В статье автор рассматривает теоретические аспекты правового регулирования государственных границ: понятие государственных границ, а также ее видов. Автор определяет, что полноценное формирование понятийного аппарата существенным образом влияет на разрешение проблем в сфере правового регулирования государственных границ.
Ключевые слова: государственная граница, пределы государственной границы, суверенитет, формирование государственных границ, изменение государственных границ.
Государственная граница — это главный элемент любого независимого государства. Ее формирование и дальнейшее существование становится предметом международных конфликтов и войн. Поэтому охрана и защита государственных границ является главным условием государства.
Формирование государственных границ имеет давнюю историю, уходящую в глубокую античность и средневековье. Сначала границы определялись естественными барьерами, такими как реки, горы и леса и иные природные источники, которые сами по себе служили естественными преградами для миграции и разделения народов. В ходе становления первых цивилизаций и империй, например, в Египте, Месопотамии и Древней Греции, происходили конфликты и войны за территории, что постепенно привело к выделению и оформлению государственных границ. В Средние века, с развитием феодальных отношения, границы в Европе начали оформляться более четко, учитывая как политические, так и экономические интересы поселений. Таким образом, на протяжении длительного исторического периода определение государственных границ носило характер результативных политических и военных событий, а также культурных обменов и миграционных процессов.
Российская Федерация — это суверенная, неприкосновенная и территориально целостная страна [1]. Для того чтобы не нарушить это, должна быть обеспечена защита государства от внешних и внутренних угроз в отношении личности и общества в целом.
Понятие государственной границы Российской Федерации закреплено на законодательном уровне — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [3].
В правовой доктрине сложилось мнение о том, что понятие государственной границы на законодательном уровне сформирован неудовлетворительно, поэтому возникает множество проблем внутригосударственного и международного уровня.
Так, понятие граница является предметом изучения многих наук: история, философия, география, социология, политология, юриспруденция и так далее. Это говорит о том, что установление полноценного термина государственной границы является принципиально важным для социально-экономической и общественно-политической сфер жизни общества и государства.
Так, О. В. Цветкова определяет государственную границу, как четкие разделительные линии, обеспечивающие государственный суверенитет и национальную безопасность [4, с. 43].
По мнению А. А. Ярлыченко, термин «государственная граница» рассматривается с двух позиций: предметно-знаковая, абстрактно-воображаемая. Автор определяет, что в абстрактно-воображаемом понимании, государственная граница представляет собой линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном и воздушном пространстве [8, с. 33].
Отсюда следует, что Закон «О государственной границе Российской Федерации» рассматривает понятие государственной границы с абстрактно-воображаемой позиции.
В. Д. Зорькин и Л. В. Лазарев определяют понимание государственной также с абстрактно-воображаемой позиции. Итак, государственная граница — это тот пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, который фиксирует государственную территорию РФ, охватывая сушу, воды, недра и воздушное пространство РФ [5, с. 457].
Что касается предметно-знакового понимания, то определение государственной границы в данном контексте определено в нормах международного права. Так, согласно ст. 4 Конвенции ООН по морскому праву, «внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря» [2]. Понимание государственных границ с данной точки зрения отражается и в Водном кодексе Российской Федерации.
Виды государственных границ не определены законом полноценно. Анализ юридической литературы и правой доктрины позволяет сделать вывод о том, что выделяют следующие виды государственных границ:
- сухопутные — линии по точкам местности или системы координат;
- водные — линии озер, рек, морей и океанов.
- воздушные — это воображаемая плоскость, поставленная вертикально и проходящая по сухопутным и водным границам государства. Верхний предел, отделяющий воздушное пространство от космического, установлен на основании обычной нормы — 100–110 километров от поверхности Земли;
- недра — продолжение под землей вертикальной плоскости [7].
Согласно Закону «О государственной границы Российской Федерации» выделяются следующие виды государственных границ:
- на суше;
- на море;
- на судоходных реках;
- на воде.
В международном праве выделяют следующие виды государственных границ:
- географические границы (через определенные географические координаты);
- геометрические границы (пересечение местности без учета рельефа, кроме населенных пунктов);
- ораграфические границы (пересечение местности с учетом рельефа) [6].
Таким образом, государственная граница — это многоаспектное явление, которое необходимо рассматривать с различных точек зрения для определения значимости данного понятия с развитием общества.
Государственная граница возникает с момента появления нового государства. В пределах государства устанавливается независимость от других стран и суверенитет. Граница может быть изменена в ходе международных конфликтов и войн. Государственная граница устанавливается на основании договора между соприкасающимися странами.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек; Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) (с изм. от 23.07.1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3–168.
3. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730–1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2025.
4. Генезис политических и географических концепций государственных границ / под ред. О. В. Цветковой. М.: Изд-во СГУ, 2014.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.: Эксмо, 2018.
6. Лукин Е. Е. Международное право: учебник. М.: Норма, 2019.
7. Макеева Е. А. Государственная граница и территориальные споры. URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/4334 (дата обращения: 25.01.2025).
8. Ярлыченко А. А. Территориальная целостность Российской Федерации и международно-правовое оформление государственной границы // Современное право. 2015. № 8.