Исследованием проблемы развития мышления у младших школьников занимались Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. С. Егорина, А. З. Зак, З. М. Истомина, Т. Д. Марцинковская, Л. Ф. Тихомирова и др.
Начало школьного обучения связано с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка, наглядно-образного мышления, формированием предпосылок овладения учебной деятельностью. Во втором классе происходит дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начинает формироваться словесно-логическое мышление, внутренний план действий. У третьеклассников и четвероклассников формируется словесно-логическое понятийное мышления, развивается произвольность (прежде всего помехоустойчивость в интеллектуальной и двигательной сферах), внутренний план действия [1, с. 13].
Развитию словесно-логического мышления младших школьников способствует выполнение заданий, упражнений логического характера, а также игры.
Решение логических задач позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов, развивает гибкость, вариативность мышления, способствую развитию мыслительных процессов.
Упражнение «Реши логические задачи». На доске написали цветными мелками слова: МОРЕ, МАЧТА, КАНАВА. У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного — вторая. Какое из слов синего цвета?
Леня и Паша соревновались в беге. Кто-то из них одолел дистанцию за минуту, кто-то — за две. Юра пробежал за три минуты, Коля — за пять, Витя — за четыре, а Паша — за две. За сколько минут пробежал дистанцию Леня.
Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех? Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех? [2, с. 12].
Упражнение «Проведи аналогию». Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Ребенку необходимо определить, почему данные слова связаны друг с другом. Между третьим и одним из предложенных четырёх слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвёртое слово.
Воробей — птица = щука — (насекомое, рыба, вода, млекопитающее)
Нос — лицо = палец — (человек, рука, показывать, тело)
Вода — пить = хлеб — (пирог, кофе, резать, есть)
Март — апрель = среда — (понедельник, неделя, четверг, месяц)
Картина — стена = ковёр — (одеяло, персидский, большой, пол)
Пить — напиток = есть — (голодный, овощи, пища, обедать)
Склад — товар = библиотека — (стол, библиотекарь, полка, книги).
Упражнение «Ответь: что я сделал раньше?»
Я позавтракал после того, как нарубил дров.
Я выпил чаю после того, как пришел с улицы.
Я много тренировался, прежде чем выступил на соревнованиях.
Прежде чем пойти в школу, я позавтракал.
Я поздоровался прежде, чем начать разговор [3, с. 134].
К словесным задачам или головоломкам относятся анаграммы, логогрифы, шарады, и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов. Данный тип заданий способствует развитию логического мышления, расширения словарного запаса, развивают оперативность обработки полученной информации.
Упражнение «Отгадай слова». Заранее на доске записываются буквы, из которых школьники должны составить слово (для разгадки: одни наборы букв нужно читать справа налево, другие — переставляя слоги).
Примерные наборы букв: а, г, о, н (нога); о, н, и, к (кино); ы, с, у, б (бусы); с, а, р, о (роса); к, о, р, у (урок); з, а, в, а (ваза); м, а, з, и (зима).
Упражнение «Анаграммы» [4, с. 29].
Чтобы решить анаграмму, нужно выполнить действия, переставить буквы местами и получить ответ, который станет названием фрукта или овоща.
ВРАГ + ОДИН = КОБРА + РИС — Р =
СОН + ЧЕК = ФОРЕЛЬ + КАТЯ — Я =
СОК + КОТ — Т = МИР + ПОДОЛ — Л =
ХОР +ГОД — Д = КРУПА + ПЛАНШЕТ — ПЛАН =
В практической работе с младшими школьниками рекомендуется использовать упражнения в виде головоломок:
— детских кроссвордов (в виде судоку, филворды);
— ребусов — загадок, в которых искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков;
— загадок, пословиц.
Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
«Ты возьми особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. Ответ: фотоаппарат».
Пословицы помогают школьникам лучше понять сложные явления, развивают воображение, обогащают речь новыми словами.
Упражнение «Пословицы». Необходимо из перечисленных слов составить пословицу, разъяснить смысл.
Еды, приходит, время, во, аппетит.
Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
Ждут, не, семеро, одного.
Дело, себя, хвалит, само, доброе.
Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
Осени, считают, по, цыплят [5, с. 435].
Пословицы и загадки направлены на развитие практически всех логических операций, пополняют словарный запас, учат искать нестандартные решения поставленных задач, развивают гибкость мышления.
Для развития мыслительных операций младших школьников эффективно применять упражнения, которые будут направлены на:
— составление описания различных предметов по заданным критериям, что создает возможность для развития операции анализа;
— соединение мысленно различных частей предмета в единое целое, что дает возможность для развития операции синтеза;
— выделение сходных и отличительных признаков между предметами, что создает условия для развития операции сравнения;
— разделение предметов по группам по одному или нескольких основаниями (классификация);
— формирование умения объединять предметы в одну группу и называть обобщающее слово (обобщение);
— определение последовательности событий, в том числе временных (раскладывание картинок, последовательность времен года, последовательность трудовых или учебных операций) и т. д.
Решение занимательных заданий требует анализа информации, поиска закономерностей, выявление скрытых связей и построения логических цепочек. Работу с такими заданиями рекомендовано начинать с первого года обучения в начальной школе. Задания такого вида интересны по содержанию, нестандартны по формулировке, занимательны по форме, имеют необычное решение.
Упражнение «Найди лишнее слово».
В каждом ряду необходимо вычеркнуть слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам.
Ягнёнок, телёнок, осёл, поросёнок.
Лама, жираф, носорог, лось.
Картофель, морковь, яблоко, перец.
Клён, береза, ель, дуб.
Скрипка, виолончель, гитара, труба.
Чай, сок, квас, мороженое.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу [6, с. 12].
Также одним из методов развития словесно-логического мышления являются игры. С их помощью у младших школьников развивается навык ориентирования в пространстве, воображение, развивается логическое мышление, прививается навык построения симметричных и несимметричных фигур и узоров, развивается навык конструирования фигуры по схеме, словесному алгоритму или собственному замыслу.
Использование игр в работе с младшими школьниками позволяет в упрощенной форме формировать представления о приемах логического мышления, тем самым создается теоретическая основа знаний, которая может использоваться на практике не только в игре, но и в учебной деятельности при решении различных заданий.
Приведем пример игры, направленной на развитие словесно-логического мышления. Ведущий предлагает к слову без пары подобрать такое слово, которое будет логически с ним связано, как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор. Объясняет детям правила игры: «Стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо». Далее им нужно продолжить самостоятельно: Колесо — круг, ковёр — ?; белка — дупло, медведь –?; кофта — шерсть, шуба –?; магазин — продавец, больница — ? и т. д. [7, с. 19].
Педагог-психолог может использовать игры, направленные на развитие анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения:
— игра «Найди отличия», подборка картинок, где ребенок должен найти как можно больше отличий);
— игра «Найди пару», необходимо найти пару по заданным характеристикам: цвет, форма, величина;
— игра «Найди и закрась одинаковые предметы», на картинке изображено несколько предметов, нужно найти пару одинаковых и раскрасить их;
— игра «Найди заплатку», необходимо на картинках подобрать заплатку для коврика;
— игра «Что сначала, что потом», определить последовательность событий, времен года;
— игра «Нелепицы», найти нелепицы на рисунке и др.
Развитию мышления также способствуют упражнения, связанные с рисованием, прохождением лабиринтов, настольные игры, работа с конструкторами (легоконструирование), но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать [8, с. 63].
Таким образом, развитию мыслительных операций, словесно-логического мышления младших школьников способствует выполнение заданий, упражнений логического характера, игры. Эффективное развитие мышления достигается за счет сочетания различных методов, направленных на развитие логического, образного, творческого мышления. Это включает в себя решение логических задач, игры, творческую деятельность, работу с текстом и практические задания.
Литература:
- Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) / Н. П. Локалова. — М.: Ось-89, 2006. — 165 с.
- Зак, А. З. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6–15 лет / А. З. Зак. — М.: Издательство «Аркти», 2003. — 144 с.
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.
- Мищенкова, Л. В. Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы. Да здравствуют загадки!: методическое пособие / Л. В. Мищенко. — М.: РОСТ, 2015. — 104 с.
- Волина, В. В. Учимся играя: сборник / В. В. Волина. — М.: Новая школа, 1994. — 448 с.
- Мельник, Е. В. Формирование мыслительных процессов младших школьников: монография / Е. В. Мельник, К. Э. Ефимова. — Челябинск: Издательство «Активист», 2022. — 113 с.
- Ткаченко, Т. А. Логические упражнения для развития речи / Т. А. Ткаченко. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 60 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под общ. ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.