Творческая задача репетиционного процесса для постановки спектакля в детском театральном коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 09.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Смагин, В. Э. Творческая задача репетиционного процесса для постановки спектакля в детском театральном коллективе / В. Э. Смагин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122455/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье рассматривается принцип интеграции ребёнка в театральное пространство и освоение социально-культурных и образовательных процессов. Предпринята попытка анализа углублённого исследования научного подхода к репетиционному процессу постановки спектакля в детском театральном коллективе.

Ключевые слова: дети, театральное пространство, репетиционный процесс, интеграция, детское творчество, творчество.

Актуальность данной работы — в изучении театральной деятельности, которая является сферой деятельности человека, способной помочь в решении многих задач в обучении, воспитании и развитии современного подростка. Это необходимо для разработки востребованного педагогами научного подхода к репетиционному процессу постановки спектакля в детском театральном коллективе. В настоящее время театральная деятельность в сфере детских досуговых учреждений зачастую сводится к «упрощённой» форме. Детские театрализованные мероприятия проводятся подобно «ряженым» действам, не имеющим ничего общего с углублённым изучением теоретических основ театральной школы.

Принцип интеграции обучающихся в театральное пространство и освоение социально-культурных и образовательных процессов, позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов. Он находит своё отражение в различных направлениях и формах дополнительного образования в сфере театрального искусства.

Этот многогранный вид искусства синтезирует все психологические юных актеров: восприятие, мышление, воображение, речь. Происходит адаптация в разных видах активности: коммуникативной, речевой, двигательной, музыкальной, художественной и т. д. Создаются предпосылки к моделированию образовательного пространства, подлежащего освоению.

Цель исследования в рамках данной статьи — теоретическое обоснование, разработка и проверка опытным путем методики режиссёрско-постановочной компетенции режиссеров театрализованных представлений и праздников в процессе обучения в театральных вузах.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:

– выявить художественные основы детского театрального творчества;

– изучить исторический аспект проблемы детского театрального творчества;

– исследовать театральное творчество как фактор художественного развития личности участника детского театрального коллектива;

– проанализировать развитие детского театрального творчества как важнейшая задача современной художественной культуры;

– рассмотреть создание творческой атмосферы репетиционного процесса в детском самодеятельном театральном коллективе;

Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном теоретическом осмыслении становления и закономерностей развития творческой личности подростка на основе анализа классических и современных концепций креативности.

В рамках данного исследования возрастает интерес не столько к самому процессу изучения проблемы детского театрального творчества, а к разработке системы научных взглядов и идей о роли творчества как фактора развития личности.

Научный интерес направлен на использование интегративной природы театра, которая включает различные виды деятельности при постановке спектакля и осознаётся как важнейшее условие для воспитания творческих интересов подростков (готовность к деятельности, ещё не бывшей в его опыте, к действиям в ситуации новизны, неопределенности, поиска, необходимости переноса в другие ситуации, комбинирования, конструирования) Научные принципы выработаны культурологией, которая выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре и характеризуется целостным и комплексным подходом к изучению многообразных культурных феноменов в контексте времени.

Обратимся к теоретическим основам исследования.

В современной науке накоплена совокупность знаний, необходимых для решения выдвинутой исследовательской проблемы с позиций перечисленных научных подходов. На решение задач исследования оказали влияние работы, в которых отражены:

– научные взгляды на творчество в целом и художественное творчество в частности, как элемент системы видов человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн);

– результаты исследований, посвященных анализу творческого акта и выявлению признаков творческой (креативной) личности (К. А. Абульханова-Славская, Е. А. Алексеева, Г. Альтшуллер, В. И. Башта, В. Л. Борзенков, И. Вёрткин, Л. С. Выготский, Е. Григоренко, А. Л. Гройсман, В. Г. Грязева, Я. А. Пономарёв, Р. Стернберг и др.);

– теоретические положения о развитии личности, становлении мотивационно-потребностной сферы (Н. П. Аникеева, Л. И. Божович, А. П. Ершова, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.);

– результаты современных педагогических исследований по проблеме использования в педагогике гуманитарных методов познания, подходы к методам изучения и воспитания творческой личности, обозначенные отечественными и зарубежными учёными (Б. П. Битинас, Р. У. Богданова, Т. В. Галкина, Б. С. Гершунский, Г. Б. Корнетов, Л. М. Лузина, А. П. Огурцов, В. П. Тыщенко и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами - практиками, руководителями самодеятельных, театральных кружков, а также войти в курс лекций по режиссуре театральных спектаклей и для разработки спецкурсов, проведения специализированных семинаров.

Участники детской театральной студии, которые проводят свой досуг — общаются и развиваются, а режиссёр-педагог находит подходящий сценарий, разучиваются роли, идёт подбор костюмов и прочих атрибутов спектакля, дети выступают и результат устраивает детей и родителей. Но задачей педагога в сфере театрального искусства, в первую очередь должна стоять научная база, поиск научных методов репетиционной работы и формирование устойчивых знаний теории театральной школы.

Объектом исследования данной статьи является репетиционный процесс постановки спектакля в детском театральном коллективе и поиск научной методологии в данной сфере педагогической и творческой деятельности.

Репетиция театральная(от лат. repetitio — повторение) — основная форма подготовки спектакля [2, с.1].

Репетиционный процесс охватывает всю проделанную работу над созданием спектакля. Он включает в себя разработку и раскрытие режиссёрского замысла, и открытие актёром «себя» в роли.

Технология работы над ролью основана на принципах системы К. С. Станиславского. Чтобы создать живой образ роли на сцене, недостаточно иметь хорошие актёрские данные: выразительный голос, чувство ритма и пластику тела. Необходимо умело вовлекать элементы творческой природы артиста, опираясь на методы сценической работы. И только тогда, когда актёр сливается с ролью, рождается живой сценический образ. Найти пути сближения актёра с ролью и есть общая цель актёрско-режиссёрского поиска.

«В действительной жизни, — говорил М. С. Щепкин, — если хотят узнать какого-нибудь человека, то расспрашивают о месте его жительства, об его образе жизни и привычках, об его знакомых и друзьях. Точно так должно поступать и в нашем деле. Ты получил роль и, чтобы узнать, что это за птица, должен спросить у пьесы, и она непременно даст тебе удовлетворительный ответ…» [3, с. 43].

Определяя специфику детского театра, необходимо выстроить методику театрально-педагогической работы и рассмотреть театр как форму художественно-эстетической деятельности, воссоздающей реальную жизнь, проживаемую подростком, на сценической площадке. Настоящую жизнь с неподдельными эмоциями и личным соучастием целиком и полностью, являясь единым целым настоящего живого действа [1].

Всем известно, что театр — это искусство синтетическое. Поэтому он может объединить общими целями детей, имеющих способности в разных сферах: танце, рисовании, музыкальном искусстве и т. д. Создавая спектакль, каждый участник коллектива может открыть в себе таланты актёра, хореографа, фотографа, оператора, костюмера, декоратора, звукорежиссёра, музыканта и певца.

Основой постановки спектакля детского театрального коллектива является репетиционный процесс. Он является важным компонентом, объединяющим все составляющие детали в единое целое, благодаря которому режиссёр совместными усилиями с актёрами продвигает к финальной цели спектакль, как готовый продукт. Спектакль в этом случае является итогом достигаемой цели и решением всевозможных задач, поставленных перед собой руководителем любительского театрального коллектива. Репетиционный процесс является не только процессом создания спектакля на основе драматического произведения и подчинён особым правилам композиционного построения, но и идейно-творческим базисом формирования личностных качеств человека [5].

Разработка методики работы детского театрального коллектива и научный подход в этой сфере является актуальной педагогической потребностью, позволяющей выстраивать полноценный репетиционный процесс. Для этого необходимо рассмотреть и исследовать труды таких театральных деятелей: К. С. Станиславский, М. Кнебель, Г. Товстоногов, М. С. Щепкин и рассмотреть не только эмпирически накопленные знания в данной сфере деятельности, но и теоретические. Вся работа над спектаклем проходит поэтапно в логической последовательности.

На начальном этапе необходим выбор произведения для постановки спектакля, который соответствует возрастным, физическим и психическим возможностям детского театрального коллектива. Затем происходит знакомство с пьесой и обсуждение, изучение истории произведения и биографии автора.

Следующий этап — это работа над эпизодами, мизансценами, поиск предлагаемых обстоятельств отдельных персонажей и мотивы их поведения, композиционное построение спектакля, поиски музыкально- пластического решения каждого эпизода. А самое главное, что во время репетиций идёт непрерывная работа над подлинностью поведения актёров в сценическом пространстве, перевоплощением в роль, работой над чистотой речи и правильной дикции. Попутно идёт подготовка над оформлением реквизитов и декораций, костюмов, звукового и светового решения спектакля. И весь этот масштабный и захватывающий процесс вовлекает в совместную деятельность педагога и ученика, детализируя на составные части, объединяя в единое целое.

В процессе репетиции режиссёр и актёр стремятся достигнуть раскрытия идейного содержания драматургического произведения и воплощения образов, а также нахождения выразительных средств на пути к созданию целостного идейно-художественного решения спектакля [4].

Различают основные виды репетиций:

– застольные;

– репетиции в «выгородке»;

– монтажные, прогонные, генеральные.

Застольная репетиция — это первый этап, включающий читку пьесы.

Выводы

В данном исследовании отражена структура педагогической и творческой организации работы коллектива, сохраняющего преемственность профессиональных и творческих традиций, принципы организации художественно-творческой деятельности детского коллектива, не имеющие аналогов в мировой педагогической практике, могут быть широко использованы в работе детских любительских театров.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, который включал в себя теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и, собственно, педагогической литературы, нормативных документов, образовательных программ, учебно-методической литературы.

Значение театрализованной деятельности для развития творчества дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих — новое в себе.

Литература:

1. Аниконова, Т. Г. Театрализованное представление в системе духовно-нравственного воспитания: методическое пособие / Т. Г. Аниконова. — Белгород: Белгородская областная типография, 2016. –70 с.

2. Кнебель, М. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли / M. Кнебель. — Mосква, 2012. — 576 c. — Текст (визуальный): непосредственный.

3. Товстоногов, Г. А. Круг мыслей: Статьи. Режиссерские комментарии. Записи репетиций. — М.: Искусство, 1972. — 176 с.

4. Репетиционный период [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://cdo-don.ru/wp-content/uploads/2020/04/repeticionnyj-period-2.pdf (дата обращения: 06.09.2024). — Текст (визуальный): электронный.

5. Репетиция театральная [Электронный ресурс] / Энциклопедия Кругосвет: универсальная научно-популярная онлайн — энциклопедия. — Режим доступа:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_iobrazovanie/teatr_ikino/REPETITSIYA TEATR ALNAYA.html (дата обращения: 06.09.2024). — Текст (визуальный): электронный.

Основные термины (генерируются автоматически): детский театральный коллектив, репетиционный процесс, детское театральное творчество, научный подход, репетиционный процесс постановки спектакля, театральное пространство, детское творчество, театральная деятельность, театральная школа, театральное искусство.


Ключевые слова

дети, творчество, интеграция, Детское творчество, театральное пространство, репетиционный процесс

Похожие статьи

Задать вопрос