Международный опыт борьбы с киберпреступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 02.02.2025

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Михайленкова, Е. В. Международный опыт борьбы с киберпреступностью / Е. В. Михайленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122425/ (дата обращения: 23.02.2025).



Вданной статье анализируется текущая ситуация в области киберпреступности, а также рассматриваются международные усилия по борьбе с этим явлением. Авторы статьи исследуют различные аспекты международной киберпреступности, включая ее формы, методы и последствия, а также обсуждают роль России в международных усилиях по борьбе с киберпреступностью.

Ключевые слова: международное сотрудничество, национальная безопасность, уголовная ответственность, сфера противодействия, компьютерное мошенничество, компьютерный саботаж.

Для зарубежных стран, как и для Российской Федерации, остается проблемой совершение значительного количества киберпреступлений. Заметим, что кибермошенничество относится к лидирующей форме совершения преступного деяния.

Анализ стратегий национальной безопасности зарубежных стран, позволил установить, что кибертерроризм, кибератака относятся к приоритетным угрозам национальной безопасности. В частности, Стратегия национальной безопасности США определяет, что «к одной значимой задаче обеспечения национальной безопасности относится обеспечение повышение устойчивости к кибератакам, что создает основу для снижения совершения киберпреступлений и стабилизации экономической безопасности США» [6]. Стратегия национальной безопасности ФРГ также определяет «необходимость совершенствования государственной политики в сфере противодействия киберпреступлениям» [7]. Стратегия безопасности Франции предопределяет «необходимость проведения комплекса мероприятий и действий, направленных на защиту от киберугроз» [8]. Концепции глобальной безопасности КНР от 21.02.2023 г. также указывает на приоритетность «обеспечения защиты от киберпреступлений, как основного вектора развития национальной безопасности» [1].

Таким образом, концепции национальной безопасности зарубежных стран отражают векторы развития государственной политики в сфере противодействия киберпреступлений и кибератак. Из сказанного следует, что исследуемая проблема носит актуальный характер, что указывает на необходимость исследования международной киберпреступности.

Уголовный кодекс ФРГ определяет, что «киберпреступность относится к преступлениям, посягающим на имущественные правоотношения субъектов» [10]. В подтверждение сказанного укажем, что ст. 263а УК ФРГ определяет меры уголовной ответственности за совершение компьютерного мошенничества: лишение свободы сроком до пяти лет либо применение к виновному штрафных санкций. К другому составу киберпреступлений, предусмотренному ст. 303b УК ФРГ, относится компьютерный саботаж. Статья 202а УК ФРГ предусматривает установление уголовной ответственности за противоправное разведывание сведений, совершенное посредством сбора и передачи таких сведений посредством использования электронных средств.

Таким образом, УК ФРГ систематизированы составы киберпреступлений, к числу которых относятся противоправный перехват и завладение информацией; компьютерное мошенничество; компьютерный саботаж. К основной проблеме законодательного регулирования уголовной ответственности следует отнести малозначительность наказания, т. е. применение к виновному лицу лишения свободы, максимальный срок которого составляет 5 лет, либо штрафных санкций, величина которых определяется судом с учетом тяжести преступления.

Уголовный кодекс Франции также предусматривает привлечение к уголовной ответственности за совершение киберпреступлений. Так, ст. 226–16 Кодекса формирует состав — «противоправное осуществление либо организацию автоматизированной обработки именной информации» [11].

Статья 226–18 УК Франции предусматривает установление самостоятельного состава киберпреступления:

— противоправный сбор данных, для которого характерны признаки — обман, самоуправство, применение запрещенного национальным законодательством способа;

— противозаконная обработка именной информации физического лица при условии получения несогласия лица на обработку такой информации.

Статья 226–19 УК Франции предусматривает, что к киберпреступлениям относится противоправный ввод либо хранение именной информации без предварительного получения согласия лица.

Основной проблемой правового регулирования ответственности за киберпреступления в УК Франции является отсутствие закрепления самостоятельных составов преступлений, посягающих на частную собственность физических лиц (например, кибермошенничества).

Уголовный кодекс Швейцарии детализирует составы киберпреступлений. Так, ст. 131.1 Кодекса определяет ответственность за «противоправное получение электронных данных, в отношении которых применено требование об усиленной защите; ст. 144 Кодекса — ответственность за совершение действий, направленных на реализацию вредоносных программ в целях противоправного использования, изменения или удаления электронных данных; ст. 147 Кодекса — противоправное вмешательство в электронные данные, совершенное в целях завладения и последующей передачи финансовых активов, либо сокрытия информации о таких действиях» [12].

Основными международным правовым актом, регулирующим вопросы борьбы с киберпреступлениями, является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Конвенция определяет требование, согласно которому «государства-участники наделяются полномочиями по заключению как двухсторонних и многосторонних договоров, соглашений в сфере международного сотрудничества по борьбе с преступностью» [2]. Однако, названной Концепцией не раскрыты ориентиры международного сотрудничества в сфере противодействия и борьбы с киберпреступностью.

Европейская конвенция о киберпреступлениях [3] детализирует принципы, механизмы и инструменты формирования международного сотрудничества в сфере противодействия и борьбы с исследуемой группой преступлений. Однако, следует указать, что Конвенция не применяется в Российской Федерации, что сдерживает процесс противодействия и борьбы с киберпреступлениями.

Соглашением о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий определяет «векторы формирования и развития международного сотрудничества между странами СНГ и России» [5]. Согласно ст. 2 Соглашения, основной целью сотрудничества является создание условий по выявлению, пресечению, раскрытию и предупреждению исследуемой группы преступлений посредством совместного принятия организованно-правовых мер. Основной составляющей, влияющей на оформление международного сотрудничества, как указано в ч. 3 ст. 2 Соглашения, является сближение национального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере борьбы с киберпреступлениями.

Таким образом, Соглашением определены основные формы международного сотрудничества, что создает законную основу для повышения эффективности деятельности органов по выявлению, пресечению, раскрытию и предупреждению киберпреступлений.

Особое место в Соглашении удаляется правовому регулированию правоотношений в сфере исполнения запросов об оказании содействия и использованию информации, полученной в рамках такого запроса.

Таллиннское руководство по международному праву, применимому в случае кибервойны определяет «приоритетный принцип международного сотрудничества — формирование нормативной определенности» [9]. Отличительной особенностью Руководства является систематизация киберинцидентов и киберопераций.

А.Б. Сабырбаева выделяет ключевые аспекты международного взаимодействия в противодействии киберпреступлениям, акцентируя внимание на следующих инициативах.

«Первостепенная задача состоит в проектировании универсального коммуникационного канала, который бы действовал круглосуточно и гарантировал оперативный обмен данными, необходимыми для идентификации, пресечения и предупреждения преступной онлайн-деятельности.

Также настоятельно рекомендуется создание стандартного определения «киберпреступления», чтобы упростить систематизацию и унификацию понятия в международной практике.

К разработке стратегии «О сотрудничестве в киберпреступности» предполагается подходить с целью унификации методов, принципов и процессуальных механизмов борьбы с указанным видом преступлений.

Предлагается учредить Международный координационный центр, основной функцией которого станет интеграция усилий правоохранительных структур в вопросах детекции, пресечения и раскрытия противоправных кибератак» [4, с. 320–321].

Для эффективного содействия следственным органам в раскрытии происшествий киберугроз необходима упрощенная система правовой поддержки и предоставления доказательной базы в цифровом формате.

Кроме того, необходимо развивать механизмы сотрудничества между государственными правоохранительными органами и администрацией цифровых коммуникационных платформ для оперативной передачи данных, связанных с фактами совершения киберпреступлений.

В целях повышения эффективности борьбы с киберпреступлениями необходимо создать единую базу данных, использование которой позволит своевременно реагировать правоохранительным органам и обеспечить повышение эффективности выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения киберпреступности.

Таким образом, рассматривая нормативные правовые основы, регулирующие организацию международного сотрудничества по борьбе с киберпреступлениями, были выделены следующие основные проблемы:

— фрагментарный характер нормативного правового регулирования названных правоотношений. В подтверждение сказанного, укажем, что до сих пор не разработан единый международный правовой акт, регулирующий вопросы построения формирования и развития международного сотрудничества по борьбе с киберпреступлениями;

— не создан единый международный центр координационного взаимодействия правоохранительных органов, обеспечивающих выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение киберпреступлений;

— не обеспечивается на международном уровне унификации правовой нормы, регулирующей развитие международного сотрудничества в современных геополитических условиях и с учетом активности совершения исследуемой группы преступлений.

Литература:

  1. Концепция глобальной безопасности Китайской Народной Республики: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2023/03/21/davajte-zhit-druzhno.html/.
  2. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
  3. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) (с изм. от 28.01.2003): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/4089723/.
  4. Сабырбаева, А. Б. Актуальность укрепления международного сотрудничества в борьбе с киберпреступлениями / А. Б. Сабырбаева // Уголовное судопроизводство России и зарубежных государств: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 02 декабря 2022 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. — С. 317–323.
  5. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (Заключено в г. Душанбе 28.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 33. Ст. 5883.
  6. Стратегия национальной безопасности США от 12.10.2022: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rdc.grfc.ru/2022/10/usa_national_security_strategy/.
  7. Стратегия национальной безопасности Федеральной Республики Германии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.cde97a10–6598fb4f-8081bb75–74722d776562/https/www.economist.com/europe/2023/06/15/germanys-new-national-security-strategy-is-strong-on-goals-less-so-on-means/.
  8. Стратегия безопасности Франции: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16284049/.
  9. Таллиннское руководство по международному праву, применимому в случае кибервойны: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://csef.ru/media/articles/3990/3990.pdf/.
  10. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://constitutions.ru/?p=24969/.
  11. Уголовный кодекс Франции: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://constitutions.ru/?p=25017/.
  12. Уголовный кодекс Швейцарии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000960358/.
Основные термины (генерируются автоматически): международное сотрудничество, национальная безопасность, сфера противодействия, уголовная ответственность, УК ФРГ, именная информация, исследуемая группа преступлений, компьютерное мошенничество, компьютерный саботаж, УК Франции.


Ключевые слова

уголовная ответственность, международное сотрудничество, национальная безопасность, сфера противодействия, компьютерное мошенничество, компьютерный саботаж

Похожие статьи

Задать вопрос