Статья рассматривает понятие и сущность преступлений и наказаний в исламе, основываясь на двух основных источниках мусульманского права: Священном Коране и Сунне. Коран служит фундаментом для юридических постановлений, тогда как Сунна, представляющая собой примеры жизни пророка Мухаммада, разъясняет и дополняет эти постулаты.
Ключевые слова : Сунна, преступление, наказание, исламское право.
Основу мусульманского права составляют два основных источника: Священный Коран и Сунна. Коран является фундаментальным источником юридических постановлений, а Сунна служит разъяснением его постулатов, имея обязательный характер. Эти источники взаимодополняют друг друга и не содержат противоречий.
Вторая группа источников включает иджма, кияс, шариат, фикх, рай, фетву и другие, которые формулируют правила поведения и устанавливают последствия действий. Сунна, представляющая собой жизненный пример пророка Мухаммада, служит образцом для мусульман и источником решений для различных жизненных ситуаций.
Хадисы, составляющие Сунну, включают действия, высказывания и молчаливые одобрения пророка. Они передавались устно и затем были записаны, оставаясь важным источником исламского права, включая уголовное законодательство. Коран и Сунна формируют идеологическую основу мусульманского права, содержащую его фундаментальные принципы.
Правовые нормы, основанные на законах Аллаха, считаются вечными и неизменными, а добродетели, такие как правдивость и справедливость, высоко ценятся в исламе. Сунна является ключевым средством для предотвращения разногласий в интерпретации Корана и его практическом применении.
Хадисы соотносятся с Кораном тремя способами:
- Положения хадисов могут совпадать с положениями Корана и их подтверждать. Например, в Коране за прелюбодеяние предусмотрено наказание в виде 100 ударов плетью, что подтверждается хадисом Пророка.
- Хадисы могут пояснять и детализировать содержание Корана.
- Хадисы могут содержать новые положения, отсутствующие в Коране.
Преступления в шариате также делятся на три группы:
- Хадд — наиболее опасные преступления с точно определенной санкцией, такие как отступничество, бунт, разбой, кража, прелюбодеяние и ложное обвинение, которые не допускают прощения.
- Кисас — преступления с возмездием, например, убийство или тяжкие телесные повреждения, где наказание равно по тяжести совершённому деянию. Возможна замена кровной мести денежным выкупом.
- Тазир — правонарушения с неустановленной санкцией, касающиеся прав Аллаха и частных интересов, такие как неуплата заката, нарушение обязательств по сделкам, мошенничество и произвол.
Рассмотрим подробнее преступления по первой классификации. Бунт в мусульманском праве охватывает попытки свержения власти и неповиновение, за что Коран и Сунна предписывают смертную казнь. Выход против правителя бывает трех видов: убеждением, словом и действиями.
- Убеждение (биль итикад): Человек может не выражать недовольство открыто, но в сердце считать себя не обязанным подчиняться правителю. Такой человек называется хариджитом.
- Слово (хурудж биль лисан): Это подстрекательство других к выступлению против правителя, при этом человек создает негативное мнение о власти. Важно помнить, что искренность по отношению к правителям и обществу предписана исламом. Пророк Мухаммед учил, что религия — это искренность по отношению к Аллаху, Его Книге, Посланнику и правителям.
Существует разногласие среди ученых о том, допустимо ли открыто порицать правителей. Некоторые считают это запрещенным, так как это может привести к бунту и утрате уважения к власти. Выступление против правителей языком рассматривается как одно из самых опасных действий, и тех, кто подстрекает к этому, называют «ка′адия» (отсиживающиеся хариджиты).
Пророк Мухаммед говорил, что, если кто-то хочет наставить правителя, ему следует сделать это наедине, чтобы избежать публичного порицания, которое может вызвать негативные последствия.
Также в этом вопросе передается множество слов праведных предшественников. Все они говорят, что выступление против правителей может быть не только оружием, но и языком. Все они говорят, что нельзя исправлять правителя в его отсутствии перед массами людей. Исправлять правителя нужно в соответствии с руководством пророка. Путь праведных предшественников учитывает вопросы пользы и вреда.
Выход против правителя делится на два вида:
1. Ненасильственные действия:
— Написание книг и статей с призывами к сопротивлению.
— Подписание манифестов и проведение митингов.
2. Насильственные действия:
— Контрабанда и покупка оружия.
— Вооруженные выступления и покушения на чиновников.
— Предоставление убежища лицам в розыске.
— Уничтожение имущества и изготовление взрывчатых веществ.
Пророк Мухаммад предостерегал от выхода из повиновения правителю.
Воровство считается тяжким грехом в Исламе, за которое предусмотрено наказание — отсечение руки. Для этого имущества должны соответствовать определенным условиям, включая минимальную стоимость. Повторные кражи могут привести к более строгим наказаниям по усмотрению судьи.
Прелюбодеяние также строго осуждается, и Пророк говорил, что вера покидает человека, совершающего этот грех. Употребление спиртных напитков также запрещено, и тот, кто пристрастился к ним, не войдет в Рай.
Рассмотрим вопрос об ответственности за убийство, вторую группу преступлений.
Согласно сунне, умышленное убийство наказывается смертной казнью, если только ближайшие наследники убитого не согласятся простить его, давая ему возможность откупиться.
По шариату выкуп за кровь при убийстве устанавливался в размере 100 верблюдов или их стоимости (одна тысяча золотых динаров или 12 тыс. динаров в бумажных деньгах), а за женщину полагалось выплатить половину указанной суммы. Если же преступника не прощали родственники убитого, то его по писанию шариата казнили. Передают со слов ‘Абдуллы (ибн Мас‘уда), да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо начало убийствам положил он» [3, Аль-Бухари, 3335; Муслим, 1677].
Также сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Услышав, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”, я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!”» [3, Аль-Бухари, 31; Муслим, 2888; Абу Дауд, 4368; ан-Насаи, 7/165; ибн Маджах, 3964 и другие]
Правонарушения третей категории преступлений.
За правонарушения третей категории тазир применялись самые различные меры наказания. Так смертной казнью наказывались такие преступления как шпионаж в пользу врага, за призыв к смуте, за отказ от основных принципов мусульманской веры, за колдовство.
Рассмотрим подробнее понятие шпионажа. Его в зависимости от мотивов можно разделить на два вида:
- Мотивом служит любопытство и любознательность в запретных делах, рассказы о запретных сторонах жизни людей. Поэтому сразу после запрета на шпионаж идет запрет на клевету потому, что клевета — обязательный результат запретного шпионажа. И каждый, кто шпионит, в конце концов, будет клеветать на других.
- Общий, где мотивом служит передача сведений и подача донесений тагутам[1] и другим им подобным из числа неверующих и многобожников. Дружба с ними и взаимопомощь является самым опасными из видов шпионажей, а также выводящим его из Ислама. В достоверном хадисе говорится: «остерегайтесь подозрений, поистине, подозрения худшие из рассказов, не шпионьте, не разузнавайте, не враждуйте и будьте братьями».
Также пророк сказал: «тот, кто поел за счет мусульманина, Аллах накормит его таким же из ада, тот, кто оделся за счет мусульманина, Аллах оденет его из ада, а тот, кто обрел за счет мусульманина славу и показуху, Аллах унизит его в Судный день». Рассказал Абу Давуд.
В этих хадисах есть предостережение и устрашение тем, кто пишет донесения на мусульман, чтобы довести до тагутов и тех, кто следит за местами собраний мусульман, за их передвижениями взамен на незначительные суммы в качестве оплаты. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «тому, кто слушал разговор других, когда им этого не хотелось (не нравилось), зальют в ухо свинец».
Посланник Аллаха перечисляя семь смертельных грехов, упомянул и колдовство. В исламе колдовство является одним из тягчайших грехов, но несмотря на это, среди мусульман в разных странах количество колдунов растет непрерывно. Мусульмане, обращающиеся к колдунам, ввиду своей религиозной безграмотности не понимают, что совершают большой грех, однако для колдунов, которые целенаправленно нарушают правила ислама, это не только способ лишний раз осквернить ислам, но также способ обманным путем получить что-то от своих клиентов. С учетом роста мошенничества на этом фоне правительства стран пытаются принять определенные меры, чтобы остановить колдовские практики и предотвратить потенциальные случаи мошенничества. В этой картине особенно выделяется Саудовская Аравия, которая преследует колдунов не по статье мошенничества, а непосредственно по статье за практику колдовства, и наказывает колдунов высшей мерой наказания, что является исключительным примером во всем мире.
Передано со слов Абу Мусы, что Посланник Аллаха сказал: «Три группы людей не войдут в рай: пьяница; человек, порывающий родственные связи, и тот, кто верит словам колдуна».
В дополнение приводится другой хадис Посланника Аллаха со слов ибн Мас’уда: «Поистине, заклинания, амулеты и колдовство — это ширк»[2].
Стоит отметить, что характерная особенность тазира заключается в том, что он не, представляет систему строго установленных санкций за конкретные правонарушения. Поэтому судья может по своему усмотрению определять наказание в зависимости от тяжести деяния и личности виновного; он может, например, сочетать телесное наказание с высылкой; определять срок лишения свободы до тех пор, пока виновный не раскаялся или не исправился.
Правосудие Аллаха состоит не в беспрестанной охоте на злоумышленников и последовательном наказании их, но в величайшем желании установить мир, справедливость и порядок, устраняя неудачу, слабость и вражду, которые лежат в основе в основе зла. Если кто-то оступился, то мусульмане просто обязаны, объединится и сообща указать такому человеку на возможность исправления допущенных им ошибок.
Исламское право является одним из правовых систем мира, и наказания в хадисах соответствуют представлениям своей системе права. Наша задача заключалась в том, чтобы систематизировать наказания, предусмотренные в хадисах. Взяв за основу вышесказанное, можно сделать вывод, что в хадисах предусматривается две группы наказаний:
- Наказания, назначаемые в потустороннем виде, — эти наказания по своей сущности предупредительные.
- Наказания, которые применяются в этом мире. При этом отметим, что большинство наказаний, предусмотренных хадисами, аналогично наказаниям, предусмотренных Кораном. Сходство этих наказаний говорит о том, что источником определения наказаний в хадисах является непосредственно Коран.
Кроме того, все наказания, предусмотренные в хадисах, можно подразделить на шесть видов: выкуп за кровь, бичевание, ссылка, нанесение соразмерно, ранениям, отсечение конечностей, казнь и избиение камнями.
Таким образом, исламское право различает потусторонние и земные наказания, направленные на восстановление справедливости и порядка. Основная цель этих наказаний — не только наказание грешников, но и стремление к исправлению и установлению мира в обществе.
Литература:
- Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2009.
- Кулиев Э. Р. На пути к Корану. — М.: UMMAH, 2003.
- Сборники хадисов. [Электронный ресурс]. URL: https://isnad.link/ (дата обращения: 08.01.2024).
- Священный Коран. [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 08.01.2024.)
- Сюкияйнен Л. Р. Х Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М.: Садра, 2014.
- Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. — М.: 1991.
- Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь.— М.: Ансар, 2007. — С.872.
[1] Исламский термин для обозначения предмета идолопоклонства
[2] Ширк — признание какого-либо реального или мифического объекта или субъекта равным Аллаху в могуществе или творческой способности, а также признание в нем божественности с последующим почитанием, служением и поклонением ему [7].