Статья посвящена концепции человеческого достоинства в исламском вероучении и этике. В ней подчеркивается, что достоинство является важной частью исламского мировоззрения и основано на учении о том, что каждый человек, как потомок Адама, наделен особой ценностью и индивидуальностью, поскольку он является творением Всевышнего.
Ключевые слова: достоинство, неприкосновенность, справедливость, долг, ответственность, сострадание, доброжелательность, социальные права.
В исламском мировоззрении особое место занимает концепция человеческого достоинства, дарованного всем потомкам Адама. Согласно исламскому учению, каждый индивид является творением Всевышнего, получившим от Него особый дар — душу, что отражено в Коране (Коран, 15:29). Это наделяет каждого человека особой значимостью и индивидуальностью.
Согласно исламскому учению, Всевышний создал человека благородным существом, достойным уважения. Как сказано в хадисе, переданном имамом Муслимом, верующие должны относиться друг к другу как братья, избегая притеснений и унижений. Оскорбление единоверца считается серьезным проступком. Мусульманам запрещено посягать на жизнь, имущество и достоинство друг друга.
Защита чести гарантируется Шариатом. Всевышний повелел соблюдать право на честь большого и малого, мужчины и женщины, верующего и неверующего, родственника и не родственника. Запрещается упоминание недостатка конкретного человека, даже при наличии этого недостатка в нём. Злословие не способствует исправлению человека и его отдалению от плохого, а напротив, вызывает злобу, сумятицу в обществе.
Ислам призывает к тому, чтобы люди уважали друг друга как равных, не дискриминировали людей по признаку расы или цвета кожи. Когда сподвижник Пророка кричал на другого мусульманина, называя его «сыном черной женщины», Пророк отругал его и сказал, что его слова являются отголоском невежества тех дней, когда еще не было ислама. Такое поведение было поведением примитивных и невежественных обществ. Тогда сподвижник прислонил свою щеку к земле перед человеком, которого он оскорбил, и попросил его прощения.
Шариат обеспечивает защиту чести каждого человека, честь человека неприкосновенна, будь он жив или мёртв.
И после смерти в исламе к умершим относятся с достоинством. Их омывают, и затем для них проводят похоронную молитву, где люди молятся за них, чтобы они приняли Божью милость и прощение. Ислам предупреждает, что не следует нарушать неприкосновенность человеческого тела, кроме как по законному требованию. Поэтому запрещено изувечивать тело даже умершего человека, который ничего не чувствует. Пророк также запретил ломать кости умершего, уважая достоинство, которое Бог возложил на человека, что подтверждается хадисом от Айши: «Посланник Божий сказал: «Ломать кости умершего человека это то же самое, что ломать их при жизни» [9].
Достоинство в исламе также связано с понятием «таква», то есть богобоязненности и благочестия. Человек, который следует пути ислама и соблюдает его заповеди, получает уважение и признание в обществе. Также важно, чтобы верующий сохранял свою честь и достоинство в любых обстоятельствах, не поддаваясь насилию или дискриминации.
В Исламе особое внимание уделяется защите основных прав мусульман — их жизни, имущества, религии и чести. Многочисленные аяты и хадисы подчеркивают важность этих принципов. Религия строго запрещает любые формы оскорбления достоинства других людей, особенно словесные.
Священный Коран выделяет несколько недопустимых форм оскорбления:
— Злословие за спиной человека
— Необоснованное принижение достоинств других
— Распространение клеветы и ложных обвинений.
Сподвижники Пророка глубоко усвоили этот принцип уважения к другим. Показательны слова Абу Бакра при передаче халифата Умару: он особо подчеркнул важность защиты чести мусульман наряду с другими важными наставлениями о справедливом правлении и богобоязненности.
Пророк придавал огромное значение этому вопросу. В одном из хадисов он указал, что оскорбление мусульманина — больший грех, чем ростовщичество, которое само по себе считается тяжким прегрешением в исламе. Примечательна притча, рассказанная Пророком: увидев людей, злословящих о ком-то, он указал им на труп осла и спросил, стали бы они его есть. Получив отрицательный ответ, он пояснил, что злословие хуже поедания падали. Эта яркая метафора показывает, насколько серьезным грехом является оскорбление достоинства других людей.
Не допускается возводить ложь на человека, и не имеет значения, является ли человек праведным или нет, мусульманином или нет. Не разрешается приписывать человеку слова, которые он не говорил, поступки, которые он не совершал, или поступки, которые мы не видели. Также не разрешается говорить о его недостатках, упоминание которых не принесёт пользы, а становится лишь выставлением напоказ чужого недостатка. Честь человека в таком случае защищается Шариатом. Что же говорить о нанесении вреда человеку, когда не дозволяется злословить о нём?
В исламской традиции особо подчеркивается важность воздержания от любых форм унижения и оскорбления человеческого достоинства. Более того, защита чести и достоинства других людей рассматривается как благородное деяние, за которое верующий получает награду от Всевышнего.
В Сунне передается, что Посланник Аллаха предупреждал о том, что тот, кто останется безучастным, услышав, как порочат честь мусульманина, не получит поддержки от Аллаха в момент, когда сам будет нуждаться в помощи.
Ислам предписывает: если человек, даже не имея злого умысла, нанес урон репутации другого, он обязан искренне раскаяться перед Всевышним и попросить прощения у того, кого обидел.
В хадисе говорится: «Если кто-то обидел кого-то, например, подорвал его репутацию, должен немедленно попросить прощения этого человека в тот же день! Пусть не оставляет это до Дня Воскресения. Это потому, что в этот день оскорбленному, в качестве компенсации за вред, будет даны те вознаграждения, которые человек получил за свои благие дела, а если этих вознаграждений не хватит, чтобы возместить ущерб, то он понесет грехи оскорбленного» [10].
Шариат установил соблюдение прав человека даже в том, что касается запретных желаний. В действительности совершение поступка происходит поэтапно. Для примера: сначала мы видим цветок; затем у нас возникает желание ощутить аромат, исходящий от цветка, — это второй этап. На третьем этапе человек срывает цветок. С точки зрения Шариата во взгляде на цветок, в естественном желании его понюхать нет ничего запретного. Но Шариат запрещает срывать цветок, если он является имуществом другого человека, — необходимо купить или спросить разрешения хозяина. Так и в остальных случаях Шариат рассматривает дозволенность и запретность на третьем этапе [1].
Согласно исламским предписаниям, контроль над запретными желаниями начинается с самого первого момента их возникновения. В священном писании говорится о том, что верующим, как мужчинам, так и женщинам, следует проявлять скромность во взгляде и хранить целомудрие. Это способствует духовной чистоте.
Важно пресекать нежелательные побуждения в самом начале, не допуская их развития. Первым шагом в этом является контроль над взглядом, и этот же принцип применяется к последующим этапам.
Для сохранения верующих от совершения больших грехов Всевышний ниспослан свои законы, цель которых — обеспечить неприкосновенность человека и отдалить нас от возможности нарушения запретов. С этой точки зрения Шариата не разрешены взгляды, взгляды со страстью. Запрещено уединяться с посторонней женщиной, это вредит как женщине, так и мужчине. Запрещён недостойный разговор. Прелюбодеяние глазами — это взгляд, прелюбодеяние языком — это разговор (например, с посторонней девушкой). Прелюбодеяние можно совершить даже сердцем — это недозволенные мысли. Затем огромным грехом является прелюбодеяние половыми органами, у которого большие последствия и которое строго наказывается в обоих мирах.
В каком бы обществе мусульманин ни находился, жизнь, имущество и честь людей неприкосновенны для него. Так устроено Всевышним, таково обращение Пророка, чтобы жизнь людей была спокойной, чтобы их честь была не тронутой никем.
Человек, не являющийся мусульманином, испытал печаль от отъезда своего соседа — праведного мусульманина, который жил и работал рядом. Его спросили о причине его печали, на что он ответил: «Поистине этот человек был нашим соседом несколько лет, и он ни разу не бросил взгляд на то, что в моём доме. Я не слышал от него скверного слова. Он не причинял беспокойства моей семье ни громким голосом, ни криком. Я опечален расставанием с ним» [1].
Соответствие Шариату способно вызвать такую симпатию у людей. Но, к сожалению, мы лишились, во-первых, осознания этой истины, во-вторых, склонности к ней, в-третьих, поступков в соответствии с нормами Ислама. Поэтому мы имеем противоположный результат.
При следовании повелениям Аллаха проявляется красота, и каждый человек ощущает эту красоту. Пророк разъяснил всё, что касается неприкосновенности чести. Следование его наставлениям гарантируют нашу сохранность и обеспечивают отдаление от греха. Мы видим из слов Всевышнего: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно — мерзость и мерзкий путь.»... Всевышний применил слово «не приближайтесь», а не «не совершайте» [1].
Татарский просветитель Каюм Насыри в книге «Китаб ат-тарбия», содержащей 120 наставлений в форме мудрых высказываний и коротких рассказов [5], в пятьдесят пятом наставлении самым прекрасным из человеческих достоинств называет умение простить даже тогда, когда можешь наказать местью: «О сын мой, если кто-нибудь оскорбит тебя грубостью, не вздумай ответить тем же, лучше мягко пожури обидчика. Твои великодушие и человечность лишь тогда проявятся до конца, если ты найдешь в себе силы забыть, чем обязаны тебе люди. Сам, однако, вечно будешь помнить их доброту. Это и есть истинное мужество» [5].
Ризаэтдин Фахретдинов в работе «Насихат» в первой брошюре, адресованной детям младшего возраста, содержит 31 рекомендацию о том, как следует вести себя по отношению к родителям, родственникам, соседям и прислуге [5]. Очевидно, что при написании этой работы Ризаэддин Фахреддин ориентировался на обеспеченный социальный слой населения, поэтому здесь часто встречаются поучения о том, как надо обращаться с деньгами, предостережения о том, что нельзя рассчитывать на богатство родителей, и другие подобные предписания. При этом религиозная составляющая в данном тексте почти не обозначена, лишь в самом начале говорится о необходимости стяжания довольства Аллаха путем благочестия. В целом главное, что хотел привить ученый детям — это почтение, уважение к людям, достоинство и добрый нрав [8].
В наставлении третьем, для взрослых автор пишет: «Перед детьми держите себя с достоинством, они должны учиться у вас уважению, благодаря этому в семье всегда будет единство и любовь. Никогда не лгите детям и не желайте им плохого, так как это может приучить их лгать и понижает авторитет отца» [5].
Зыяэтдин Камали в своем труде «Философия ислама» также останавливается на этических вопросах и отмечает значение достоинства [4]. В частности, в разделе, посвященном теме Нравственность в исламе он пишет о важности целомудрия, которое «обеспечивает человеку сохранение достоинства и честного имени. Это то, на чем держится весь мировой порядок. Наличие этого качества — признак истинной разумности, это качество — основа миропорядка, фундамент и начальный капитал человеческой основательности и верности на словах и на деле. Умение не мелочиться, ревностное отношение к собственной чести, страх потерять ее и способность человека переживать, если не удалось с честью выйти из той или иной ситуации, — все это продолжение того же качества целомудрия. Эти качества побуждают нацию к приобретению наилучших знаний и хорошего образования, совершенствуют достоинства и добродетели, усиливают могущество и величие, учат защищать слабого, позволяют достигать процветания и благосостояния приемлемыми способами» [5].
Этой теме также уделил внимание Муса Бигиев. В работе «О проблеме хиджаба» [3] он пишет о хиджабе, разъясняя смысл этого термина: «Один вид хиджаба, при этом самый важный его вид, согласно священным аятам Благородного Корана, является необходимым и законным: этот хиджаб не относится к лицу или телу женщины, но подразумевает ее честь и права. Этот хиджаб не материальный кусок ткани, а понятие, обозначающее ее достоинство, честь и целомудрие» [5]. Ученый отмечает, что совесть — это самое ценное украшение человека. «А совесть для женщины — это еще более ценное и священное украшение. Семейное счастье и благополучие целиком основаны на целомудрии, воспитанности и достоинстве женщины. Каждый человек с развитым чувством собственного достоинства и чести предпочтет эту ценнейшую жемчужину любым другим ценностям. Он примет любое средство для ее сохранения» [5].
Муса Бигиев подчеркивает, что целомудрие, чистота и достоинство являются высшими добродетелями женщины: «В этом свете краеугольным камнем семейного счастья и благополучия являются именно эти качества женщины» [5].
Таким образом, Достоинство в исламской этике является одним из основных понятий, которое связано с пониманием человеческой личности и ее места в обществе. В исламе, достоинство человека определяется его верой в Аллаха и соблюдением законов Корана, а также его моральными качествами и поведением и не зависит от его социального статуса, национальности или положения в обществе. Каждый человек равен перед Аллахом и имеет право на уважение и достоинство. Ислам призывает к тому, чтобы люди не дискриминировали друг друга по признаку расы, цвета кожи или языка, а также пола, а уважали друг друга как равных.
Таким образом, исламское вероучение и исламская этика призывает к тому, чтобы каждый человек проявлял уважение и заботу о других, соблюдал моральные принципы и боролся с несправедливостью. Только так можно достичь истинного достоинства в глазах Аллаха и в обществе.
Литература:
- Абдулаев М. А. Честь и достоинство мусульманина. [Электронный ресурс]. URL: https://islam.ru/content/veroeshenie/43222 (дата обращения. 13.12.2024).
- Ахметова Д. Человеческое достоинство в ракурсе ислама. [Электронный ресурс]. URL: https://dumrf.ru/islam/rites/2012?ysclid=m4l14z8b1912876217 (дата обращения: 12.12.2024).
- Бигиев М. Избранные труды / сост. и пер. А. Хайрутдинов. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. Т. 2. 256 с.
- Камали З. Философия ислама. / Пер., вступ. слово, коммент.. и примеч. Л. Алмазовой. Казань: Тат. кн. изд-во, 2010. Ч. 1. 319 с.
- Сафиуллина-Аль Анси Р. Р., Алмазова Л. И. Вопросы этики в трудах мусульманских авторов Волго-Уральского региона: хрестоматия. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 192 с.
- Сборники хадисов. [Электронный ресурс]. URL: https://isnad.link/ (дата обращения: 08.01.2024).
- Священный Коран. [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 08.01.2024.)
- Фахретдин Р. Семья — основа нации. Татарские просветители о семье и воспитании / Пер. с тат. Л. Ф. Байбулатова. Т. 2. Казань: Издательство «Отечество», 2013. 240 с.
- Назариев Р. З., Мирзошохрух А. К вопросу о человеческом достоинстве в классической мусульманской философии (теоретико-методологические основы вопроса) // Общество: философия, история, культура, 2016. № 5. С. 10–17.
- Сахих аль-Бухари (хадис № 6534).