В статье предлагается обзор практического применения образовательных технологий обучения английскому языку в отсутствии языковой среды. Целью исследования является анализ и совершенствование форм обучения. Посредством метода анализа педагогической деятельности, опроса учащихся приходим к тому, что невозможность применения английского языка в практике порождает низкую учебную мотивацию. Творческий подход к организации урока, знание сферы интересов и увлечений обучающихся, применение методов и приемов для повышения уровня образовательной мотивации и приемов для создания языковой среды помогают учителю достичь требуемых результатов.
Ключевые слова: английский язык, отсутствие языковой среды, образовательные технологии, визуализация учебного материала, геймификация, дополненная реальность в обучении.
Введение
Английский язык считается мировым языком и является самым распространенным в мире. Владение им обеспечивает быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования.
Перед всеми участниками образовательного процесса поставлены серьезные задачи, но замыкаются они на конкретном исполнителе — педагогическом работнике общеобразовательной организации. Реализация требований ФГОС нового поколения предполагает учёт требований к построению и содержанию урока иностранного языка, как основной форме организации учебного процесса. Учителю требуется использовать в своей педагогической практике инновационные образовательные технологии, знать портрет современного школьника, со всеми его интересами, увлечениями и способностями.
Целью данной статьи является систематизация методов и приемов использования образовательных технологий обучения английскому языку в отсутствии языковой среды.
На пути достижения данной цели решались следующие задачи:
— изучить научно-методическую литературу;
— выявить наиболее эффективные методы и приемы для формирования языковой среды;
— охарактеризовать виды заданий и формы работы с использованием инновационных образовательных технологий.
Применялся метод анализа научно-методической литературы; обобщение педагогического опыта; опрос учеников, беседа с целью получения обратной связи и выявления проблем.
В период своей педагогической работы в школе, через наблюдение, опрос, анализ, я выявила следующие основные проблемы и противоречия в обучении английскому языку. Таковыми являются:
— трудности в освоении учащимися новой лексики;
— небольшой словарный запас для реализации коммуникативных задач;
— низкая познавательная активность учащихся;
— недостаточная внутренняя мотивация учащихся.
По результатам анализа опроса, большинство учеников не знают сферу применения изучаемого языка. Отсюда и вытекает отрицательное восприятие английского языка, как учебного предмета, которому они не видят применения в жизни. Полагаю, что отсутствие практической значимости применения иностранного языка порождает низкую учебную мотивацию у школьников.
Результаты и обсуждение
Создание языковой среды — под этим подразумевается создание условий, которые способствуют более быстрому и качественному усвоению всех видов речевой деятельности, необходимых для осуществления успешной коммуникации на иностранном языке. В словаре методических терминов языковая среда обозначена как окружении, в котором происходит его изучение. Может быть естественной (обучение организуется в условиях иноязычной языковой среды) и искусственной (создается с помощью различных средств обучения в условиях ее отсутствия с целью воссоздания языковой среды.) [2, c. 364]. О создании языковой среды писал С. А. Федотов в статье «Формирование языковой среды на уроке английского языка посредством использования современных ИК технологий» [11, с. 2], А. М. Аксенова «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс» [4, с. 13]. Создание языковой среды начинается с оформления кабинета, продолжается через наглядный и дидактический материал, посвященный истории и современным культурным событиям, происходящим в стране изучаемого языка. Стоит привлечь учеников к оформлению кабинета, стенды c правилами поведения в классе, активная лексика на уроке, фото или последние события в стране изучаемого языка, портреты любимых писателей, все эти плакаты или наглядные материалы могут сделать ученики. Например, создать иллюстрации к любимым произведениям английской литературы при оформлении литературного уголка (рис.1, 2).
|
|
Рис. 1. Иллюстрация к роману «Джейн Эйр» |
Рис. 2. Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта», инсталляция сцены «Сад Капулетти» |
Дидактический материал должен содержать аудиовизуальные, визуальные, печатные материалы. Важно избегать излишней визуальной, вербальной, звуковой информации, которая может стать препятствием для усвоения учебного материала, может не войти в рамки урока. Материалы должны быть согласованы с изучаемой в данный момент темой.
Так как мы говорим преимущественно об организации урока, не следует упускать из виду внеурочную деятельность. Конкурсы, кружки, читательские клубы, разговорные клубы, круглые столы способствует формированию условий, для реализации творческого потенциала обучающихся, решают проблему дефицита речевого общения и отсутствия практической значимости применения английского языка.
Технология визуализации учебной информации
«Визуализация — представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [2, с. 38]. Принцип наглядности является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету, так обеспечивает запечатление изучаемого явления, т. е. образования четкого, ясного представления о нем [4, с. 13].
Технология визуализации учебного материала активно используется на уроках иностранного языка как инструмент совершенствования процесса обучения английскому языку. Данная технология:
— моделирует языковую (речевую) среду;
— обеспечивает наглядность, опору для устного высказывания;
— помогает уплотнить учебную информацию;
— запоминать информацию (визуализация улучшает восприятие) [6, с. 3].
Посредством данной технологии можно решить проблемы в освоении новой лексики, тем самым пополняя словарный запас. Моделирование языковой среды продолжается на уроке через имитацию реального общения в искусственных условиях. Учителю важно уйти от использования родного языка, в пользу изучаемого, не давать прямого перевода, тем самым создавая искусственную языковую среду. На начальном уровне обучения в этом помогут использование картин, презентаций, простых рисунков. Технология визуализации учебной информации помогает передать зрительно объемный текст или стать опорой для устного высказывания.
Тексты описательного характера можно воссоздать на доске, на экране, например, «Типичный английский дом», «Времена года. Погода. Одежда», избегая перевода текстов на русский, тем самым моделируя языковую среду [7, с. 1].
Таким образом, можно сказать, что данный метод решает проблему освоения новой иноязычной лексики, делает возможным применять лексические единицы для решения коммуникативных задач.
Технология «дополненная реальность»
Данную технологию можно рассматривать как один из эффективных инструментов для погружения в языковую среду. Термин происходит от английского Augmented Reality — что означает расширенное восприятие действительности [3, с. 379]. Данная технология дает возможность педагогу создать цифровой контент для моделирования языковой среды. Может помочь в решении множества учебных задач, например:
— способствует обучению на практике;
— помогает в разработке интерактивных печатных материалов с дополненной информацией;
— создает цифровые сообщения и нарративы [10, с. 130].
Принцип работы с дополненной реальностью включает три основных аспекта:
- Метка (изображение или геопозиция, с содержанием информации об объекте).
- Программное обеспечение, используя которое можно создать или считать уже существующую метку [3, с. 379].
- Устройство, обладающее камерой для распознавания метки в окружающем пространстве.
Реальный мир «дополняется» программно-смоделированными объектами. Дополненная реальность предоставляет уникальную возможность погрузиться в смоделированное пространство, позволяя практиковать языковые навыки в реалистичной обстановке, приближенной к естественной среде. Данная технология помогает обогатить сведения обучающегося об окружающем мире, обеспечить полноту и доступность восприятия информации. В основном данная технология необходима для визуализации печатной информации (рис. 3). Приложения дополненной реальности можно использовать для индивидуализации процесса восприятия и понимания речи на слух. Каждый обучающийся сможет прослушать аудиозапись на собственном устройстве и работать в своем темпе.
Считаю, что видеофрагмент должен быть заранее подготовленным, вложенным в презентацию или отдельный файл.
Рис. 3. Применения приложения дополненной реальности Visiting Buckingham Palace
Примерные учебные задачи, решаемые с использованием гугл-карт, с применением дополненной реальности:
— активизация темы «Страна изучаемого языка. Англо-говорящие страны. Лондон. Достопримечательности Лондона»;
— активация грамматического материала «Употребление артикля — the с географическими названиями», и т. д.
— формирование аудиотивных навыков и навыков чтения «Города Великобритании. Названия главных улиц. Достопримечательности»;
— примерное задание «Создать свое фотоизображение на фоне одного из достопримечательностей Лондона. Рассказать об этой достопримечательности»;
— примерное задание «Составить свой маршрут путешествия по одному из городов Великобритании. Каждый пункт обозначить эмоциями (подписать)».
|
|
Рис. 4. Фотомонтаж: задание My dream trip to London. Активизация темы «Страна изучаемого языка. Достопримечательности Лондона»
Шкалу оценивания можно изменить: баллы, уровни, значки, статус и т. д. что позволит создать определенный соревновательный момент для мотивации к достижению успеха. Чувство успеха будет оставаться с ребенком после того как он покинет кабинет, это состояние он вынесет за двери класса. Есть надежда, что следующий урок он будет ждать с нетерпением.
Технология геймификация
Использование технологии геймификации в обучении становится все более популярной. Значение термина происходит от английского «gamification», которое обозначает «использование игровых элементов в других видах деятельности, чтобы сделать их более интересными» [12, с. 83]. В связи с появлением компьютерных игр и их широким распространением в последние десятилетия понятие «игра» получило несколько иное содержательное значение. Игры всегда были важным инструментом для обучения английскому языку, традиционно воспринимали как психологически комфортная форма учебной деятельности, способствующая повышению интереса и личной вовлеченности в процесс обучения.
Игра на уроке должна отвечать определенным требованиям:
- Сочетаться с программным материалом;
- Решать образовательную, воспитательную, развивающую задачу;
- Не быть длительной по времени (иначе учитель перестаёт владеть учебным процессом);
- Быть доступной для учеников (с учетом их психологических особенностей, возрастных возможностей и их интересов);
- Не требовать специального оборудования, не быть обременительным для учителя;
- Работать в целях активации учебного процесса.
Геймификация — не игра ради игры, а педагогическая технология, которая служит достижению определенной образовательной цели. Другими словами, геймификацию следует использовать для осуществления «профессиональных, а не развлекательных целей». [12, с. 2].
Важно не забывать о грамотной организации урока, в процессе которой происходит активация или систематизация учебного материала. Примерное использование игры «Майнкрафт»:
- Тема «Дом. Предметы мебели. Предлоги. Оборот –There is/are. Примерное домашнее задание «Создать дом, комнату» и написать текст-описание.
- Тема «Модальные глаголы. Глаголы действия»
— задание «Составить правила своей игры» (You can/can’t…)
— задание «Перечислить глаголы-действия» 1 уровень.
— «Составить утвердительные, отрицательные, вопросительные предложения: In Minecraft I can/can’t/Can you» .... 2 уровень и т. д.
Это популярная компьютерная игра активно используется в обучении английскому языку. Можно воспользоваться платформой, которая была создана под редакцией Cambridge Assessment English — это образовательная платформа, которая полностью соответствует требованиям современного обучения. Курс построен на лексико-коммуникативной методике с элементами цифровой грамотности, формирующий навыки 21 века — творческое и критическое мышление, исследования, проектирования, работа в команде.
Toca Boca Life Word — одна из популярных компьютерных игр, известная многим школьникам. Существует несколько ключевых факторов, объясняющих популярность Toca Life World среди детей.
- Интерактивность и творчество: Toca Life World позволяет детям раскрывать свой творческий потенциал. Они создают сцены, придумывают истории.
- Разнообразие содержания: дети могут исследовать разные сценарии, такие как школы, больницы, рестораны, парки и многое другое.
- Социальное взаимодействие: игра позволяет детям играть вместе с друзьями, создавать совместные приключения и обсуждать свои идеи. Это способствует развитию навыков коммуникации.
Есть множество вариантов применения данной игры в обучении английскому языку. Введение нового материала, активизация изучаемого материала, его закрепление, контроль знаний. Например:
— введение лексики «Мой город», «Моя школа», «Магазины. Покупки», «Описание внешности», «Описание картины» и т. д. (рис. 5).
Рис. 5. Визуальные опоры из игры «Тока Бока» для активации тем Shopping, My room
— развитие грамматических навыков по теме «Предлоги», «Времена глагола. Present Simple / Continuous» и т. д.
Создание ситуативных игровых приемов дает возможность ученикам в естественной для них форме усваивать новое, применять лексику, грамматические формы и правила.
Недавние наблюдения ученых выявили ряд положительных воздействий компьютерных игр на развитие подростка. Ученые говорят о положительном влиянии на уровень познавательного интереса умеренно играющих в компьютерные игры подростков. Любая игра, будь то компьютерная или любая другая, создает условия для решения задач [4, с.3]. Мы можем наблюдать:
— работу, над достижением цели и задач;
— положительный эмоциональный фон, создающий благоприятные условия для запоминания новых слов;
— улучшение мышления, памяти, реакции;
— развитие внимания к деталям;
— нестандартный подход к решению задач.
Высокий процент содержания английской лексики в популярных компьютерных играх делает его привлекательным для использования в изучении английского языка. Можем сделать вывод, что практическое применение английского в компьютерных играх происходит путем общения через чаты; через прочтение, ведение диалогов на иностранном языке.
Заключение
Таким образом, инновационные технологии обучения делают возможным решить проблему отсутствия языковой среды, позволяют «оказаться» в речевой среде вне страны изучаемого языка, помогают создать особую атмосферу урока, привлекательную для современного школьника. Решают проблемы в освоении учащимися новой лексики, активируют познавательный интерес, способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
В основе инновационных образовательных технологий лежат принципы общей дидактики и методики, при использовании которых важно следовать классическим основам педагогики. Задача учителя — это подобрать правильный языковой материал, создать условия для повышения уровня мотивации через применение на уроках различных игровых моментов, заданий, которые повышают познавательный интерес, улучшают усвоение материала. Использование инновационных форм обучения иностранному языку должны решать учебные задачи, направленные на формирование коммуникативной компетенции, на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Литература:
- Explore Minecraft lessons. [Электронный ресурс:] Режим доступа: URL: https://education.minecraft.net/en-us/resources/explore-lessons (дата обращения: 24.01.2025)
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва.-2009.- 448 с.
- Акбержанова А. Б., Тенисбаев Е. Ж. Роль дополненной реальности в процессе обучения. Шамовские чтения. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Москва, 2024. С. 379–382.
- Аксенов А. М. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс // Вестник Брянского государственного университета. Брянск.- 2013. № 1.
- Клопотова Е. Е., Романова Ю. А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс]// Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. C. 32–40. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170104ttps: (дата обращения: 10.11.2024)
- Кошкина И. В., Детинко Ю. И., Еремина Т. А. Визуализация как эффективный инструмент обучения студентов лексике на занятиях иностранного языка. Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-kak-effektivnyy-instrument-obucheniya-studentov-leksike-na-zanyatiyah-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 03.02.2025)
- Нармырзаева Н. А. Конструкт урока английского языка в 4 классе по теме «Типичный английский дом» с учетом требований ФГОС [Электронный ресурс:] Режим доступа: URL: https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-anglijskomu-yazyku-anglijskij-dom-po-fgos-5277645.html (дата обращения: 03.02.2025)
- Новикова О. В. Технологии визуализации учебного материала на уроках иностранного языка. Решения: сборник статей и тезисов XVI Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. — Минск, 22 ноября 2022.- 5 стр.
- Поздеева Е. В., Стринюк С. А. Создание англоязычной среды при обучении английскому языку: проблемы и пути их решения. [Электронный ресурс:]Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/282365773_Sozdanie_angloazycnoj_sredy_pri_obucenii_anglijskomu_azyku_problemy_i_puti_ih_resenia (дата обращения: 10.11.2024)
- Семенова Г. В. Использование преимуществ технологии дополненной реальности в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Том 5, выпуск 1. С. 128–133.
- Федотов С. А. Формирование языковой среды на уроке английского языка посредством использования современных ИКТ-технологий [Электронный ресурс] URL:http://education1246.rusedu.net/post/5375/55584 (дата обращения: 03.02.2025)
- Шакирова Н. Ю., Касаткина Н. Н., Личан Н. А., Данданова С. В. Геймификация как средство эффективного изучения новой лексики //Ярославский педагогический вестник — 2020 — № 5 (116). С. 82–87.