Актуальные вопросы использования театральной педагогики на уроках русского языка как иностранного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 01.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Лебедева, П. А. Актуальные вопросы использования театральной педагогики на уроках русского языка как иностранного / П. А. Лебедева, Е. А. Терех. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122390/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье охарактеризован методический потенциал приемов театральной педагогики в обучении русскому языку как иностранному. Театрализация представляет собой мощный инструмент для обучения русскому языку как иностранному, который способствует развитию речевых и коммуникативных навыков, а также повышению интереса и мотивации учащихся. Авторами рассматриваются преимущества использования театрализации в учебной деятельности. В статье анализируются трудности практического применения лингвотеатральных приемов в организации урока русского языка как иностранного, а также приводятся рекомендации по внедрению театрализации в учебный процесс.

Ключевые слова : театральная педагогика, лингвотеатральные приемы, театрализация, русский как иностранный.

С целью повысить эффективность обучения русскому языку как иностранному (далее РКИ), сегодня разрабатывается различный методический инструментарий. Одним из способов, который позволяет изменить структуру традиционного урока русского языка, мотивировать учащихся на более глубокое изучение языка, развивать творческие способности и активировать речевую деятельность ионофонов, является использование театрализации на занятиях РКИ.

Под театрализацией понимается «включение театральных средств в дидактический процесс, гармоничное сочетание театрального искусства педагогическим процессом, соответствующим его принципам построения» [3, с. 13]. Интегрирование приемов театральной педагогики в ход урока РКИ создает условия для развития спонтанной речи учащихся: во время урока ученики работают над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией, продуцируют высказывания, требующие использование различных языковых средств. Это придает практическую направленность образовательному процессу, мотивирует к изучению русского языка и помогает преодолевать психологический барьер в использовании изучаемого языка как средства общения [5, с. 40]. Более того, театрализация способствует освоению учащимися норм речевого поведения, принятыми в русской культуре. Включение приемов театрализации помогает развивать не только языковую, речевую и коммуникативную компетенции, но и творческие способности иностранных учащихся [4, с. 78], поскольку превращает учебную деятельность в творческий процесс, «активизирует такие психические процессы, как произвольное внимание, память, мышление, речь» [1, с. 106].

В научных работах многих исследователей рассматриваются преимущества реализации приемов театрализации в процессе обучения РКИ, их методический потенциал в учебном процессе. Однако, как показывает анализ изучения научных источников, трудности, связанные с практическим применением театральной педагогики, остаются малоизученными.

Во-первых, не все учащиеся открыты к театральным формам работы, некоторые могут стесняться или чувствовать себя некомфортно. Например, китайский студент, привыкший к индивидуальной работе, с трудом будет выполнять задания в группе. Кроме того, известна эмоциональная сдержанность китайца, которая продиктована традицией «сохранения лица». Очевидно, для успешного внедрения театральных приемов необходимо учитывать эти культурные особенности и больше внимания уделять психологическому аспекту адаптации к активной учебной деятельности, возможно, начав с небольших заданий (чтение по ролям, инсценировка небольших диалогов), постепенно повышая уровень сложности и вовлеченности.

Во-вторых, многие студенты очень часто, чувствуя себя не очень уверенно, включают, так сказать, «плохого актера» [2, с. 134]. Особенно это заметно на начальном этапе обучения. Чаще всего это связано с неопытностью учащихся или отсутствием у них опыта участия в театральных постановках. Для этого используется прием «Маска, я тебя узнала», позволяющая в процессе обучения постепенно заменить неудачи на «хорошую игру». Он позволяет мягко и ненавязчиво помочь им преодолеть страх и неуверенность. Суть приёма заключается в том, чтобы помочь студенту осознать и проанализировать свою «маску» — то есть искусственное поведение, которое он демонстрирует, и постепенно заменить её на более естественное и уверенное выступление.

В-третьих, возможности инсценировки неизбежно ограничены языковыми возможностями учащихся и беглостью их речи [1, с. 106]. В связи с этим преподавателю рекомендуется применять принцип дифференцированного обучения в группах с разным уровнем знания языка. В группах с низким уровнем владения языком необходима активная роль педагога, направляющего диалог. В более сильной группе преподаватель может не вмешиваться в процесс, если учащиеся могут поддерживать разыгрываемый спонтанный диалог на протяжении большого количества ответных реплик. «Его цель — периодически вступать в разговор для того, чтобы разнообразить диалог, ввести новые темы или правила, исправить ошибки учащихся» [7, с. 61].

В-четвертых, не все преподаватели РКИ имеют опыт работы с театральными приемами. В исследовании М. Хокканен утверждается, что большинство учителей не используют приемы театрализации ввиду нехватки времени как для репетиций, так и вообще для планирования такого рода проектов. Помимо этого, довольно часто информанты отмечали, что не имеют достаточно опыта для постановки целого спектакля [6, с. 141]. Это приводит к тому, что инсценировки превращаются в заучивание текста, лишенное эмоциональности и спонтанности. Как видно, учитель должен обладать минимальными навыками драмопедагогики, чтобы помощь обучающимся раскрепоститься и преодолеть стеснение перед выступлениями. Кроме этого, знакомство с различными типами игр и заданий, используемых в драмопедагогике, позволит педагогу создавать собственные задания, адаптированные для разных уровней владения языком, и использовать театрализацию уже на начальном этапе обучения.

Таким образом, приемы театрализации обладают значительным методическим потенциалом в обучении русскому языку как иностранному. Однако их использование в реальной педагогической практике может вызвать ряд трудностей, связанных как с особенностями самих учащихся (культурными различиями, неуверенностью, отсутствием опыта), так и с ограничениями в деятельности преподавателей (недостатком времени и ресурсов, опыта в драмопедагогике). Успешное внедрение театрализации требует от преподавателя знаний и умений в области драмопедагогики, а также гибкости и готовности адаптировать методическую систему работы.

Литература:

  1. Аксенова М. В., Кретова В. А. Театрализация в обучении иностранным языкам в школе //Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты. — 2022. — С. 105–107.
  2. Батраева О. М. Интерактивные методы обучения РКИ: театральная технология как элемент формирования речевых умений //Русский язык в современном Китае. — 2023. — С. 131–134.
  3. Куприченко П. Ф., Чевела О. В. Театрализованная игра на занятиях по русскому языку как иностранному //Казанская наука Учредители: ООО «Рашин Сайнс». — №. 9. — С. 13–15.
  4. Лебедева, П. А. Лингвотеатральные приемы на уроках РКИ / П. А. Лебедева // Лингвокультурология. — 2024. — № 19. — С. 73–80.
  5. Лебедева, П. А. Методика использования сценических этюдов в обучении русскому языку как иностранному / П. А. Лебедева, О. В. Феоктистова // Педагогический вестник. — 2024. — № 32. — С. 40–42.
  6. Хокканен М. Драматизация и театрализация на уроках РКИ Введение //Многоязычие и образование. — С. 134.
  7. Чипко Е. Г., Исаева Н. А. Волонтерская деятельность по созданию поликультурной среды в подготовке будущих преподавателей русского языка как иностранного //Поволжский педагогический вестник. — 2022. — Т. 10. — №. 2 (35). — С. 56–63.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, театральная педагогика, начальный этап обучения, прием, прием театрализации, процесс обучения, театрализация, уровень владения, учебная деятельность, учебный процесс.


Ключевые слова

театрализация, русский как иностранный, лингвотеатральные приемы, театральная педагогика

Похожие статьи

Задать вопрос