Развитие воспитанников раннего возраста средствами физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 февраля, печатный экземпляр отправим 19 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 04.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Тараскина, В. В. Развитие воспитанников раннего возраста средствами физического воспитания / В. В. Тараскина, Б. А. Кучера, С. В. Найденова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122448/ (дата обращения: 07.02.2025).

Препринт статьи



В статье авторы-педагоги ориентируют педагогов ДОО на применение в физическом воспитании детей раннего возраста адекватных методов и приёмов, главными из которых являются подвижная игра и игровые упражнения.

Ключевые слова: развитие детей, ранний возраст, физическое развитие, здоровье, спорт, подвижные игры, дошкольная образовательная организация.

И педагоги, и медики знают об уникальной роли движения в жизни ребенка и о том, что движения имеют исключительное значение для развития не только физического, но и речевого, эмоционального.

Но на практике мы видим, что часто двигательная активность подавляется, малыши сидят на стульчиках и слушают длинную сказку, движения детей ограничиваются малой площадью, и всё это оправдывается благой целью, чтобы не упал и не ударился, родители часто поступают подобным же образом, то есть, для детей создаются условия, не способствующие физическому развитию детей и ограничивающие двигательную активность. А ведь отставание в движениях приводит к отставанию в общем развитии ребенка, движения для детей — естественная биологическая потребность, необходимая для здоровья. И на следующей возрастной ступени мы можем обнаружить, что малыш не овладел необходимыми двигательными навыками в полном объеме.

Вырастить здорового и физически развитого ребенка помогают занятия физкультурой. В условиях своего учреждения мы ведём поиск методов оздоровления и обогащения двигательного опыта детей, начиная с раннего возраста.

Дети учатся жизни, играя, и забывать об этом не нужно. Предпочитаем в работе с детьми подвижные игры, уделяем особое внимание выбору игр в соответствии с возрастом и возможностями воспитанников. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей раннего возраста. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В свою очередь, движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают кровообращение, дыхание, улучшают обмен веществ. Игры, проведенные на свежем воздухе, способствуют закаливанию и оздоровлению. Подвижные игры способствуют также развитию речи, внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослым.

Подвижные игры как ценное средство всестороннего развития детей-дошкольников, особенно их физического развития, давно известны работникам детских садов и используются ими ежедневно.

Важно помнить и соблюдать ряд положений и опираться на них при организации подвижных игр с малышами:

  1. В раннем возрасте дети играют только со взрослым. Это значит, что вы и организатор, и непосредственный, и главный её участник.
  2. Выполняя роль ведущего, чётко проговаривайте текст, в нём заложены и содержание игры и её правила.
  3. Ваши действия и ваша речь — образец для подражания, если содержание игры и правила вы объясняете эмоционально, выразительно, движения ваши соответствую характеру персонажа, подчеркиваете интонацией черты характера персонажа (о воробышках говорите ласково, а про хитрого кота Ваську- тревожно). Помните, если началу действия, смене движения или окончанию игры служит определенная фраза — её нужно произнести громко и чётко.
  4. Каждая игра проводится в течение месяца. Её продолжительность зависит от характера движений, условий проведения и числа играющих, настроения детей (ориентировочно 5–8 минут). Количество повторений — 4–6 раз.
  5. Иногда целесообразно забыть про игру на несколько дней или даже месяц. Когда вернётесь к ней, забытая игра приобретает прелесть новой.
  6. Не скупитесь на похвалу по ходу действия, она доставит им не только радость, желание играть и физическое развитие, но и будет способствовать речевому развитию малышей.
  7. Подвижные игры проводятся с детьми каждый день: и в утренние часы, на прогулках, и в вечерние.
  8. Включая малышей в игру, не забывайте об индивидуальном подходе, не заставляйте насильно играть малышей. Наблюдая внимательно за играми детей, он уже является пассивным их участником, а если вы поиграете с ним индивидуально, то, возможно, в ближайшее время станет её активным участником.
  9. Готовиться даже к самой простой игре нужно обязательно. Нет — ничего заучивать с детьми не нужно, всё об игре и её содержании, атрибутах знаете Вы — и этого достаточно. Ваши правильные действия в ней помогут запомнить им и правила, и текст, и движения.
  10. И в заключении. Если у вас под рукой и на виду у детей будут атрибуты к знакомым играм, дети сами будут просить поиграть с ними.

Нами были подобраны сюжетные и бессюжетные подвижные игры, поскольку кругозор детей этого возраста не велик, выбирались игры с простым сюжетом, с героями которых дети сталкивались в повседневной жизни, либо с ними возможно познакомить при чтении литературы и рассматривании иллюстраций.

Составляя перспективное планирование, по физическому воспитанию своих малышей, особое внимание нужно уделить тому, что подвижные игры являются основным средством развития основных видов движений, поэтому распределяя игры при планировании подвижных должны быть учтено:

  1. Подвижные игры должны быть направлены на развитие всех основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и равновесие).
  2. Предлагаемые игры соответствуют не только возрасту, но и программе, которую вы реализуете, безопасны.
  3. Подборки игр для работы с детьми можно варьировать по своему усмотрению и в связи с интересами и возможностями ваших воспитанников.
  4. Знание физических и умственных возможностей детей поможет взрослому правильно подобрать для них ту или иную игру, несколько упростив или усложнив ее.

Для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, был организован цикл практических занятий «Поиграем малыши», на которых мы знакомили с планированием подвижных игр в режиме дня, их значением в формировании основных видов движений, да в общем в физическом развитии детей раннего возраста. Основным являлось практические показы организации и проведения игр непосредственно с детьми.

С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и игровые упражнения с развернутым сюжетом в сопровождении пения или «присказки» воспитателя, или CD записи. Существует большое количество увлекательных сюжетно-ролевых, подвижных, народных игр, игр-забав посредством которых педагоги могут знакомить маленьких воспитанников не только с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной и т.д., но и развивают двигательную активность и физическое развитие.

Предлагаем вашему вниманию игру «Прокати мяч по дорожке»: сначала дорожка была короткой, боковые стороны можно так же ограничить, в таком варианте можно поиграть 1- 2 раза. Далее дорожку увеличиваем, можно катать мяч взрослому, далее друг -другу, интерес детей подогревается в этой игре и включением игрушек (прикатить мяч лисичке), объединение игр по типу «Прокати мяч в воротики» и прокатывание мячей разных размеров по узким, широким и другим дорожкам подогревает интерес детей. Играя, в игру «Найди свой домик», можно не только закреплять навыки бега в разных направлениях, но и бегать как «мышки» — на носочках или прыгать как «зайчики», так как это домики «зайчат». Да, и традицию — использовать форму для различения домиков, можно изменить на цветовые кляксы или разноцветные цветочки или же осеннее листики.

Любая игра благодаря вашей фантазии станет новой и интересной, главное включить воображение, с этой целью нами был разработан ряд игр, которые были представлены для воспитателей групп раннего возраста на мастер — классе «Играйте с нами». Акцент был сделан на то, что, любую игру можно усложнить и превратить в «новую» и более интересную. Если взрослый сам интересуется игрой, радуется успехам и результатам воспитанников, то эффект от таких игр будет высоким.

Научить малышей соблюдать правила игры на самом деле не так уж сложно, для этого важно играть с детьми в подвижные игры регулярно, вы сами выполняете правила неукоснительно, вы же педагог — образец для подражания.

Чем младше ваши воспитанники, тем важнее для них сам процесс движения — он приносит им радость, а не правила игры. Важно помнить, что, начиная играть с малышами, нужно учитывать: малышей интересует сам процесс движения, действия в игре, например, часто малыши не стремятся убежать от медведя или кота, а бегут ему навстречу, радуются. что медведь их поймал, поэтому, вы всегда являетесь для них примером в выполнении правил игры, а лучше всего способ правильного действия воспринимается ими при совместных действиях, например, при катании и бросании мяча взрослому, когда взрослый вместе с детьми старается преодолеть препятствие «перепрыгнуть через ручеек». Со временем соблюдение правил в подвижных играх становится обязательным для всех участников, и это важное условие появления умения подчинять свое поведение правилам.

Важным для малышей является и мотив привлекательности: красивый и яркий обруч с лентами (игра «Карусель»), звучащая игрушка — машинка, погремушка, яркий зонт.

Одной из отличительных черт в организации двигательной деятельности с малышами является использование игр и игровых упражнений. Их разнообразие зависит от желания взрослых найти интересные формы и задействовать воображение. Использование одних и тех же игр и упражнений у малышей не повышает эмоциональное состояние и не даёт толчка к развитию двигательной активности. Нравятся детям подвижные игры, в сюжетах которых появляются и знакомые упражнения, например, начало движения в игре «Поезд», «Лошадки», «Птички в гнёздышках»: начинается движение по взмаху флажка, при остановке поезда можно поиграть в игру «Спрячь флажок» или заканчивается: «птички» по взмаху флажка ищут свои гнездышки; «лошадки» преодолевают препятствие через речку по узкому мостику и т. п. В таких вариантах проведения игры, сюжеты, мотивировка детей целиком зависит от творчества педагогов. И главное: — повторение в играх, разученных движений поможет их не только закрепить, но и совершенствовать.

Литература:

  1. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. // Москва: Издательский центр «Академия». — 2006. — 272 с.
  2. Погадаев, Г. И. Физкульт — Ура! Физическая культура дошкольников / Г. И. Погадаев // Москва: Школьная пресса. — 2003. — 96 с.
  3. Соколова, Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. / Л. А. Соколова // Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс» — 2017.


Задать вопрос