Коранический взгляд на концепцию «достоинство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 01.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мирсаетов, И. М. Коранический взгляд на концепцию «достоинство» / И. М. Мирсаетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122370/ (дата обращения: 22.02.2025).



Статья посвящена анализу концепции человеческого достоинства в священной книге мусульман — Коране. В ней рассматриваются ключевые аяты, которые подчеркивают важность прав человека, личной свободы, равенства и справедливости в исламе.

Ключевые слова: достоинства, Коран, права человека, равенство, справедливость, честь.

Опираясь на главенство исламского права (шариата), исламские философы и богословы определяют приблизительно семьдесят аятов в священной книге мусульман — Коране, которые затрагивают вопросы прав человека. Эти религиозные тексты базируются на фундаментальных принципах, включающих человеческое достоинство, личную свободу, равноправие всех людей и справедливость.

Священное писание ислама содержит не только предписания о необходимости противостоять собственным страстям, низменным желаниям и негативным проявлениям человеческой природы, но также включает важные положения, касающиеся сохранения и уважения личного достоинства каждого человека. В частности, в коранических текстах говорится о том, что « лишь Аллах, Его Посланник и те, кто веруют в Него, владеют славой и почетом » (Коран, 63:8).

Ислам повелевает людям быть справедливыми, жить в рамках единства и мира, дружбы и моральных ценностей. Священный Коран гласит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58).

Исламские правоведы наших дней подчеркивают, что в Коране особо выделяется высокое положение и особая роль человека среди всех творений Аллаха. Как свидетельствуют исламские источники, Всевышний определил человеку быть Его представителем (халифом) на земле, о чем говорится в следующих словах: « Поставлю Я на земле наместника » (Коран, 2:30). Подчеркнуто уважительное отношение к человеку мусульманские правоведы усматривают и в другом высказывании Аллаха, обращенного к Пророку: « Воздвигли Мы тебя (, о Мухаммад, Посланником) только как милость для обитателей миров » (Коран, 21:107).

В Коране человек описывается как наиболее совершенное и прекрасное творение Аллаха. Священное писание неоднократно подчеркивает особую красоту и гармоничность человеческого облика, дарованную Создателем. В аятах 64:3, 82:7–8 и 95:4 говорится о том, что Всевышний не только создал человека, но и наделил его прекрасной внешностью, соразмерностью всех частей тела и совершенным обликом. Коран призывает людей помнить об этом божественном даре и быть благодарными Аллаху за то, что Он по Своей воле сотворил человека в самом прекрасном образе среди всех созданий.

Шариат проявляет особую заботу о чести и достоинстве женщины, рассматривая посягательство на них как тяжкое преступление [6]. В Коране говорится: « женщины имеют по отношению к мужьям такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму …» (Коран, 2:228). Мужчины и женщины равны в своих правах на жизнь, здоровье, честь и достоинство, собственность, неприкосновенность личности, заключение брака, в целом право на безопасность, свободны в мышлении, даже в свободе вероисповедания и т. д.

Мужчины имеют больше обязанностей, чем женщины. Отсюда и положение Корана, в котором определяется главенствующая роль мужчины, например: « них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества …» (Коран, 4:34). Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из или «… хотя мужья и выше их по достоинствам » (Коран, 2:228). Но даже это не означает, что женщина не может свободно распоряжаться своим имуществом или можно вмешаться в её волеизъявление. Её личность оберегаема, воля её — свободна.

В суре «ат-Тахрим» рассказывается о высокой морали досточтимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и двух его жен. Там говорится о конкретном событии — временной разлуке Пророка Мухаммада со своими женами. Муса Бигиев своей работе, посвященной хиджабу пишет об этом: «Образно говоря, на одну чашу весов было положено великое почитание двух женщин, а на другую вся сила Аллаха, да возвысится Его великолепие, сила Джабраила, всех верующих му`минов и всех ангелов. Итак, на одной чаше весов — великое почтение двух женщин, а на — другой вся сила и могущество всего присносущего и всего сотворенного: « Если вы обе обратитесь к Аллаху… ведь склонились ваши сердца; а если открыто будете противиться ему… то ведь Аллах — его защитник, и Джабраил, и праведный из верующих, и ангелы после этого — помощники » (Коран, 66:4). Воистину, это — чудесное повествование об удивительном и странном противостоянии с силой чести и достоинства женщин, рассказанное языком господнего могущества, благородной снисходительностью, красноречивостью великого глагола или стилем изысканного укора» [1].

Известный татарский богослов Муса Бигиев особо отмечает, что Благородный Коран в специальных сурах уделяет большое внимание повествованию о беременной Марьям, кормящей матери Мусы и матери, воспитывающей Марьям. Таким образом, по мнению ученого Священная Книга выражает почтение к трем состояниям женщины: ее беременности, кормлению ею потомства и ее роли как воспитательницы.

Несмотря на то, что в Благородном Коране имеются суры, посвященные отдельным пророкам, однако в нем нет ни одной суры, посвященной мужчине, рассматриваемому в качестве отца. Но в том, что касается женщины, положение совсем другое: в Священной Книге существует три специальных главы, в которых главной темой являются названные выше три состояния женщины.

Говоря об особенностях семейной жизни, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, возвышал самые, казалось бы, простые и естественные для женщины моменты. В этом смысле Властелин Трона Величия Аллах, да возвысится Его могущество, еще более учтив: « Услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху, а Аллах слышал вашу беседу » (Коран, 58:1). Такого выдающегося внимания Благородный Коран не уделяет даже самым великим событиям в жизни самых великих представителей уммы праведных и их самым великим деяниям. Таким образом, Священное Писание является удивительным тонким свидетелем почтения к женщине и заботы о семейном благе.

Благородный Коран в таком аяте, как: « День, как убежит муж от брата, и матери, и отца, и подруги, и сыновей » (Коран, 80:34–36), сводит только к мужчинам такое неблаговидное явление, как бегство от всех родных и неверность в минуты тяжелых испытаний, и относит только к женщинам такие высокие особенности нрава, как верность и стойкость, которые они проявляют в такие минуты. «Это очень красивый обычай благородного Корана. Иными словами, это означает, что женщины превосходят мужчин в верности, стойкости и терпении», — пишет Муса Бигиев [1].

В отличие от других созданий человек наделен еще одним только ему присущим качеством, поскольку « Милостивый… сотворил человека, обучил его речи ясной » (Коран, 55:1–4). Коран подчеркивает особое положение человека в мироздании, что отражено в аяте 70 суры «Аль Исра (Ночной перенос)», где говорится о даровании почета потомкам Адама и их превосходстве над другими созданиями.

Ислам признает право на свободу вероисповедания, что подтверждается несколькими аятами Корана. В них говорится о недопустимости принуждения к вере (Коран, 2:256) и о том, что каждый человек волен сам выбирать — принимать веру или нет (Коран, 18:29).

В проблеме свободы вероисповедания Особое внимание в исламском праве уделяется положению немусульман, особенно «людей Писания» (христиан и иудеев). Они получают статус «зиммиев» — находящихся под защитой мусульман. При условии уплаты специального налога (джизьи) (Коран, 9:29) и признания мусульманской власти, им гарантируется свобода вероисповедания и защита [6].

Коран также устанавливает правила ведения межрелигиозного диалога, призывая к уважительному общению с представителями других религий. Дискуссии должны вестись достойно и честно, в атмосфере взаимоуважения. При отсутствии взаимопонимания мусульманам рекомендуется мирно завершить диалог (Коран, 29:46).

Это указание наглядно показывает религиозную толерантность ислама и его почтительное отношение к иным монотеистическим религиям. Оно также подчеркивает недопустимость активного обращения в свою веру последователей других религий. Если в ходе диалога не удается достичь взаимного понимания или уважения, мусульманину следует мирно закончить разговор, попрощавшись с собеседниками [5].

Человеческое достоинство является универсальным понятием, поскольку все люди являются потомками Адама, что установлено религиозной литературой, в которой не только подтверждается данный принцип, но также говориться о наказании за его нарушение.

Например, говорится о том, что человеческая жизнь неприкосновенна. Всевышний сказал: « Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете » (Коран, 6:151).

Если же кто-то отнял человеческую жизнь, то предписывается возмездие. Всевышний говорит: « О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых » (Коран, 2:178).

Наказание применяется согласно определенным законным условиям, подробно описанным в книгах об исламском законодательстве (фикх). Это условия, которые гарантируют права как общества, так и отдельных лиц.

В исламской традиции особое внимание уделяется помощи нуждающимся через систему благотворительности. Священный Коран говорит о том, что истинно верующие должны делиться частью своего имущества с теми, кто просит помощи или находится в бедственном положении « Верующие выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных » (Коран, 70:24–25).

Одним из фундаментальных столпов ислама является закят — обязательное пожертвование, направленное на справедливое распределение материальных благ в обществе. Коран четко определяет тех, кто имеет право на получение такой помощи: неимущие, сборщики и распределители пожертвований, те, чьи сердца склоняются к вере, а также рабы, должники, путники и те, кто трудится на пути Аллаха (Коран, 9:60).

Коранические тексты также подчеркивают свободу выбора, дарованную человеку, и определяют роль Пророка как духовного наставника. Его миссия заключается в том, чтобы направлять людей, но не принуждать их, поскольку окончательный отчет каждый даст перед Всевышним.

« Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих ?» (Коран, 67:53).

Во многих случаях в Коране религиозное духовное обращение адресовано разумным людям, обладающим знаниями и склонным к размышлениям.

« Скажи: “Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле. Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!”» (Коран, 10:101).

« Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля? » (Коран, 88:17–20).

« Но поминают назидание только обладающие разумом » (Коран, 3:7).

Таким образом, можно подытожить, что в Коране закреплено понятие человеческого достоинства как универсального принципа, который относится ко всем людямнезависимо от их этнического происхождения, цвета кожи или социального положения. Данный принцип отличается тем, что основывается на общепризнанной концепции исламских убеждений. Достоинство сохраняется с момента рождения человека и на протяжении всей жизни и даже после смерти. Единственным реальным критерием, по которому люди превзошли друг друга, является благочестие и выполнение праведных деяний.

Литература:

  1. Вопросы этики в трудах мусульманских авторов Волго-Уральского региона: хрестоматия / сост.: Л. И. Алмазова, Р. Р. Сафиуллина-Аль Анси. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 192 с.
  2. Козлова И. В. Историко-философский анализ проблемы формирования человеческого достоинства // Философская мысль. 2022. № 2. С. 87.
  3. Сборники хадисов. [Электронный ресурс]. URL: https://isnad.link/ (дата обращения: 08.01.2024).
  4. Священный Коран. [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 08.01.2024.)
  5. Социальная доктрина российских мусульман. [Электронный ресурс]. URL: https://www.muslim.ru/articles/280/13635/ (дата обращения: 24.11.2024).
  6. Сюкияйнен Л. Р. Х Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М.: Садра, 2014. 165 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Коран, Аллах, благородный Коран, женщина, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, личная свобода, особое внимание, Священная Книга, Священное Писание.


Похожие статьи

Задать вопрос