Интерпретация принципа справедливости в цивилистической доктрине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 31.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Муротов, Н. Н. Интерпретация принципа справедливости в цивилистической доктрине / Н. Н. Муротов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122383/ (дата обращения: 23.02.2025).



Данная статья рассматривает вопросы интерпретация принципа справедливости в цивилистической доктрине, анализируя разные подходы к её пониманию. В статье автор изучает принцип справедливости исходя из норм Гражданского кодекса Республики Узбекистан и иных научно-теоретических трактовок.

Ключевые слова: принцип справедливости, гражданское право, Гражданский кодекс Республики Узбекистан, цивилистическая доктрина судебная практика.

В развитии естественно-правовых взглядов про справедливость большое место занимали римские стоики. Цицерон, основываясь на идее естественно-правовой справедливости, приводит понятие справедливости из сознания и природы. Его философия справедливости считалась наиболее приемлемой для Рима. Самое важное, что справедливость в первую очередь приобрела характер юридической категории. Формула Ульпиана «жить честно, не причинять вреда другим, видеть, что заслуживает каждый человек» не должна была выражать основу справедливой жизни и субъективных прав личности в Древнем Риме. Таким образом, в Риме понятие справедливости перешло из области философии в область правовой мысли. Категория справедливости стала предметом не только философских исследований, но и философско-правовых исследований. При этом он не полностью перешел от философии к праву, а утвердился в философско-правовом смысле [1].

В трактовке человека и его ценности справедливость основывается на уважении человека как человека, его способностей, заслуг и результатов деятельности по принципу «все свои». Как пишет Б. Барри, известный исследователь в этой области, «центральным вопросом любой теории справедливости от эпохи Платона до наших дней является жизнеспособность неравноправных отношений между людьми» [2]. «Справедливость — это соотношение и гармония равенства и свободы. В той мере, в какой люди свободны, справедливость будет там, где они равны. Равенство предполагает, во-первых, то, что позволяет быть свободным; во-вторых, то, что может быть сравнимо с тем, что имеют другие». Понятие о справедливости необходимо индивиду, оно сообщает о понятых им правах и обязанностях. К.Войтила отмечает, что справедливость необходима «для того, чтобы члены данного общества надлежащим образом распределили свои обязанности по отношению к обществу».

С возникновением и развитием капиталистических отношений на смену теологическому мировоззрению пришло мировоззрение адептов, формирующее буржуазное право. Согласно ему, акцент был сделан на правовой стороне понимания идеи справедливости и равенства людей и одновременно формирования либерального понимания справедливости.

Этот процесс нашёл свое отражение в концепциях Ф.Бэкона [3], Т.Гоббса [4], Ж.Локка, И.Канта, Г.Гроция [5]. Ф.Бэкон утверждает, что справедливость объединяет людей и создает основу для права. Он писал, что «Поскольку есть только справедливость, человек не волк для человека».... «Справедливость заключается в том, чтобы не желать другим того, что ты сам себе не нравишься».

В действующей редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан справедливость, несмотря на то, что ее содержание неоднократно и четко определено законодательством, упоминается гораздо реже, чем добросовестность и разумность в действиях в гражданском обороте и гражданском правовом регулировании. В части 2 статьи 5 Гражданского кодекса Республики Узбекистан в тех случаях, когда аналогия закона и аналогия права не могут быть использованы, требования разумности и справедливости выдвигаются наряду с основаниями гражданского законодательства при определении прав и обязанностей сторон [6].

Вместе с тем, согласно анализу норм действующего Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в кодексе значительно больше концептуальных норм, определяющих модель правового регулирования гражданского оборота через основы справедливости. Например, положения части второй статьи 5 Гражданского кодекса Республики Узбекистан устанавливают требование не только рациональности и целесообразности, но и справедливости. Согласно ему, в качестве основы возникновения гражданских прав и обязанностей рассматриваются действия субъектов правоотношений, которые, исходя из общих основ гражданского права, порождают гражданские права и обязанности, хотя и не предусмотрены законами и иными правовыми актами. Часть третья статьи 9 Гражданского кодекса устанавливает презумпцию честности, рациональности и справедливости участников гражданско-правовых отношений. В развитых правопорядках понятие справедливости и соразмерности все чаще используется в судебной практике [7].

Принцип справедливости в гражданском праве выражен в общих основаниях гражданского законодательства в общей форме. В соответствии с ним он основывается на признании следующего: равенство участников отношения; неприкосновенность имущества; договорная свобода; недопустимость вмешательства в личные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита прав. Признание и соблюдение общих основ гражданского законодательства (как в правотворчестве, так и в применении права) является комплексной реализацией принципа справедливости в гражданском праве.

Важными функциональными аспектами гражданско-правовой справедливости можно назвать следующее:

обеспечение полноценной реализации гражданско-правовой субъектности, в том числе посредством свободной автономии. Без этого невозможно достичь неотъемлемого права и правового статуса, справедливого принадлежности каждой личности, реализации предоставленной каждому возможности справедливого самовыражения и гармоничного развития в обществе. По какому-либо основанию, предусмотренному законом, данное право должно быть обеспечено эффективными механизмами восполнения данного недостатка или лица, не обладающие этими элементами субъектности (в частности, не обладающие в полном объеме гражданской дееспособностью) [8];

обеспечение не объявленного, а фактического равенства участников гражданско-правовых отношений;

признание значимости фактической аффилированности и зависимости отдельных участников гражданского оборота друг от друга (например, корпоративных, семейных отношений, отношений нахождения в иждивении); особого имущества, личного достояния, места социальных связей, имеющих особое значение для отдельных субъектов оборота;

признание обоснованных преимуществ, не нарушающих общее равенство субъектов (например, преимущественное право на приобретение имущества; право на продление договора в случаях, предусмотренных правовым порядком);

выполнение задачи, обязанности по хранению, иные расходы, признание зависимости обязательств, связанных с введением в обращение какого-либо имущества, от фактической возможности эксплуатации данного имущества и использования его полезных свойств, а в случаях, установленных в правовом порядке, от фактической стоимости данного имущества [9];

пропорциональность, равенство событий, вызывающих взаимосвязанные правовые последствия (например, равное распределение наследства, большие расходы большего выгодоприобретателя и т. п.) [10];

обеспечение надлежащего исполнения обязательств, в том числе встречного исполнения;

недопустимость нанесения ущерба и обеспечение гарантий основного обогащения;

обеспечение полноты возмещения ущерба в форме компенсации ущерба, причиненного восстановлением нарушенных обстоятельств, в том числе нарушением, в случаях, предусмотренных правопорядком;

корректировка размеров возмещения ущерба по обоснованности и необходимости;

индексация выплачиваемой суммы с учетом прожиточного минимума, инфляции, стоимости жизни;

защита уязвимых и менее защищенных участников гражданского оборота; ожидание более высокого уровня поведенческой ответственности от более масштабных и более рискованных субъектов деятельности [11];

обоснованное распределение риска;

использование обоснованных мер стимулирования и обоснованных компенсаций, восстановительных мер для повышения добросовестного поведения участников гражданского оборота, выполнения социально значимых задач, постоянного проявления хорошей морали и законопослушности.

Литература:

  1. Gold A. S. A moral rights theory of private law // Wm. & Mary L. Rev. 2010. Т. 52. p. 85.
  2. Barry В. Theories of Justice. New York. 1989. p. 32.
  3. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Соч. Т. 1. — М., 1971.
  4. Гоббс Т. Избранные произведения. Т. 1. — М., 1956.
  5. Гроций Г. О праве войны и мира. — М., 1956.
  6. Гражданский кодекс Республики Узбекистан (Часть первая) // https://lex.uz/docs/111181.
  7. Gold A. S. A moral rights theory of private law // Wm. & Mary L. Rev. 2010. Т. 52. p. 97.
  8. Von Bar C., Clive E., Schulte-Nölke H. Principles, definitions and model rules of European private law: Draft Common Frame of Reference (DCFR). — Walter de Gruyter, 2009. p. 192.
  9. Scheffler S. Distributive justice, the basic structure and the place of private law // Oxford Journal of Legal Studies. 2015. Т. 35. №. 2. p. 213.
  10. Scheffler S. Distributive justice, the basic structure and the place of private law // Oxford Journal of Legal Studies. 2015. Т. 35. №. 2. p. 241.
  11. Cane P. Corrective justice and correlativity in private law // Oxford J. Legal Stud. 1996. Т. 16. p. 471.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Гражданский кодекс Республики, гражданский оборот, справедливость, гражданское законодательство, принцип справедливости, обязанность, отношение, Рим, судебная практика.


Ключевые слова

гражданское право, принцип справедливости, Гражданский кодекс Республики Узбекистан, цивилистическая доктрина судебная практика

Похожие статьи

Задать вопрос