Влияние социума и средств массовой информации на развитие агрессии у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыбак, В. А. Влияние социума и средств массовой информации на развитие агрессии у детей дошкольного возраста / В. А. Рыбак, О. А. Хорват, Л. А. Зинченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122452/ (дата обращения: 10.03.2025).



В статье затронута проблема формирования психики и личности детей дошкольного возраста под влиянием средств массовой информации (СМИ). Формирование правильного поведения в обществе и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Раскрыта тенденция агрессивного поведения дошкольников.

Ключевые слова: агрессия, дети, СМИ, социум, причины агрессии, асоциальное поведение.

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется поиск механизмов управления качеством образования, разрабатывается специфика компетенций всех участников образовательного процесса, в том числе дошкольников (О. В. Дыбина).

Ребёнок дошкольного возраста постепенно входит в общественную среду, формируется как личность, которая систематически развивается. Индивидуальный опыт каждой личности уникален и неповторим, поэтому не существует одинаковых процессов социализации. Социализация — это приобретение ценностных ориентаций, нужных для выполнения социальных ролей, усвоение ребёнком определённой системы знаний, умений и навыков, процесс становления его как личности.

Агрессия является одним из наиболее актуальных и сложных проблем современного общества. Насилие, конфликты, агрессивное поведение — все это становится все более распространенным явлением в нашей жизни. Причиной этому могут быть различные факторы, однако огромное влияние на развитие агрессии оказывают социум и СМИ.

Социум играет ключевую роль в формировании личности человека. Окружающая среда, общение с другими людьми, принадлежность к определенной группе — все это оказывает непосредственное воздействие на характеристики поведения человека. Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Но в условиях современной информационно-технологической эры социальные медиа стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Через интернет мы получаем информацию, общаемся с другими людьми, выражаем свое мнение или освещаем свою жизнь. Именно здесь возникают новые формы и способы проявления агрессии, которые имеют серьезное влияние на развитие этого явления в обществе.

Психическое здоровье детей зависит от многих факторов, включая влияние социума и СМИ. Современное общество, ориентированное на успех и силу, часто представляет агрессивное поведение в качестве нормы. Это может привести к эмоциональным нарушениям у детей, особенно в детском возрасте. Психическое здоровье детей является одной из приоритетных задач современного общества. Важными предпосылками формирования психического здоровья являются физическое здоровье ребёнка, семья и образовательные учреждения. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на развитие агрессии у детей, является медиа — СМИ.

Фактически, эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть вызваны избытком информации о насилии через масс-медиа. Поэтому крайне важно проводить коррекционные мероприятия, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей.

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

— неполное или не правильное

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— защита и месть;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

— сниженный уровень саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— сниженную самооценку;

— нарушения в отношениях со сверстниками.

— повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников, взрослого или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Для предупреждения агрессивного поведения дошкольника необходимо проводить коррекционные меры. Самым главным предупреждением негативного влияния СМИ на ребенка следует ограничение просмотра.

Например, дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых не более 15 минут в день. В возрасте от 4 до 6 лет можно давать ребёнку смотреть телепередачи до получаса в день, а после 6 лет — по часу-полутора в день. Также можно:

убрать телевизор из детской комнаты;

разрешать смотреть ребёнку только те фильмы и передачи, которые безопасны и полезны для его развития;

настроить пароли на телевизоре и телефоне для доступа к тем каналам, которые могут быть вредны ребёнку;

при совместном просмотре телевизора разъяснять детям положительные и отрицательные примеры, представленные на экране.

Важно помнить, что каждая семья индивидуальна, и родители должны сами устанавливать правила, которые будут подходить именно их детям. Дети, особенно в возрасте дошкольника, очень восприимчивы к различным информационным воздействиям, и негативное содержание, пропагандирующее насилие или неправильное поведение, может повлиять на их эмоциональное состояние и поведение.

Также важно обращать внимание на поведение родителей и образовательных учреждений. Они должны быть примером для детей, ребёнок учится у взрослых, и если родители редко включают телевизор и редко берут телефон в руки сами, это станет положительным примером для него.

Необходимо ограждать ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, ведь не зря имеются возрастные ограничения. Отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию. И не маловажным является обсуждение с ребёнком сюжетов просмотренных фильмов. Это поможет научить его анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей, способствует сближению и речевому развитию ребенка.

Литература:

1. Гендерное воспитание дошкольников на современном этапе: [3–7 лет] / составитель Н. В. Нищева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. — 173 с.

2. Мавлянова, О. В. Факторы трансформации неконструктивных форм агрессивного поведения в конструктивные [Текст] / О. В. Мавлянова.- Психологическая наука и образование, 2011. — № 4. — 114с.

3. Михайлова — Свирская, Л. В. Работа с родителями [Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова — Свирская. — М.: Просвещение, 2014. — 128с.

4. Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / А. В. Тимошок.- Пермь/ Меркурий, 2012.-257с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, современное общество, агрессивное поведение, внимание сверстников, детский возраст, дошкольный возраст, желанный результат, окружающий мир, психическое здоровье детей, развитие агрессии.


Ключевые слова

дети, СМИ, социум, агрессия, асоциальное поведение, причины агрессии

Похожие статьи

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой инфор-мации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Влияние ближайшего социального окружения на пищевое поведение и образ тела подростков: обзор

В статье предпринята попытка проанализировать влияние родителей и сверстников на пищевое поведение и образ тела подростков. Это является актуальным вопросом поиска причин и способов профилактики расстройств пищевого поведения среди подростков.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Похожие статьи

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой инфор-мации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Влияние ближайшего социального окружения на пищевое поведение и образ тела подростков: обзор

В статье предпринята попытка проанализировать влияние родителей и сверстников на пищевое поведение и образ тела подростков. Это является актуальным вопросом поиска причин и способов профилактики расстройств пищевого поведения среди подростков.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Задать вопрос