Современные информационные технологии играют важную роль в различных сферах жизни, включая образование. В частности, использование технологий в экологическом образовании детей младшего школьного возраста становится все более актуальным. ИКТ позволяют не только улучшить процесс усвоения знаний, но и формируют у детей бережное отношение к окружающей среде, способствуют осознанию ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. В ходе экологического воспитания младших школьников преподаются элементарные понятия об окружающей среде на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов и решаются задачи всестороннего развития личности.
Обучающийся должен овладеть и знаниями о природе, и способами их получения. Успеху в этом способствует применение инновационных технологий. Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе довольно распространено. Образование осуществляется в соответствии с требованием времени, процесс обучения и воспитания невозможно представить в отрыве от информационных технологий. При использовании ИКТ в обучении у учащихся повышается интерес к предмету изучения, активизируется внимание. [1]
Практика показывает, что сегодня реализация экологического воспитания младших школьников невозможна без использования информационных технологий. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Информационные технологии предоставляют новые подходы к обучению. Они помогают педагогам создавать интерактивные и увлекательные уроки, которые позволяют детям активнее участвовать в процессе обучения.
Наиболее удачной и распространенной формой подготовки и представления учебного материала в начальной школе является мультимедийная презентация. Презентация — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и высококачественные иллюстрации, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Так же на занятиях педагог может использовать демонстрацию видеофрагментов процессов и явлений, демонстрацию опытов, виртуальные экскурсии; схемы, диаграммы, записи звуков музыкальных произведений, живой и неживой природы и др.
Существует обширный спектр различных программных продуктов экологической направленности, носящих обучающий и развивающий характер, которые можно применять в начальной школе. Допустим, это могут быть электронные учебники, которые предоставляют доступ к интерактивным материалам, тестам и заданиям, а также сайты и платформы, которые предлагают курсы по экологии, где дети могут изучать материалы в игровой форме.
Элементы геймификации делают обучение более мотивирующим. Дети могут участвовать в образовательных играх, где будут разбирать экологические проблемы и находить пути их решения через проектные задания, реконструкции изучаемых природных процессов, что значительно повышает интерес учащихся к вопросам экологии и упрощает усвоение информации. При проведении практических занятий на природе возможно использование учащимися фото и видеосъемки для фиксирования каких-либо природных явлений, животных, растений и т. д. Создание детских блогов о природе или экологии может стать отличной платформой для обмена опытом и мнениями. Это способствует развитию критического мышления и активного участия в экопроектах.
Работа над учебно-исследовательскими проектами позволяет активно вовлечь младших школьников в процесс экологического обучения и воспитания.
Использование современных средств ИКТ в экологическом образовании младших школьников позволяет:
– повысить качество усвоения материала (технологии делают обучение более интересным, что повышает мотивацию детей к изучению экологии);
– построить индивидуальные образовательные траектории детей;
– осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению в школе;
– организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
– использование технологий развивает у детей критическое мышление, коммуникативные навыки и умение работать в команде;
– дети могут получать информацию из разнообразных источников, что расширяет их кругозор;
– возможность применения теоретических знаний на практике через проекты, эксперименты и исследования.
Планирование и проведение уроков с применением ИКТ — сильный мотив в обучении. С помощью подобных уроков активируются познавательные психические процессы (мышление, внимание, устная речь, воображение, память). Применение ИКТ делает образовательный процесс качественным, занимательным, у детей повышается интерес к предмету. [2]
Таким образом, использование информационных технологий в экологическом образовании детей младшего школьного возраста является важным шагом к созданию осознанного и ответственного поколения. Они не только повышают интерес к экологии, но и помогают формировать устойчивые привычки и отношения к окружающему миру. Применение информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией экологической направленности; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств (компьютер, подключенный к сети Интернет, интерактивная доска, медиапроектор и т. д.).
Важно, чтобы педагоги использовали эти технологии максимально эффективно, создавая интересные и полезные образовательные программы, но также необходимо отметить, что применение ИКТ не должно перенасыщать излишне работу на уроках. Чрезмерное и неосознанное использование технических средств обучения может способствовать утрате концентрации внимания в ходе урока и отвлечению на посторонние вещи. [3]
Таким образом, информационные технологии представляют собой мощный инструмент для реализации экологического образования, что в конечном итоге приведет к улучшению состояния окружающей среды в будущем.
Интернет-ресурсы по экологии для детей :
- ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема». Сайт посвящён проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе. Помимо педагогов, он школьникам, изучающим естественные науки или увлекающимся самостоятельным исследованием растений, животных и дикой природы. На сайте действительно много информации для юных исследователей, большой раздел по охране природы.
- unnaturalist.ru/ «Юный натуралист». Уникальный старейший научно-популярный журнал для детей и юношества. Можно посмотреть анонсы журнала. Много разных рубрик, информации, конкурсов.
- www.apus.ru Портал о живой природе. Цель сайта — собирать всю самую интересную информацию о живой природе и делиться ею с читателями. Для изучения вместе с родителями.
- www.zooclub.ru/ Энциклопедия о животных. Содержит информацию о животных по разделам. Сайтом ребёнок может пользоваться самостоятельно.
- lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета». Много информации о животном и растительном мире, биологии, человеке, окружающей среде. Есть рубрика «Рассказы о растениях». Рекомендуется вначале изучать сайт вместе с родителями.
- zateevo.ru/ Детский сайт Затеево. Сайт примечателен тем, что ребёнок может стать автором, т. к. сайт публикует работы школьников. Есть очень интересные детские публикации по охране природы.
Литература:
1. Моисеенкова, Е. И. Особенности применения технических средств обучения в работе с младшими школьниками / Е. И. Моисеенкова. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2019. — № 10. — С. 489.
2. Борзенкова, О. А. Развитие учебной мотивации младших Школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) / О. А. Борзенкова, А. С. Василенко. — Текст: непосредственный // Балканско-научно обозрение. — 2018. — № 1. — С. 26.
3. Харабаджах, М. Н. Методические особенности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы / М. Н. Харабаджах. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66. — С. 366.