Развитие коммуникативных способностей у детей в наше время является одним из компонентов ФГОС и ФОП дошкольного образования, а игровая деятельность — это основной вид деятельности. Задачей педагогов является раскрыть в детях те способности, которые помогут им успешнее войти во взрослую жизнь.
Решили использовать социоигровую технологию для развития социокоммуникативных способностей, опираясь на опыт авторского коллектива Вячеслава Михайловича Букатова.
Для реализации этой задачи решили воплотить в действительность «Универсальные коврики», ведь не секрет, что дети любят что-то необычное и интересное. Само название говорит за себя. «Универсальные коврики» реализуют множество задач: развивают, позволяют двигаться безопасно в условиях группы при соблюдении правил игры, позволяют использовать любое тематическое содержание.Виграх участвует вся группа. Места всем хватает! На них можно проводить образовательную деятельность. Играем в различные дидактические, подвижные игры. Они уникальны тем, что в результатепозволяют осваивать новые знания, а также закреплять их.
Конечно, «Универсальные коврики» используем в игровой форме. Коврики трансформируемы, позволяют играть и заниматься в любой зоне группы. В ходе игры дети чувствуют свободу действий, масштабность полотна, никто и ничто не мешает, дети раскрепощены и эмоциональны. Организуя работу игр с ковриками, подбираем такие игры, которые ориентированы на сплочение коллектива группы и формирование межличностных отношений.
Разработали систему работы с ковриками: на занятиях, в свободной деятельности.
Использование ковриков в НОД помогает не только закрепить или изучить материал, но и развить в детях такие качества, как доброта, дружба, взаимопомощь. На «Ковриках» играем в различные дидактические игры. Например, на тематической неделе «Человек. Наше тело» познакомили воспитанников с понятием «эмоции человека». Остановились на самых простых, легко воспринимаемых эмоциях. Это радость, печаль, злость, испуг, удивление. Использовали «Универсальные коврики», которые расположили в круг. Все дети видели друг друга, показывали и определяли эмоции. Здесь же использовали приёмы и задания для работы детей в парах или микрогруппах (с помощью «Универсальных ковриков» детям интереснее и легче было освоить прием деления). Для устойчивого интереса дети самостоятельно по желанию делились. В средней группе планируем усложнить деление на микрогруппы. Например: поделиться на мальчиков и девочек; рассчитаться на первый, второй, третий; выбрать фишки разных цветов или формы, опять же дети сами выбирают прием деления.
На тематической неделе «Перелетные птицы» по такому же принципу наглядно рассмотрели тематический материал. Воспитанники делились полученной информацией друг с другом. Это способствовало и освоению материала, и общим темам для обсуждения и общения. Изначально дети затруднялись сообща выполнить задание, каждый тянул «лямку» на себя. Инициативу на себя брали более активные дети. Но с течением времени дети стали прислушиваться, доверять, общаться друг с другом, и в процессе беседы принимала участие уже большая часть детей.
Наша цель (педагогов) создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые. В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». По принципу авторов дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за всеми зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами, каждый ребенок на занятии получает новые знания, только кто-то побольше, а кто-то поменьше.
Используем коврики и в свободной деятельности. Воспитанники могут на них собрать сказку и проиграть ее. Вместе, сообща! Могут построить дома из конструкторов, собравшись небольшими группами, а могут по примеру собрать картинку из счетных палочек.
Дети сами предложили провести зарядку на ковриках. Поэтому на занятиях во время режимного момента физминутка используем наши коврики, проводим релаксацию на них. Дети довольны и с интересом делятся своими впечатлениями со сверстниками.
Таким образом «Универсальные коврики» дают возможность детям действовать сообща. В игре у детей появляются общие темы для предметного общения. Дети стали сплочённее и дружнее, снизилась конфликтность, замечена творческая инициатива. Работая с данной технологией, активно делимся опытом работы по формированию социокоммуникативных навыков среди педагогов на разных уровнях.
Литература:
- Социоигровая технология в работе с дошкольниками. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.- 96с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
- Интернет-ресурс:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/05/master-klass-sotsio-igrovoy-stil-raboty-s-detmi-kak-effektivnaya
- Интернет-ресурс:https://www.maam.ru/detskijsad/socioigrovaja-tehnologija-kak-sredstvo-obuchenija-doshkolnikov-yefektivnomu-vzaimodeistviyu-v-grupe.html?ysclid=m3bfppn4kl288201063
- Интернет-ресурс:https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2023/03/13/kartoteka-korrektsionnyh-i-relaksatsionnyh-igr-i-uprazhneniy-dlya