Грех и преступление в исламском праве: различия и взаимодействие религиозных и правовых норм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 02.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Джолдубаев, А. А. Грех и преступление в исламском праве: различия и взаимодействие религиозных и правовых норм / А. А. Джолдубаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 338-341. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122431/ (дата обращения: 22.02.2025).



Статья исследует различия между понятиями греха и преступления в исламском праве, подчеркивая, что хотя они тесно связаны, они относятся к различным сферам: религиозной и правовой. В ней рассматриваются определения и классификации правонарушений в исламе, а также роль шариата и государства в установлении наказаний. Обсуждаются различные подходы к систематизации преступлений и выделяются основные категории правонарушений.

Ключевые слова: ислам, грех, преступление, исламское право, шариат, наказание, правонарушения.

Существует мнение, что в исламе понятия греха и преступления тождественны, предполагая, что любое отклонение от норм нарушает как государственное исламское право, так и божественные предписания. Однако критики указывают на некорректность такого отождествления, поскольку эти понятия относятся к различным сферам — религиозной и правовой.

В исламской правовой традиции признано, что преступление и грех тесно связаны. Мусульманские правоведы считают, что нарушение закона влечет за собой наказание в этом мире и рассматривается как религиозное прегрешение с возмездием в загробной жизни. Поведение регулируется не только Кораном и Сунной, но и другими нормами, включая правовые и моральные.

Шариат предписывает, что за определенные нарушения человек должен понести наказание при жизни, но отсутствие наказания со стороны государства не освобождает от ответственности за грех в загробной жизни. Преступлением считается только то, за что установлена конкретная санкция.

Термин «джарима» в исламе обозначает отклоняющееся поведение и используется в общем смысле для действий, противоречащих принципам справедливости. Это показывает, что девиантное поведение нарушает как законы Аллаха, так и общественные устои. В Коране «джарима» означает греховное деяние, влекущее наказание как в мирской, так и в загробной жизни, а позднее этот термин стал использоваться в более узком юридическом смысле, приближенном к понятию преступления [1].

Исламский правовед аль-Маварди определяет термин «джарима» как нарушения исламских запретов, за которые предусмотрены наказания. Он подчеркивает различие между грехом и преступлением, утверждая, что не каждый грех становится преступлением. Для этого необходимо выполнение двух условий:

  1. Шариат должен предусматривать земное наказание за деяние.
  2. Государство должно официально закрепить это наказание в законодательстве.

Если государство не устанавливает наказание, деяние остается в сфере морали и религии, но не становится преступлением. Эта концепция иллюстрирует взаимодействие религиозных норм и государственного законодательства в исламском праве.

Большаков О. Г. и Вахобова М. В. выделяют три правонарушения в исламе: прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии и кражу [3], а Еремеев Д. Е. добавляет убийство. Несмотря на отсутствие систематизации в Коране, мусульманские законоведы разработали классификации правонарушений [4]. Также Р. Шарль делит шариатские нормы на три категории:

  1. Убийство, ранение и кража, известные до ислама.
  2. Деяния, криминализированные Кораном, такие как прелюбодеяние.
  3. Преступления, установленные исламом, направленные против общественного строя.

Классификация основана на объекте посягательства [10].

Интересную систематизацию, учитывающую в качестве критерия объект посягательства, предлагает М. С. Хайдарова. Она также делит все уголовно-правовые предписания шариата на три группы.

В первую группу она включает преступления против религии и власти. К ним, по ее мнению, относятся такие преступления, как употребление спиртного, вероотступничество, разбой и др.

Во вторую группу она относит преступные деяние, посягающие на личную собственность. Однако не конкретизирует данные деяния.

К третьей группе относятся преступления, направленные против личности (ранения, убийство, прелюбодеяние) [9].

Классификация преступлений в исламском праве имеет свои ограничения, так как некоторые преступления, упомянутые в Коране, не вписываются в предложенные категории. Существуют различные подходы к систематизации правонарушений, предложенные исследователями, такими как Л. Р. Сюкияйнен и Ван ден Берг. Однако наиболее признанной является трехчастная классификация, основанная на двух критериях: характер нарушенных прав и степень определенности наказания.

Первая группа включает преступления «хадд», которые считаются наиболее тяжкими и караются строго определенными санкциями. Ханафитская школа утверждает, что для отнесения деяния к хадд необходимо, чтобы оно посягало на права Аллаха, в то время как другие школы считают хаддом любое преступление с установленным наказанием. Ханафиты выделяют пять видов хадд: кража, прелюбодеяние, ложное обвинение, употребление вина и другие опьяняющие напитки. Большинство исследователей выделяют семь основных преступлений хадд: вероотступничество, прелюбодеяние, кража, мятеж, употребление алкоголя, разбой и ложное обвинение.

Вторая категория включает преступления, посягающие на права отдельных лиц (кисас или дийа), такие как убийство, ранение и тяжкие телесные повреждения. Кисас означает «возмездие», то есть наказание, равное по тяжести совершенному деянию, что закреплено в Коране.

В толковании Ас-Саади выделяются три степени возмездия: справедливость, милость и несправедливость. Справедливое возмездие подразумевает равное наказание за зло, например, «жизнь за жизнь». Милость включает прощение и примирение, которые допустимы, если они полезны провинившемуся. Аллах вознаграждает тех, кто прощает, но не призывает к прощению, если это нецелесообразно. Несправедливость, напротив, не одобряется.

За намеренные преступления против жизни и здоровья может быть выплачена денежная компенсация (дия) вместо смертной казни. Дия — это плата за кровь, выплачиваемая в следующих случаях:

  1. За убийство, если наследники согласны на компенсацию.
  2. За ранение или увечье, если пострадавший согласен.
  3. При случайных убийствах или увечьях, когда иное наказание не предусмотрено [7].

Все остальные правонарушения относятся к категории тазир — наказания за нарушения общественного порядка, такие как неподчинение властям или хулиганство. Тазир может быть назначен судом или правителем и включает различные виды наказаний, такие как штрафы и тюремное заключение. В отличие от других категорий, ответственность за тазир зависит как от объективных, так и от субъективных признаков [5].

Назидательное наказание тазир применяется ко всем преступлениям, кроме семи, упомянутых в Коране или Сунне, а также «кровавым преступлениям» (убийство и нанесение ранений). Оно может быть назначено, если не могут быть применены определенные наказания (худдуд) или возмездие (кисас), например, при краже имущества, стоимость которого ниже установленного минимума, или при прощении виновного.

К преступлениям первой категории хадд относится вероотступничество, которое считается самым тяжким преступлением в исламе, поскольку шариат защищает главные ценности, включая религию. Исследователи различают несколько видов вероотступничества, таких как богохульство и язычество. Некоторые ученые, однако, утверждают, что вероотступничество не является преступлением, поскольку Коран не упоминает наказание за него и декларирует свободу вероисповедания.

Сторонники первого подхода указывают на наличие санкций за вероотступничество в Сунне, подчеркивают, что это не нововведение ислама и утверждают, что ислам, как и другие монотеистические религии, провозглашает свою исключительность как единственной истинной религии.

Абдуррахман ибн Насир ас-Саади поясняет, что ислам требует полного повиновения Аллаху и следования Его заповедям. Люди Писания знают истину, но уклоняются от нее из-за упрямства. Коранический аят подчеркивает, что только ислам принимается, и те, кто ищет другую религию, потеряют в последней жизни (Коран 3:85). Коран признает богооткровенность христианства и иудаизма, но утверждает их искажение. Ислам предлагает свободу выбора, но принявший ислам берет на себя обязательства, за неисполнение которых предусмотрены карательные санкции.

Аль-Бути М. С. Р считает, что вероотступника наказывают не за изменения убеждений, а за враждебность к мусульманской общине. Если он упорствует в своих сомнениях, это также свидетельствует о его враждебности к исламу [2].

Прелюбодеяние, как внебрачные отношения, осуждается в Коране (Коран 17:32; 4:16). Для доказательства прелюбодеяния требуется показания четырех свидетелей или признание преступника, которое должно быть повторено четыре раза. В современной практике Саудовской Аравии основным доказательством является признание.

Кража также осуждается исламом, и шариат защищает право частной собственности. Кораническое наказание за кражу — отсечение руки вора (Коран 5:38).

Согласно шариату, кража считается тяжким преступлением с суровым наказанием — отсечением кисти руки. Однако это наказание применяется только при выполнении строгих условий:

  1. Ценность украденного: Имущество должно быть ценным по шариату. Хищение запрещенных для мусульман вещей, таких как алкоголь и свинина, не подпадает под категорию хадд. Стоимость украденного должна превышать определенный минимум, который варьируется между мазхабами.
  2. Место хранения: Имущество должно быть украдено с места постоянного хранения (хирз), к которому вор не имел доступа. Если доступ был, это считается преступлением категории тазир, и наказание назначается судом.
  3. Собственник: Кража должна происходить у собственника, который не имеет прав на украденное имущество. Хищение общественного имущества не считается кражей, хотя это мнение не разделяют все правоведы.
  4. Тайность: Хищение должно быть тайным; открытое присвоение не относится к категории хадд.

Для доказательства кражи требуются показания двух мужчин-свидетелей или признание преступника. Наказание может быть отменено, если кража была совершена в условиях безысходности, как это произошло во времена правления Омара [6].

Мятеж в исламской правовой мысли рассматривается как серьезное преступление, связанное с выступлением против легитимной власти. Исламские правоведы расходятся в мнениях о его наказании, но большинство школ фикха считает, что за мятеж может быть назначена смертная казнь. Власти могут применять различные меры наказания по своему усмотрению. Основная цель исламского права — создание праведного общества, обеспечивающего мир и справедливость, что подчеркивается в Коране.

Употребление спиртных напитков в доисламский период было распространено среди арабов. Запрет на алкоголь вводился постепенно, чтобы не оттолкнуть людей от ислама. В начале призыва мусульмане продолжали пить, осознавая вред алкоголя, и спрашивали пророка о нем. В ответ были ниспосланы аяты, указывающие на греховность алкоголя. Полный запрет был введен в третьем году хиджры. Употребление алкоголя считается опасным, так как нарушает защиту интеллекта, но в Коране не указано конкретное наказание, что приводит к разногласиям среди правоведов. Одни считают это преступлением категории «тазир», другие ссылаются на Сунну, согласно которой за употребление алкоголя полагались 40 ударов.

Разбой. Исламские правоведы считают разбой одним из самых опасных преступлений с установленной мерой наказания. Это преступление связано с понятием «сеять нечестие на земле», что строго запрещено Аллахом. Согласно Корану, наказания за разбой могут включать смертную казнь, распятие, отсечение рук и ног или изгнание. Уголовную ответственность за разбой несет совершеннолетний мусульманин, находящийся в здравом уме, при условии, что потерпевший также мусульманин и не состоит с преступником в родственных отношениях. Разные течения ислама устанавливают различные меры наказания [8]. Например, шафииты предписывают смертную казнь за разбой с убийством и захватом имущества, в то время как другие течения допускают выбор любого из наказаний, предусмотренных Кораном. Если во время разбоя происходит убийство, то смертная казнь становится единственным возможным наказанием для всех участников.

Ложное обвинение в прелюбодеянии. Лица, обвиняющие целомудренных женщин в прелюбодеянии без четырех свидетелей, подвергаются наказанию и не могут быть приняты в качестве свидетелей. Согласно Корану, они прокляты в этом мире и в Последней жизни, им уготованы великие мучения (Коран 24:23).

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что грех является нарушением религиозных норм, в то время как преступление связано с нарушением правовых норм, установленных шариатом и государством. Это различие имеет значительные последствия для понимания и применения наказаний, а также для систематизации правонарушений в исламском обществе. Важно учитывать, как религиозные, так и правовые аспекты для полного понимания этих понятий и их воздействия на жизнь мусульман.

Литература:

  1. Абу аз-Захра Мухаммад. Преступление согласно исламу и фикху. — Каир, 2006. (На араб. яз.).
  2. Аль-Бути М. С. Р. Салафия / Пер. с араб. -М.: Издательский дом «Ансар», 2008.
  3. Большаков О. Г., История халифата В 4-х т.. Т.1.: Ислам в Аравии, 570633. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2000.
  4. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
  5. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  6. Медведев А. А. Наказание в исламском уголовном праве // Вопросы российской юстиции. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nakazanie-v-islamskom-ugolovnom-prave (дата обращения: 14.02.2024).
  7. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. М., 1986.
  8. Тафсир ас Саади. Маида 5:33 [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/(дата обращения: 18.11. 2024.)
  9. Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. Структура и основные институты. М., 1984.
  10. Шарль Р. Мусульманское право. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
Основные термины (генерируются автоматически): преступление, наказание, Коран, ислам, ложное обвинение, смертная казнь, грех, загробная жизнь, категория, употребление алкоголя.


Похожие статьи

Задать вопрос