В статье затронута проблема формирования психики и личности детей дошкольного возраста под влиянием средств массовой информации (СМИ). Формирование правильного поведения в обществе и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Раскрыта тенденция агрессивного поведения дошкольников.
Ключевые слова: агрессия, дети, СМИ, социум, причины агрессии, асоциальное поведение.
Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется поиск механизмов управления качеством образования, разрабатывается специфика компетенций всех участников образовательного процесса, в том числе дошкольников (О. В. Дыбина).
Ребёнок дошкольного возраста постепенно входит в общественную среду, формируется как личность, которая систематически развивается. Индивидуальный опыт каждой личности уникален и неповторим, поэтому не существует одинаковых процессов социализации. Социализация — это приобретение ценностных ориентаций, нужных для выполнения социальных ролей, усвоение ребёнком определённой системы знаний, умений и навыков, процесс становления его как личности.
Агрессия является одним из наиболее актуальных и сложных проблем современного общества. Насилие, конфликты, агрессивное поведение — все это становится все более распространенным явлением в нашей жизни. Причиной этому могут быть различные факторы, однако огромное влияние на развитие агрессии оказывают социум и СМИ.
Социум играет ключевую роль в формировании личности человека. Окружающая среда, общение с другими людьми, принадлежность к определенной группе — все это оказывает непосредственное воздействие на характеристики поведения человека. Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Но в условиях современной информационно-технологической эры социальные медиа стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Через интернет мы получаем информацию, общаемся с другими людьми, выражаем свое мнение или освещаем свою жизнь. Именно здесь возникают новые формы и способы проявления агрессии, которые имеют серьезное влияние на развитие этого явления в обществе.
Психическое здоровье детей зависит от многих факторов, включая влияние социума и СМИ. Современное общество, ориентированное на успех и силу, часто представляет агрессивное поведение в качестве нормы. Это может привести к эмоциональным нарушениям у детей, особенно в детском возрасте. Психическое здоровье детей является одной из приоритетных задач современного общества. Важными предпосылками формирования психического здоровья являются физическое здоровье ребёнка, семья и образовательные учреждения. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на развитие агрессии у детей, является медиа — СМИ.
Фактически, эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть вызваны избытком информации о насилии через масс-медиа. Поэтому крайне важно проводить коррекционные мероприятия, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей.
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
— неполное или не правильное
— стремление привлечь к себе внимание сверстников;
— стремление получить желанный результат;
— стремление быть главным;
— защита и месть;
— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
— сниженный уровень саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— сниженную самооценку;
— нарушения в отношениях со сверстниками.
— повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).
Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников, взрослого или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.
Для предупреждения агрессивного поведения дошкольника необходимо проводить коррекционные меры. Самым главным предупреждением негативного влияния СМИ на ребенка следует ограничение просмотра.
Например, дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых не более 15 минут в день. В возрасте от 4 до 6 лет можно давать ребёнку смотреть телепередачи до получаса в день, а после 6 лет — по часу-полутора в день. Также можно:
убрать телевизор из детской комнаты;
разрешать смотреть ребёнку только те фильмы и передачи, которые безопасны и полезны для его развития;
настроить пароли на телевизоре и телефоне для доступа к тем каналам, которые могут быть вредны ребёнку;
при совместном просмотре телевизора разъяснять детям положительные и отрицательные примеры, представленные на экране.
Важно помнить, что каждая семья индивидуальна, и родители должны сами устанавливать правила, которые будут подходить именно их детям. Дети, особенно в возрасте дошкольника, очень восприимчивы к различным информационным воздействиям, и негативное содержание, пропагандирующее насилие или неправильное поведение, может повлиять на их эмоциональное состояние и поведение.
Также важно обращать внимание на поведение родителей и образовательных учреждений. Они должны быть примером для детей, ребёнок учится у взрослых, и если родители редко включают телевизор и редко берут телефон в руки сами, это станет положительным примером для него.
Необходимо ограждать ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, ведь не зря имеются возрастные ограничения. Отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию. И не маловажным является обсуждение с ребёнком сюжетов просмотренных фильмов. Это поможет научить его анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей, способствует сближению и речевому развитию ребенка.
Литература:
1. Гендерное воспитание дошкольников на современном этапе: [3–7 лет] / составитель Н. В. Нищева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. — 173 с.
2. Мавлянова, О. В. Факторы трансформации неконструктивных форм агрессивного поведения в конструктивные [Текст] / О. В. Мавлянова.- Психологическая наука и образование, 2011. — № 4. — 114с.
3. Михайлова — Свирская, Л. В. Работа с родителями [Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова — Свирская. — М.: Просвещение, 2014. — 128с.
4. Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / А. В. Тимошок.- Пермь/ Меркурий, 2012.-257с.