Формы работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на примере сотрудничества с военно-морским вузами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 февраля, печатный экземпляр отправим 19 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 02.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кырлиг, В. Б. Формы работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на примере сотрудничества с военно-морским вузами / В. Б. Кырлиг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122442/ (дата обращения: 07.02.2025).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает вопросы воспитания гражданственности и патриотизма будущих офицеров Военно-Морского Флота с помощью эффективного социального партнерства.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, социальное партнерство.

Проблема воспитания патриотизма и гражданственности у молодежи является одной из важных задач современного общества и государства. В Национальной доктрине образования Российской Федерации определены направления государственной политики в области образования, а также сформулирован запрос на воспитание личностей с активной жизненной позицией, трудолюбивых и высоконравственных патриотов, восприимчивых к правам и свободам личности, традициям и культуре других народов, а также проявляющих межнациональную и религиозную толерантность. Современные изменения в военно-политической ситуации требуют укрепления экономической силы страны и повышения её обороноспособности, что акцентирует внимание на эффективной системе патриотического воспитания молодежи, готовящей её к защите Отечества. Обществу нужны здоровые, мужественные, инициативные и дисциплинированные граждане, готовые работать и учиться ради блага страны. Таким образом, становление патриотизма и любви к Родине занимает важное место в воспитании молодежи.

«Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [1, с.78]

Таким образом можно сделать вывод о том, что патриотизм является ключевым духовным и моральным элементом, способствующим поддержанию социальной стабильности, а также независимости и защищенности страны. А воспитание гражданственности и патриотизма — основа образовательной и воспитательной политики нашей страны.

Патриотическое воспитание — это структурированный и постоянный педагогический процесс, оказывающий влияние на мировоззрение, чувства, волевые качества и физическое развитие молодежи. Таким образом, работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна проводиться системно и способствовать развитию морально-волевых и духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения.

Нахимовское военно-морское ордена Почета училища занимает особое место в системе подготовки кадров для Военно-Морского Флота. В стенах этого учебного заведения воспитывают настоящих патриотов, которым в дальнейшем предстоит встать на защиту Отечества. В нашем училище проводится систематическая, эффективная и целенаправленная работа по формированию социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви Отечеству и своему народу. Высокие качества гражданина и патриота формируются посредством использования различных форм и методов, а особое значение в этом ключе имеет сотрудничество с военно-морским вузами, входящими в состав Военно-учебного научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова».

28 сентября 2018 года в ходе рабочей встречи начальники Военно-учебного научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» имени Н. Г. Кузнецова и Нахимовского военно-морского училища вице-адмирал Владимир Касатонов и контр-адмирал Анатолий Минаков подписали документы о долгосрочном сотрудничестве. Предметом соглашения о сотрудничестве стали вопросы увеличения образовательного потенциала Нахимовского ВМУ «по направлениям патриотического воспитания, культурно-исторического просвещения и профессиональной ориентации нахимовцев на обучение в высших военно-морских образовательных организациях путем согласования своих действий и соединения усилий». [2]. Такое сотрудничество позволило создать условия для развития совместной деятельности в проведении мероприятий патриотической направленности, профориентационной работе, а также позволило решить ряд задач военно-патриотического воспитания.

В рамках сотрудничества ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» и Нахимовского военно-морского училища были определены следующие направления работы: участие преподавательского состава ВУНЦ ВМФ, по приглашению Нахимовского военно-морского училища, в педагогических советах, научных конференциях и других мероприятиях, проводимых в этом старейшем довузовском военно-морском учебном заведении; участие преподавательского состава высших военно-морских учебных заведений в методическом обеспечении учебного процесса в Нахимовском ВМУ; проведение специалистами Военно-морского института ознакомительных занятий с преподавательским составом и воспитанниками Нахимовского ВМУ по заранее согласованному плану; проведение экскурсий для нахимовцев по профильным кафедрам и музею Военно-морского института — Морского корпуса Петра Великого, организация совместной спортивной работы, участие в творческих и образовательных проектах.

Профориентация, как известно, призвана решать организационные и методические вопросы в выборе будущей специализации воспитанников Нахимовского военно-морского училища с учётом индивидуальных склонностей и способностей. Основными формами профориентационной работы ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с нахимовцами являются: посещения дней открытых дверей, научные конференции, дни науки и техники, совместные экскурсии на предприятия. Кроме этого в основе работе с вузами Военно-Морского Флота необходимо закладывать профессионально-деятельностную составляющую. На базе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» проводятся практико-ориентированные занятия с нахимовцами, которые проводят офицеры академии. Такая форма организации профориентационной работы позволяет нахимовцу не только «увидеть» и «услышать» информацию о той или иной специальности, но и реально «поработать руками» в определенном виде профессиональной деятельности. К данному мероприятию преподавателями разрабатываются программа и сценарий по профориентации, подготавливаются необходимые презентации и видеоролики по различным направлениям деятельности, а также и специальные, несложные виды работ, необходимое оборудование, инструменты, приспособления.

Для детального знакомства с военно-морскими специальностями в рамках сотрудничества с нахимовцами были организованы занятия по изучению правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ), строевая подготовка, тренировки на учебно-тренировочных комплексах «Огонек» и «Вода», тактическая и топографическая подготовки, изучения приборов радиационной, химической и биологической защиты. Данная деятельность сориентировала нахимовцев на формирование правильного представления о Военно-Морском Флоте, специальностях, о назначении боевой техники, о роли государства в сфере обороны, о жизни и быте военнослужащих, готовность освоить военно-морскую специальность.

Но главное заключается в том, что ознакомление воспитанников Нахимовского училища с реальной, практической составляющей различных специальностей способствует более точному, конкретному самоопределению подростка в его непростом выборе будущей профессиональной деятельности и способствует формированию профессионально ориентированного абитуриента — будущего курсанта военно-морского вуза.

Сегодня без слаженной, совместной работы трудно воспитать человека порядочного, для которого «патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны». В своем выступлении президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: «Только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность к eе судьбе, к ответственности за ее будущее. От того, как мы воспитаем молодёжь зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Слаженное сотрудничество между различными учреждениями и социальными партнерами в решении задач по воспитанию гражданственности и патриотизма, определенных государством, будет способствовать возникновению новых идей, инициатив и реализации инновационных проектов.

Литература:

  1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. С.78
  2. https://rossaprimavera.ru/news/7f3ec00c
  3. Гайнеев Э. Р. Деятельностный подход в профориентации как средство самоопределения подростка // Методист. 2014. № 1.
  4. Климов А. Е. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. М.: Просвещение, 1990
  5. Пахомова Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: Автореф. дис.канд. пед. нayк. M., 2003.
  6. Профессиональная ориентация молодежи // А. Д. Сазонов Н. И. Калугин А. П. Менщиков и др. М.: Высш. шк., 1989


Задать вопрос