В статье автор исследует проблемы прокурорского надзора в области охраны окружающей среды и некоторые его особенности в процессе осуществления полномочий в сфере экологической безопасности.
Ключевые слова: экология, надзор, прокурор, прокуратура, благоприятная окружающая среда, контроль, права.
В условиях современной реальности проблемы экологического характера обсуждаются и решаются не только в рамках конкретного государства, но и на международном уровне, что обусловлено особым статусом природы и системы экологии в мире. Многие страны и организации принимают участие в обеспечении благоприятной экологии и сохранении окружающей среды. Российская Федерация не является исключением.
В соответствии с положениями Конституции РФ особой охране подлежит экологическая безопасность государства. Каждое лицо, проживающее на территории нашего государства, имеет право на благоприятную окружающую среду. Контроль за соблюдением этого права возложен в первую очередь на прокуратуру Российской Федерации — уполномоченный орган по защите и восстановлению прав и свобод человека.
Ежегодно в России прокурорами выявляются сотни тысяч нарушений природоохранного законодательства, что подтверждает важность своевременного реагирования и осуществления прокурорского надзора в данной области. Надзорная деятельность предполагает ежедневное проведение органами прокуратуры проверочных мероприятий, направленных на работу государственных органов, а также других учреждений, предприятий, организаций. Цель таких мероприятий — выявление нарушений и восстановление нарушенных прав, возмещение ущерба, своевременное привлечение виновных к ответственности, в том числе уголовной [1, с. 26].
При реализации надзорных мероприятий прокурор руководствуется, в частности, внутренними приказами, такими как Приказ Генпрокуратуры России от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере». Изучение внутренних нормативных актов и норм права позволило установить, что полномочия органов прокураторы в рассматриваемой области достаточно обширны. Прокурорами осуществляется сбор и анализ сведений о состоянии законности в экологической сфере. Они лично принимают участие в мероприятиях по фактам чрезвычайных происшествий и аварий, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, проводят проверку использования средств, выделенных на охрану природы и пр. Например, в настоящее время Генеральной прокуратурой совместно с Правовым управлением Президента РФ проводятся надзорные мероприятия по факту разлива мазута в Черном море в конце 2024 года.
В рамках прокурорского надзора применяются меры прокурорского реагирования. Часто применяемыми актами в данной сфере являются протест и представления [2, с. 80]. Необходимо отметить тот факт, что надзор в сфере защиты окружающей среды заключает в себе множество элементов и структур, что усложняет деятельность органов прокуратуры, так как им на постоянной основе необходимо осуществлять взаимодействие с другими государственными органами и структурами для проведения надлежащего надзора.
Особую сложность в практической деятельности также представляет выбор конкретной меры прокурорского реагирования — каждая мера носит особенный, индивидуальный характер и не может быть подменена иной мерой [3, с. 34]. Именно поэтому в каждом конкретном случае прокурору надлежит провести обширный анализ нарушения экологического законодательства, оценить масштаб последствий, критерии возможных угроз и только после этого вынести соответствующий акт прокурорского реагирования с целью дальнейшего урегулирования ситуации.
Ввиду вышесказанного особо актуальным становится вопрос проработки и внедрения общеобязательных алгоритмов при каждом нарушении в сфере экологической безопасности. Так, при выявлении конкретного вида правонарушения и применении методики непосредственно к установленному нарушению прокуроры смогут эффективно отрабатывать задачи по проведению проверочных мероприятий и привлечению к ответственности виновных лиц. Благодаря такому подходу указанные алгоритмы будут унифицированы и их применение не будет различным при одинаковом субъекте, что позволит не только сэкономить время, но и предотвратить негативные последствия.
В связи с этим видится возможным провести методическую работу по вопросу выявления видов нарушений в природоохранной сфере, анализ применяемых мер прокурорского реагирования и проверочных мероприятий с целью их дальнейшей унификации для внедрения в практическую деятельность при осуществлении надзора органами прокуратуры в экологической сфере. В данных алгоритмах в том числе должна быть проработана проблема взаимодействия с другими государственными структурами по вопросу не только восстановления нарушенных прав, но и предотвращения самих нарушений.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что осуществление прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды — одно из масштабных направлений деятельности органов прокуратуры. При совершении нарушений в экологической сфере не может быть определен конкретный перечень потерпевших лиц, так как охватываются права большого количества людей, что в свою очередь налагает особую ответственность на органы прокуратуры. По своему внутреннему содержанию прокурорский надзор в данной области не является узконаправленным — его предмет обширен, в связи с чем предполагается возможным провести работу по созданию алгоритмов для конкретного вида нарушения и методических рекомендаций, обязательных для органов прокуратуры, с целью повышения эффективности их работы и единообразного применения в практической сфере.
Литература:
- Вестов, Ф. А. Роль природоохранной прокуратуры в обеспечении экологической безопасности страны / Ф. А. Вестов, М. А. Куделина. — Текст: непосредственный // Базис. — 2023. — № 2 (14). — С. 23–28.
- Демина, Е. П. Полномочия прокуроров, направленные на устранение нарушений природоохранного и экологического законодательства / Е. П. Демина. — Текст: непосредственный // Евразийская адвокатура. — 2024. — № 1 (66). — С. 79–82.
- Ермаченко, С. В. Особенности прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды / С. В. Ермаченко. — Текст: непосредственный // Искусство правоведения = The art of law. — 2024. — № 4. — С. 29–36.