Исследование рассматривает связь языка и гендера в романе Вирджинии Вулф «На маяк». Цель работы — анализ гендерных аспектов через язык и стиль. Вулф использует гендерно-маркированные лексические единицы для раскрытия внутреннего мира персонажей и противоречий между общественными ожиданиями и личными стремлениями женщин. Язык героев помогает понять их социальное положение и эмоции, акцентируя различия между рациональной речью мужчин и эмоциональным языком женщин, что подчеркивает патриархальные стереотипы. Символизм пространства, особенно образ маяка, иллюстрирует гендерные конфликты и стремление героинь к независимости. Используемые методы — социокультурный, критический и семиотический — позволяют выделить вклад В. Вулф в борьбу с гендерными стереотипами. Работа демонстрирует сложность женского существования и роль В. Вулф как связующего звена с реальностью своего времени.
Ключевые слова: гендерная лингвистика, язык, гендер, роман, символизм, патриархат, феминизм.
Актуальность исследования обусловлена интересом современной лингвистики к гендерным аспектам языка, поскольку язык выполняет не только коммуникативную функцию, но и отражает социокультурные нормы и стереотипы.
Цель данной работы — исследование проблематики гендерных отношений и их отражения в художественном произведении. Материалом для послужил роман Вирджинии Вулф «На маяк». Для достижения поставленной цели мы воспользуемся методом сплошной выборки гендерно-маркированных лексических единиц из романа и их последующего семантического анализа.
Объектом исследования является язык художественного произведения, предметом — взаимосвязь с гендерными нормами и стереотипами.
Гендерная лингвистика (лингвистическая гендерология) — это научное направление, изучающее языковые явления, связанные с различием носителей языка по полу. Каким образом язык и речь отражают процесс формирования культурных и социальных различий, а также исследующее результат этого процесса. Практически все области языка как системы, и языка в его функционировании, поддаются исследованию в гендерном аспекте [2].
Одним из ключевых понятий в гендерной лингвистике является гендер. Гендер (англ. Gender — пол, род; лат. Genus — рождение, род, пол) — это социальные и культурные отношения между полами, которые отличаются от биологических характеристик человека, определяемых категорией пола. Изначально термин «гендер» применялся в англоязычной лингвистике для обозначения грамматического рода, однако в конце 1960-х — начале 1970-х гг., под воздействием феминистического движения, он получил и распространение в социальных науках. Впервые терминологическое оформление понятие «гендер» получило в книге американского психиатра и психоаналитика Роберт Столлера «Пол и гендер» (Sex and Gender, 1968) [12]. А теоретическое обоснование этого термина предприняла английская исследовательница Этель Оукли в своей работе «Пол, гендер и общество» (Sex, Gender and society, 1972) [13]. В отечественную гуманитарную науку термин «гендер» вошел в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В 1990 г. было создано научное подразделение, в названии которого впервые в СССР официально использовался этот термин, — Лаборатория гендерных исследований в Институте социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) Академии наук [3].
Также важным понятием в гендерной лингвистике является язык [1]. Язык — это естественно сложившаяся в человеческом обществе и развивающаяся система знаковых единиц, выраженных в звуковой форме, способная передавать всю совокупность понятий и мыслей человека, предназначенная главным образом для целей коммуникации. Язык не нейтрален по отношению к гендеру, а совсем даже наоборот, активно участвует в создании и поддержании гендерных неравенств и стереотипов [4].
В гендерной лингвистике существует несколько теоретических подходов, с помощью которых можно исследовать взаимосвязь между языком и гендером. Одним из таких подходов является социокультурный подход [1]. Социокультурный подход предполагает формирование ценностного и, на его основе, ответственного отношения человека к языку как важному компоненту культуры. Социокультурный подход также рассматривает язык как динамическую систему, формирующуюся под влиянием социальных и культурных факторов, включая гендерные роли и ожидания. Гендерные различия в языке проявляются на уровне лексики, грамматики и стиля общения, что требует комплексного анализа речевых практик с учетом культурных контекстов [5].
Далее следует критический подход. Критический подход — это метод анализа и осмысления информации, при котором человек стремится достичь определенной истины, найти все логические ошибки, ложь и приемы манипуляции [6]. Данный подход трактует язык как инструмент власти и контроля, используемого для поддержания гендерных неравенств и доминирования одной группы над другой. Критический подход анализирует, каким образом язык способствует формированию и поддержанию гендерных иерархий и дискриминаций, например, посредством использования универсальных мужских форм, пренебрежительных выражений или стереотипных представлений о ролях мужчин и женщин.
Следующий подход — семиотический. Он рассматривает язык как систему знаков и символов, которые применяются для передачи информации о гендере. Семиотический подход исследует, как гендерные роли и идентичности выражаются и интерпретируются через язык, например, посредством использования определенных жестов, мимики или интонации [1].
В нашем исследовании мы будем опираться на социокультурный подход, как наиболее отвечающий заявленной цели.
В исследованиях гендерного аспекта в произведении Вирджинии Вулф «На маяк» учёные-филологи и литературоведы, такие как И. Л. Шелест, А. А. Оукли, Р. Столлер, акцентируют внимание на том, как Вулф через своих героинь демонстрирует противоречие между внутренним миром женщин и ожиданиями общества. При анализе женских персонажей исследователи показывают, как социальные нормы ограничивают их свободу и самовыражение, а также как Вулф размывает традиционные гендерные роли, превращая женские образы в ключевые элементы социальной критики.
Например, в статье И. Л. Шелеста «Проблемы феминизма в творчестве В. Вульф и Б. Шоу» рассматриваются способы, с помощью которых героини стремятся преодолеть патриархальные структуры, несмотря на изначальную изоляцию и ограничения, наложенные на них обществом [9].
В статье А. В. Ивановой «Символизм в произведении В. Вульф „На маяк“» автор исследует, как В. Вульф использует символику для передачи внутреннего мира своих героинь и их стремления преодолеть патриархальные структуры. Особое внимание уделяется образу Лили Бриско, которая в своём творчестве выражает стремление к самовыражению, несмотря на общественные ограничения [11].
В произведениях В. Вулф гендерные аспекты раскрываются через особенное внимание к языковым и стилистическим средствам, которые она использует для передачи внутреннего мира персонажей, их переживаний и противоречий, возникающих между личными стремлениями и общественными ожиданиями. Один из ключевых приемов Вульф — это использование гендерно-маркированных лексических единиц, которые становятся не просто элементами речи, но и важными индикаторами социальных ролей, давления и внутреннего конфликта героинь.
В. Вулф часто прибегает к словам, таким как «женственность», «девушка», «жена», «мать», чтобы обозначить общественные роли, которые накладывают ограничения на женщин. Эти термины часто используются не в прямом, а в символическом контексте, для того чтобы показать, как эти роли воспринимаются самими персонажами и как они влияют на их самовосприятие. Например, в романе «На маяк» выражения вроде «скромная жена» или «семейные обязанности» подчеркивают давление, которое испытывают героини, когда им нужно соответствовать ожиданиям общества, и в то же время показывают контраст с их внутренними стремлениями к самовыражению и личной свободе.
Одним из наиболее ярких способов выражения противоречий между общественными ожиданиями и личными стремлениями является использование контрастных терминов, таких как «свобода» и «обязанности». Эти слова противопоставляются друг другу в контексте образов женщин, создавая внутренний конфликт героинь. В. Вульф применяет такие выражения, как «подавленная радость» или «стесняться своего желания», чтобы продемонстрировать, как героини вынуждены подавлять свои чувства и стремления, подчиняясь социальным нормам.
Особое внимание В. Вулф уделяет исследованию стереотипов, с которыми сталкиваются женщины, и использует гендерно-маркированные слова, чтобы выявить эту проблему. В её произведениях часто встречаются такие выражения, как «невидимая женщина», «незаметная жена», которые символизируют неудовлетворенность женщин своей ролью в семье или обществе. Эти образы подчеркивают ограниченность, с которой сталкиваются героини, пытаясь найти свою идентичность за пределами традиционных гендерных стереотипов.
Произведения Вирджинии Вулф отличаются экспериментальным подходом: она активно использовала метод «потока сознания». В результате — ее романы лишены четких сюжетных линий, а места событий порой очень сложно определить. Лиричность и стилистика ее романов гармонично переплетаются, создавая эффект, при котором читатели воспринимают визуальные образы. Используя метод «потока сознания» В. Вулф создавала уникальных персонажей и детально раскрывала их характерные черты.
Общественная жизнь предполагала, что именно мужчины занимались трудовой деятельностью, имели право голоса и могли учиться. Мужчин рассматривали как опору общества, активно участвующих в его развитии. Вирджиния Вулф стремилась побудить женщин глубже осмыслить свою роль в обществе и переосмыслить свое положение рядом с мужчинами.
Анализируя литературное творчество, В. Вулф утверждала, что нельзя разделять мужские и женские стили, или классифицировать произведения как исключительно мужские или женские [7].
В произведении Вирджинии Вулф «На маяк» гендерные различия в языке становятся важным инструментом для выражения внутреннего мира персонажей. Мужские герои, такие как мистер Рэмзи, используют более логичный и рациональный стиль речи, что подчеркивает их роль как авторитетных и активных субъектов. Женские персонажи, например, Лили Бриско, часто прибегают к метафорическим выражениям и эмоциональной окраске речи, что отражает их чувствительность и внутренние переживания. Это различие в стиле помогает В. Вулф показывать контраст между социальными ролями мужчин и женщин того времени.
В. Вулф активно использует пассивные и активные конструкции в речи персонажей. Мужчины чаще выражаются в активном залоге, что подчеркивает их влияние и властные позиции, тогда как женщины в большей степени используют пассивные конструкции, что соответствует их зависимому положению в обществе. Например, мистер Рэмзи часто использует прямые, категоричные формулировки: «Мы должны ехать завтра, это необходимо», тогда как миссис Рэмзи выражает свои мысли мягче, используя условные конструкции: «Если бы только всё сложилось, как хотелось бы…». Также заметно, что женщины чаще молчат или говорят сдержанно, в то время как мужчины склонны к более открытым и уверенным высказываниям, что иллюстрирует различие в их социальных ролях и восприятии.
В романе «На маяк» Вирджиния Вулф отражает свои детские и юношеские воспоминания об уединенном летнем отдыхе у моря. Ее семья на протяжении многих лет снимала большой дом в Сент-Айвсе, с видом на маяк Годреви.
Образ миссис Рэмзи во многом вдохновлен матерью писательницы, Джулией Стивен (Стефен), которая была центром семьи, объединяя ее членов и жертвуя собственными интересами ради гармонии в доме. В романе у миссис Рэмзи восемь детей, тогда как Джулия, овдовев после первого брака, родила четверых детей в союзе с Лесли Стивеном. Подобно своей литературной героине, Джулия умерла в относительно молодом возрасте — в 46 лет, что стало сильным потрясением для 13-летней Вирджинии и привело к ее первому нервному срыву.
Посредством внутреннего монолога миссис Рэмзи автор раскрывает дисгармонию восприятия мира мужчиной и женщиной в семейных отношениях, а также противопоставление традиционных гендерных стереотипов. Персонаж миссис Рэмзи выступает в роли объединяющей силы, способной примирять и очищать человеческие взаимоотношения от внешних условностей. Она символизирует женское начало, воплощая такие качества, как духовность, доброта, самоотречение, терпимость и стойкость [8]. В одном из её размышлений говорится: «Она чувствовала, как её присутствие наполняет дом светом, как она незримо соединяет людей, словно тонкие нити ткани, удерживая их вместе». Другая её реплика, обращенная к мистеру Рэмзи: «Ты всегда думаешь о своих книгах, но кто подумает обо всех нас, если не я?» иллюстрирует её жертвенность и преданность семье.
В. Вулф считала, что написание романа помогло ей справиться с утратой матери. Она сравнивала этот процесс с психотерапией, которая позволила ей выразить глубоко скрытые эмоции и избавиться от навязчивых воспоминаний.
Мистер Рэмзи, в свою очередь, во многом схож с отцом писательницы, Лесли Стивеном — интеллектуалом, писателем, литературным критиком, историком, властным, деспотичным, тираничным, с одной стороны, уязвимым и ранимым, с другой- после смерти жены с терпимостью и любовью в доме было покончено. Вирджиния испытывала к нему одновременно нежность и ненависть, что находит отражение в амбивалентных чувствах Джеймса Рэмзи к своему отцу в романе.
Мистер Рэмзи олицетворяет идеал мужской силы. Вирджиния Вулф изображает мужчин как рациональных, интеллектуальных и решительных, но в то же время уязвимых и неуверенных в себе. По мнению писательницы, женская энергия несравненно плодотворнее и значимее мужского начала, становясь фундаментом существования. Женская жизненная сила, наполненная теплом и светом, противопоставляется холодной и пустой мужской рациональности [8]. «Мистер Рэмзи был человеком, который, несмотря на всю свою могущественную власть, постоянно нуждался в признании своей силы».
Старшая сестра Вирджинии, Ванесса Белл, в письмах отмечала, насколько точно автор передала образы родителей. Лили Бриско, художница в романе, объединяет в себе черты как самой Ванессы, так и Вирджинии, отражая их внутренние размышления и творческий поиск. «Она чувствовала, что каждое движение кисти отделяет её от всех остальных, что она наконец-то смогла создать что-то, что было ею, а не тем, чего требовало общество».
Роман «На маяк» можно рассматривать с различных точек зрения: как семейную хронику, психологическое исследование, модернистское произведение или даже феминистский роман, затрагивающий сложную природу женского существования. Его поэтический стиль часто сравнивают с белым стихом, что придает повествованию особую мелодичность.
Проведенное исследование подтверждает, что роман Вирджинии Вулф «На маяк» представляет собой значимый объект для анализа гендерных аспектов языка и художественного текста. Автор демонстрирует, как язык может отражать и закреплять социальные роли и стереотипы, а также выступать инструментом преодоления патриархальных норм.
Женские персонажи в романе сталкиваются с ограничениями, навязанными обществом, и стремятся к самовыражению, несмотря на существующие барьеры. Использование метода «потока сознания» позволяет Вулф глубже раскрыть внутренний мир своих героев и показать динамику их мыслительных процессов в контексте гендерных отношений.
Таким образом, роман «На маяк» можно рассматривать не только как художественное произведение, но и как социальный комментарий, подчеркивающий важность переосмысления традиционных представлений о гендере. Анализируя язык и стиль произведения, можно прийти к выводу, что Вирджиния Вулф способствовала формированию новой литературной парадигмы, направленной на размывание границ между мужским и женским письмом.
Литература:
- Раджапова Н. Б. Теоретические основы гендерной лингвистики// Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, # 4, July 2024 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-gendernoy-lingvistiki/viewer (дата обращения: 24.01.25).
- Кирилина А. В. Гендерная лингвистика // Большая российская энциклопедия. 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/2349842 (дата обращения: 24.01.2025).
- Барчунова Т. В. Гендер // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://bigenc.ru/c/gender-03a64e/?v=8145170 (дата обращения: 24.01.2025)
- Арутюнова Н. Д. Язык // Большая российская энциклопедия. 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/4924604 (дата обращения: 24.01.2025)
- Социокультурный подход, его характеристика // StudFiles [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://studfile.net/preview/2239054/page:3/ (дата обращения: 24.01.2025).
- Петрова Е. Развитие критического мышления: способы и приемы // Hug Human Upgrade [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://hug.ru/blog/razvitie-kriticheskogo-myshleniya/ (дата обращения: 24.01.2025).
- Денисова И. В., Телешева И. В. Особенности гендерного аспекта в произведениях вирджинии вулф «Миссис Деллоуэй» и «Своя комната»// Управление в современных системах. 2023. № 1 с. 69–76 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernogo-aspekta-v-proizvedeniyah-virdzhinii-vulf-missis-dellouey-i-svoya-komnata/viewer (дата обращения: 25.01.2025).
- Шелест И. Л. Гендерный аспект в романе В. Вульф «На маяк»// Литература Западной Европы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-angliya/shelest-gendernyj-aspekt.htm (дата обращения: 27.01.2025).
- Романова Т. Н., Абрамова А. В. Проблемы феминизма в творчестве В. Вульф и Б. Шоу// Cyberleninka. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-feminizma-v-tvorchestve-v-vulf-i-b-shou-v-ramkah-dopolnitelnoy-programmy-vneklassnoe-chtenie-na-angliyskom-yazyke/viewer (дата обращения: 27.01.2025).
- Красавченко Т. Н. Вирджиния Вулф в современном британском и американском литературоведении. (обзор)// Cyberleninka. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2018–01–029-virdzhiniya-vulf-v-sovremennom-britanskom-i-amerikanskom-literaturovedenii-obzor/viewer (дата обращения: 27.01.2025).
- Кобылянская А. И. Символизм в произведении В. Вульф «На маяк»// Международный научный журнал «Символ науки» № 2/2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sivolizm-v-proizvedenii-v-vulf-na-mayak/viewer (дата обращения: 27.01.2025).
- Stoller, Robert J. Sex and Gender: The Development of Masculinity and Femininity// Routledge, 2020. — 400 pp.
- Oakley, Ann Sex, Gender and Society// Routledge, 2016. — 184 pp.