В статье представлены результаты изучения эмоционального интеллекта у студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты.
В вопросе изучения эмоционального интеллекта особый интерес представляет тот факт, что только в 2018 году эксперты в рамках психологического и экономического форума внесли данный параметр в топ-10 наиболее важных навыков современности. По нашему мнению, данный момент не является случайным, так как понимание и управление эмоциями является важным не только в коммуникативной или профессиональной деятельности личности, но и в рамках его поведенческих компетенций.
В настоящее время не существует однозначного определения понятию эмоциональный интеллект. Так, Дж. Мейер предположила, что «эмоциональный интеллект — это социальный или «горячий», оперативный вид интеллекта, который оперирует социальной, практической, личностной и эмоциональной информацией; а эмоциональный интеллект рассматривается как часть межличностного интеллекта» [2, c. 269].
Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» при участии 82 студентов в возрасте от 18 до 24 лет.
Цельюэмпирического исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта у студентов.
В исследовании была использована методика «ЭмИн» (Д. В. Люсин).
Проблема нарушений пищевого поведения влечет за собой изменения в сфере социального взаимодействия и неразрывно связана с эмоциональным интеллектом человека. Так, изучая показатели эмоционального интеллекта у респондентов, мы получили содержательную картину данных. Первоначально, наш научный интерес представил анализ субшкал показателей эмоционального интеллекта. Полученные результаты отображены на рисунке 1.
Рис. 1. Выраженность показателей эмоционального интеллекта у респондентов (ср. б.)
Наиболее выраженный показатель определился по шкале «Контроль экспрессии» (среднее значение=2,7, max=3). Так, респонденты способны контролировать внешние проявления своих эмоций.
Показатель по шкале «Понимание чужих эмоций» (среднее значение=1,8, max=3), указывают на то, что студентам свойственно понимание эмоционального состояния другого человека. Данный процесс происходит преимущественно с учетом внешних проявлений эмоций, например, мимики, жестов или звучания голоса. Однако с учетом полученных данных, у респондентов не наблюдается выраженная чуткость к внутренним состояниям других людей.
Выраженность по шкале «Управление чужими эмоциями» (среднее значение=1,4, max=3) может свидетельствовать о том, что респонденты не способны вызывать у других людей определенные эмоции, а также снижать интенсивность их нежелательных проявлений. У них также не выражена склонность к манипулированию людьми.
Показатель по шкале «Понимание своих эмоций» (среднее значение=1,3, max=3) указывает на то, что у респондентов снижена способность к осознанию собственных эмоций. Таким образом, с одной стороны, студенты затрудняются распознавать и идентифицировать собственное эмоциональное состояние, а с другой — испытывают сложности в отслеживании причины появления собственных эмоций и их вербальном описании. Наконец, выраженность по шкале «Управление своими эмоциями» (среднее значение=1,1, max=3) может свидетельствовать о том, что у респондентов снижена способность и потребность к управлению собственными эмоциями. Они не склонны к поддержке желательных эмоций и волевому контролю нежелательных.
Рис. 2. Выраженность показателей эмоционального интеллекта по интегральным шкалам у респондентов (ср. б.)
По рисунку 2 видно, что максимальная выраженность у респондентов, определилась по шкале «Управление эмоциями» (среднее значение=5,7, max=9). Данный показатель свидетельствует о том, что у студентов относительно сохранна способность к управлению собственными и чужими эмоциями.
Определившийся показатель по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» (среднее значение=5,3, max=9), свидетельствуют о том, что студенты преимущественно склонны к пониманию эмоций других людей. Более того, у них присутствует способность не только к их идентификации, но и к управлению ими.
При этом показатель по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (среднее значение=4,3, max=9) указывает на сниженную способность у респондентов к пониманию и управлению собственными эмоциями.
Наконец, показатель по шкале «Понимание эмоций» (среднее значение=3,6, max=9) свидетельствует о сниженной способности респондентов к пониманию собственных и чужих эмоций.
Таким образом, анализируя эмоциональный интеллект респондентов, мы определили, что они способны к управлению чужими эмоциями, склонны к пониманию эмоций других людей, а также управлению ими. Однако в картине понимания собственного эмоционального состояния, студенты продемонстрировали сниженную способность к их идентификации и управлению. Стоит также отметить, что третья часть всех респондентов, обладая низким уровнем эмоционального интеллекта, не способны правильно дифференцировать собственные эмоции, а также затрудняются вербально выражать их и испытывают сложности в понимании изменений своего состояния.
Литература:
- Кочетова, Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков [Текст]: монография / Ю. А. Кочетова. — Москва: МГППУ, 2022. — 104 с
- Майер, Дж. Эмоциональный интеллект [Текст] / Дж. Майер, Д. Карузо, П. Саловей // Intelligence. — 2009. — № 27. — С. 267–298.