Адаптация первоклассников к обучению в школе рассматривалась разными авторами в различных контекстах. Опираясь на теоретические источники и эмпирические исследования, мы предположили, что существует взаимозависимость страхов первоклассников с опасениями родителей в отношении школьного обучения их детей и продолжительностью адаптации. Выявление взаимозависимости детских страхов поступивших на начальную ступень обучения школьников и опасений родителей в отношении школьного обучения их детей, влияющих на процесс адаптации, открывает новые возможности и перспективы профилактики дезадаптации у учащихся.
Ключевые слова: адаптация, детские страхи, начальная ступень обучения, опасения родителей, первоклассник, ученик.
Введение
В РФ основное общее образование обязательно, и право на образование гарантировано вне зависимости от особенностей ребенка. Каждый маленький дошкольник в возрасте 6–8 лет начинает ходить в школу, и первый класс является сложным этапом и для ребенка его родителей. Даже при активном стремлении к взрослости и самостоятельности, ребенок попадает в новую для него среду, переходит на новую ведущую в себя деятельность. При этом он не может не испытывать определенные эмоциональные нагрузки, которые, в первую очередь, связаны с адаптацией к новым условиям школьной жизни.
Само понятие «адаптация» изначально родилось в рамках биологических наук при описании процесса приспособление живого организма к внешним условиям. Однако в настоящее время его смело можно отнести к общенаучным понятиям, используемым как на стыке наук, так и в отдельных областях знания, в том числе естественных и социальных сферах [2].
Тема адаптации в различных ее аспектах освещена многими авторами. В зарубежных исследованиях она освещена в рамках бихевиористского (Э. Шобен) и необихевиористского течения (Г. Айзенк), интеракционистской концепции (Л. Филипс, Т. Шибутани и др.), психоаналитического подхода (Г. Гартманн, З. Фрейд, А. Фрейд и др.), гуманистической психологии (К. Роджерс), когнитивистского подхода (Э. Аронсон, Ж. Пиаже, Л. Фестингер и др.) и некоторых других направлений психологической мысли [10; 14; 15; 16; 17]. Они сходны в обусловленности адаптации как внутрипсихическими, так и внешними факторами.
Концепции отечественных ученых основаны во многом на том, что физическая, биологическая, психологическая и социальная составляющие в развитии индивидуума взаимосвязаны и взаимообусловлены (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.). Из этого следует вывод о единстве взаимодействия социальной среды и самого человека в процессе адаптации, предоставляющей ему возможность приспособиться к изменяющимся условиям [9]. В контексте системного подхода, адаптация трактуется как системный ответ организма на воздействие внешней среды [3].
Часть авторов рассматривает процесс адаптации с позиции преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого у человека ребенка формируются новые способы поведения и новые программы внутриличностных процессов [6; 7].
Теоретические положения отечественных исследователей можно обобщить, определяя их понимание адаптации как целостной системы и процесса, где есть связанная с ведущей потребностью цель, и которые характеризуют взаимодействие индивидуума с окружающей средой. Особенности этого процесса детерминированы психологическими свойствами конкретного человека, его личностным развитием, а также сформированными адаптивными механизмами [8; 11].
Проблема адаптации к школе освещена в трудах многих исследователей (Н. И. Гуткина, Р. М. Грановская, И. В. Дубровина, В. С. Мухина и др.), которые считают, что нет пришедших в первый класс детей без хотя бы минимальных трудностей адаптации [1; 5].
Исследователями доказано, что обучение в школе связано с различными видами страхов, которые начинают проявляться уже на этапе подготовки к приходу в первый класс, и часто сопровождают практически весь период школьного обучения. Страх — одно из основных эмоциональных проявлений, фундаментально связанное с процессом эволюции, и наиболее подверженными страхам являются дети. И хотя детские страхи носят, в основном, возрастной характер, сопровождая процесс адаптации первоклассников, они могут усугублять ее трудности [4].
В процессе адаптации в первом классе дети боятся нарушить организационные и временные правила школьной жизни, социальные нормы в непривычном социуме, так мало еще им знакомые, испытывают страх не соответствовать ожиданиям взрослых, в первую очередь — родителей [13].
Мы предположили, что страхи первоклассника во многом подсознательно транслируются его родителями, которые тревожатся отпускать ребенка в новый мир школьной жизни. Кроме того, у некоторых родителей воспоминания о школе негативны. И даже при достаточно спокойной школьной жизни, она априори полна впечатлений и эмоциональных перегрузок, которые ассоциируются с трудностями.
Методика
Исходя их этого предположения, было организовано исследование, цель для которого — выявление взаимосвязи детских страхов первоклассников, связанных с поступлением в школу опасений их родителей и продолжительности адаптационного периода.
Для выявления наличия страхов у первоклассников использовался Тест на выявление детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» [12]. Для оценки опасений взрослых в отношении школьного обучения их детей использовалась авторская анкета для родителей первоклассников, включающая вопросы: «Считаете ли Вы, что школа — это сложно для ребенка?», «Готовы ли Вы спокойно реагировать на трудности ребенка при обучении?», «Согласны ли Вы с тем, что школа — это легко и интересно?», «Готовы ли Вы к тому, что ваш ребенок может приносить плохие отметки?», «Считаете ли Вы, что к школе легко привыкают?», «Страшно ли Вам отпускать ребенка в школьную жизнь?», «Считаете ли Вы, что ребенку будет трудно приспособиться к требованиям школы?». Продолжительность адаптационного периода оценивалась учителем ребенка по утвержденной в конкретной школе методике.
Выборку составили первоклассники московских школ, 63 человека (37 мальчиков и 26 девочек) и их родители.
Результаты
Результаты исследования детских страхов первоклассников представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровневая характеристика наличия детских страхов первоклассников
Диагностика показала наличие страхов на высоком уровне у четверти учащихся первых классов — 25 %. Это уровень, когда традиционные детские страхи влияют на эмоциональное состояние, восприятие действительности. При этом, у большинства детей — 54 % — количество страхов на среднем уровне.
При оценке опасений взрослых в отношении школьного обучения их детей по авторской анкете для родителей первоклассников за каждый положительный ответ на вопросы № № 1, 2, 4, 6, 7 и за каждый отрицательный ответ на вопросы № № 3, 5 начислялся один балл. Уровневая характеристика опасений родителей определялась как низкий уровень при двух и менее баллах, средний от трех до пяти, и высокий при суммарном балле шесть и более.
Результаты исследования опасений родителей в отношении школьного обучения их детей представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Уровневая характеристика опасений родителей в отношении школьного обучения их детей
В основном родительские опасения в отношении школьного обучения их детей на среднем уровне — у 59 % респондентов. Высокий и низкий уровень соответственно у 21 % и 20 % опрошенных родителей.
Итоговые результаты продолжительности адаптации, которая измерялась в неделях, а затем присваивался уровень адаптации, представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровневая характеристика адаптации первоклассников
У большинства детей — 40 % — средний уровень адаптации. Хороший уровень адаптации у 33 % первоклассников, трудная адаптация — у 27 % детей.
Обсуждение
Диагностика выявила преобладание среднего уровня по всем методикам. В данном исследовании нас интересовала взаимосвязь диагностируемых параметров. Для выявления взаимосвязи использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Критические значения для N = 63 составили 0,25 при p≤0,05 и 0,33 при p≤0,01. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Таблица корреляции
Параметры |
Результат |
|
Детские страхи |
Опасения родителей |
|
Продолжительность адаптации |
r s = 0,516 Вывод: Корреляция статистически значима при p≤0,01. Прямая зависимость |
r s = 0,326 Вывод: Корреляция статистически значима при p≤0,05. Прямая зависимость |
Детские страхи |
r s = 0,424,5 Вывод: Корреляция статистически значима при p≤0,01. Прямая зависимость |
Таким образом, страхи первоклассника взаимозависимы с опасениями родителей в отношении школьного обучения их детей и продолжительностью адаптации. Опасения родителей и детские страхи взаимозависимы при p≤0,01.
Заключение
Таким образом, исследование выявило, что страхи первоклассника во многом подсознательно транслируются его родителями, которые тревожатся отпускать ребенка в новый мир школьной жизни. Такие выводы предопределяют направления дальнейшего исследования в отношении адаптации первоклассников к обучению в школе. А также рекомендована работа в тревожностью родителей.
Литература:
- Кайдалова Л. А. Адаптация к школе: понятие, этапы, уровни, формы // Инновации в современной науке: Материалы IX Международного летнего симпозиума, Таганрог, 31 августа 2015 года / Центр научной мысли. Таганрог: Издательство «Перо», 2015. С. 122–124.
- Васюк С. Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23(35). С. 137–139.
- Власова М. В. Адаптация первоклассников / М. В. Власова // Вестник научных конференций. 2022. № 8–1(84). С. 18–20.
- Волковская Т. Н., Марченко Т. М. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–4. С. 169–272.
- Константинов В. В., Красильников И. А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: 2008. 159 с.
- Кротова А. П. Зарубежные и отечественные исследования сущности понятия «адаптация» // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 декабря 2021 года. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2021. С. 92–95.
- Лебедева Ю. А. Социальная адаптация и интернизация детей-сирот в современном обществе // Наука без границ: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 марта 2022 года. — М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2022. — С. 99–111.
- Долганина В. В., Кольцова И. В., Волосникова Т. А. Исследование эффективности психолого-педагогических средств преодоления страхов у младших школьников, возникающих в учебном процессе: прикладной аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 50–65.
- Соколова Ю. А. Генезис понятия «адаптация» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 3. С. 93–99.
- Шевченко М. А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. М.: Изд.: АСТ, 2021. 176 с.
- Шпиллер Т. В. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2022. № 4. С. 198–205.
- Рогова Е. Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии // Научный альманах. 2018. № 12–2(50). С. 205–207.
- Piaget J. (2014) The Moral Judgment of the Child. Publisher: Free Press. 410 p.
- Rogers, C.R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 21: 95–103.
- Spielberger Ch.D., Sarason I. G. (2015) Stress and emotion: anxiety, anger, & curiosity. Taylor & Francis, 340 p.