеллект способствует развитию истории, исторической информатики и исторических исследований в целом. Искусственный интеллект способен обрабатывать большие объемы данных, находить и анализировать заданные закономерности.
ИИ способен анализировать большой массив информации в исторических источниках в определенной исторической эпохе. И на основе данного анализа, делаются выводы о влиянии исторических личностей на определенные события, конкретной эпохи.
Информационный ресурс в исторических исследованиях — это совокупность данных и информации, который представлен в различных формах и используемый для удовлетворения информационной потребности пользователя.
Он может быть представлен в виде текстов, изображений, аудио- и видеоматериалов, баз данных, инфографики и т. д.
Для применения ИИ в исторической науке характерны следующие этапы:
— сбор и оцифровка исторических данных, к которым относятся текстовые документы, фотографии, видеоматериалы, устные истории;
— обучение ИИ на собранном материале.
Одним из примеров использования ИИ является формирование наших взглядов на определенные исторические эпохи и события. ИИ может выявить, насколько различные исторические источники соответствуют фактическим событиям, тем самым помогая избавиться от заблуждений и мифов.
Использование ИИ для распознавания текстов, ранее недоступных из-за плохой сохранности или сложности шифров, может пролить свет на неизученные факты прошлого.
В классическом представлении историк-исследователь знакомится с рукописями прошлого и преобразует найденную информацию с помощью научных публикаций, которые представляют историческое знание для широкой аудитории. Но открытым остается вопрос о методах работы исследователя с рукописями.
До недавнего времени именно «ручная» расшифровка была единственным доступным инструментом, позволяющим понять структуру и смысл информации, содержащейся в рукописи.
Развитие цифровых технологий, увеличение вычислительных мощностей и появление доступных инструментов работы с большими массивами данных (Big Data) позволили существенно расширить возможности по исследованию рукописей прошлого.
Сейчас среди наиболее значимых в этом отношении технологий можно назвать оптическое распознавание символов (OСR), алгоритмы анализа текста. С помощью нейросетей археологи могут создавать виртуальные реконструкции древних городов и поселений.
Данные виртуальные модели позволяют проводить детальные исследования архитектурных решений, социальной структуры и повседневной жизни древних людей без необходимости фактического разрушения или перемещения находок.
Это также открывает новые возможности для образовательных программ и интерактивных выставок. Применение технологии ИИ показано на рис. 1 и 2.
Рис. 1.
Рис. 2.
Однако, использование ИИ для археологической отрисовки также имеет свои ограничения. Так это требует больших вычислительных мощностей и большого объема данных для обучения.
В XXI в. применение и использование технологии ИИ в исторических исследованиях стало заметным и перспективным направлением как в исторической науке, так и в других науках в целом.
В повседневной жизни мы часто встречаемся с ИИ и даже порой этого не замечаем.
Литература:
1. Алешева, Л. Н. Интеллектуальные обучающие системы [Текст] / Л. Н. Алешева // Вестник университета. — 2018. — N 1. — С. 149–155;
2. Бородкин, Л. И. Моделирование исторических процессов: от реальности к анализу альтернатив / — СПб.: Алетейя, 2021.-306 с., ил.;
3. Водин, Д. В. Применение искусственного интеллекта и его преимущества и недостатки в век цифровых технологий / Д. В. Водин, Т. В. Мешкова. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 1–7. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17492/ (дата обращения: 29.01.2025);
4. Водин, Д. В. Виртуальный музей как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях / Д. В. Водин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 381–384. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118979/ (дата обращения: 29.01.2025).
5. Ворошилова, Н. В. Технологии визуализации обществознания / Н. В. Ворошилова, А. В. Толмачева, Е. Н. Кукса // Известия ВГПУ. — 2021 — № 2(155). — С. 43–50.;
6. Евтихов, М. В. Визуализация исторических данных / М. В. Евтихов, В. Г. Евтихов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. № 1 (239). — С. 1–5. URL: https://moluch.ru/archive/239/55337/ (дата обращения: 29.01.2025).;
7. Наумова, И. В. Виртуальный музей как один из методов обучения / И. В. Наумова — Текст непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С.293–294. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64067/ (дата обращения: 29.01.2025);