Адаптация к школе: страхи детей и их родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 февраля, печатный экземпляр отправим 19 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 04.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Измайлова, Д. З. Адаптация к школе: страхи детей и их родителей / Д. З. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122477/ (дата обращения: 07.02.2025).

Препринт статьи



Адаптация первоклассников к обучению в школе рассматривалась разными авторами в различных контекстах. Опираясь на теоретические источники и эмпирические исследования, мы предположили, что существует взаимозависимость страхов первоклассников с опасениями родителей в отношении школьного обучения их детей и продолжительностью адаптации. Выявление взаимозависимости детских страхов поступивших на начальную ступень обучения школьников и опасений родителей в отношении школьного обучения их детей, влияющих на процесс адаптации, открывает новые возможности и перспективы профилактики дезадаптации у учащихся.

Ключевые слова: адаптация, детские страхи, начальная ступень обучения, опасения родителей, первоклассник, ученик.

Введение

В РФ основное общее образование обязательно, и право на образование гарантировано вне зависимости от особенностей ребенка. Каждый маленький дошкольник в возрасте 6–8 лет начинает ходить в школу, и первый класс является сложным этапом и для ребенка его родителей. Даже при активном стремлении к взрослости и самостоятельности, ребенок попадает в новую для него среду, переходит на новую ведущую в себя деятельность. При этом он не может не испытывать определенные эмоциональные нагрузки, которые, в первую очередь, связаны с адаптацией к новым условиям школьной жизни.

Само понятие «адаптация» изначально родилось в рамках биологических наук при описании процесса приспособление живого организма к внешним условиям. Однако в настоящее время его смело можно отнести к общенаучным понятиям, используемым как на стыке наук, так и в отдельных областях знания, в том числе естественных и социальных сферах [2].

Тема адаптации в различных ее аспектах освещена многими авторами. В зарубежных исследованиях она освещена в рамках бихевиористского (Э. Шобен) и необихевиористского течения (Г. Айзенк), интеракционистской концепции (Л. Филипс, Т. Шибутани и др.), психоаналитического подхода (Г. Гартманн, З. Фрейд, А. Фрейд и др.), гуманистической психологии (К. Роджерс), когнитивистского подхода (Э. Аронсон, Ж. Пиаже, Л. Фестингер и др.) и некоторых других направлений психологической мысли [10; 14; 15; 16; 17]. Они сходны в обусловленности адаптации как внутрипсихическими, так и внешними факторами.

Концепции отечественных ученых основаны во многом на том, что физическая, биологическая, психологическая и социальная составляющие в развитии индивидуума взаимосвязаны и взаимообусловлены (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.). Из этого следует вывод о единстве взаимодействия социальной среды и самого человека в процессе адаптации, предоставляющей ему возможность приспособиться к изменяющимся условиям [9]. В контексте системного подхода, адаптация трактуется как системный ответ организма на воздействие внешней среды [3].

Часть авторов рассматривает процесс адаптации с позиции преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого у человека ребенка формируются новые способы поведения и новые программы внутриличностных процессов [6; 7].

Теоретические положения отечественных исследователей можно обобщить, определяя их понимание адаптации как целостной системы и процесса, где есть связанная с ведущей потребностью цель, и которые характеризуют взаимодействие индивидуума с окружающей средой. Особенности этого процесса детерминированы психологическими свойствами конкретного человека, его личностным развитием, а также сформированными адаптивными механизмами [8; 11].

Проблема адаптации к школе освещена в трудах многих исследователей (Н. И. Гуткина, Р. М. Грановская, И. В. Дубровина, В. С. Мухина и др.), которые считают, что нет пришедших в первый класс детей без хотя бы минимальных трудностей адаптации [1; 5].

Исследователями доказано, что обучение в школе связано с различными видами страхов, которые начинают проявляться уже на этапе подготовки к приходу в первый класс, и часто сопровождают практически весь период школьного обучения. Страх — одно из основных эмоциональных проявлений, фундаментально связанное с процессом эволюции, и наиболее подверженными страхам являются дети. И хотя детские страхи носят, в основном, возрастной характер, сопровождая процесс адаптации первоклассников, они могут усугублять ее трудности [4].

В процессе адаптации в первом классе дети боятся нарушить организационные и временные правила школьной жизни, социальные нормы в непривычном социуме, так мало еще им знакомые, испытывают страх не соответствовать ожиданиям взрослых, в первую очередь — родителей [13].

Мы предположили, что страхи первоклассника во многом подсознательно транслируются его родителями, которые тревожатся отпускать ребенка в новый мир школьной жизни. Кроме того, у некоторых родителей воспоминания о школе негативны. И даже при достаточно спокойной школьной жизни, она априори полна впечатлений и эмоциональных перегрузок, которые ассоциируются с трудностями.

Методика

Исходя их этого предположения, было организовано исследование, цель для которого — выявление взаимосвязи детских страхов первоклассников, связанных с поступлением в школу опасений их родителей и продолжительности адаптационного периода.

Для выявления наличия страхов у первоклассников использовался Тест на выявление детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» [12]. Для оценки опасений взрослых в отношении школьного обучения их детей использовалась авторская анкета для родителей первоклассников, включающая вопросы: «Считаете ли Вы, что школа — это сложно для ребенка?», «Готовы ли Вы спокойно реагировать на трудности ребенка при обучении?», «Согласны ли Вы с тем, что школа — это легко и интересно?», «Готовы ли Вы к тому, что ваш ребенок может приносить плохие отметки?», «Считаете ли Вы, что к школе легко привыкают?», «Страшно ли Вам отпускать ребенка в школьную жизнь?», «Считаете ли Вы, что ребенку будет трудно приспособиться к требованиям школы?». Продолжительность адаптационного периода оценивалась учителем ребенка по утвержденной в конкретной школе методике.

Выборку составили первоклассники московских школ, 63 человека (37 мальчиков и 26 девочек) и их родители.

Результаты

Результаты исследования детских страхов первоклассников представлены на рисунке 1.

Уровневая характеристика наличия детских страхов первоклассников

Рис. 1. Уровневая характеристика наличия детских страхов первоклассников

Диагностика показала наличие страхов на высоком уровне у четверти учащихся первых классов — 25 %. Это уровень, когда традиционные детские страхи влияют на эмоциональное состояние, восприятие действительности. При этом, у большинства детей — 54 % — количество страхов на среднем уровне.

При оценке опасений взрослых в отношении школьного обучения их детей по авторской анкете для родителей первоклассников за каждый положительный ответ на вопросы № № 1, 2, 4, 6, 7 и за каждый отрицательный ответ на вопросы № № 3, 5 начислялся один балл. Уровневая характеристика опасений родителей определялась как низкий уровень при двух и менее баллах, средний от трех до пяти, и высокий при суммарном балле шесть и более.

Результаты исследования опасений родителей в отношении школьного обучения их детей представлены на рисунке 2.

Уровневая характеристика опасений родителей в отношении школьного обучения их детей

Рис. 2. Уровневая характеристика опасений родителей в отношении школьного обучения их детей

В основном родительские опасения в отношении школьного обучения их детей на среднем уровне — у 59 % респондентов. Высокий и низкий уровень соответственно у 21 % и 20 % опрошенных родителей.

Итоговые результаты продолжительности адаптации, которая измерялась в неделях, а затем присваивался уровень адаптации, представлены на рисунке 3.

Уровневая характеристика адаптации первоклассников

Рис. 3. Уровневая характеристика адаптации первоклассников

У большинства детей — 40 % — средний уровень адаптации. Хороший уровень адаптации у 33 % первоклассников, трудная адаптация — у 27 % детей.

Обсуждение

Диагностика выявила преобладание среднего уровня по всем методикам. В данном исследовании нас интересовала взаимосвязь диагностируемых параметров. Для выявления взаимосвязи использовался коэффициент корреляции Спирмена.

Критические значения для N = 63 составили 0,25 при p≤0,05 и 0,33 при p≤0,01. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Таблица корреляции

Параметры

Результат

Детские страхи

Опасения родителей

Продолжительность адаптации

r s = 0,516

Вывод: Корреляция статистически значима при p≤0,01. Прямая зависимость

r s = 0,326

Вывод: Корреляция статистически значима при p≤0,05. Прямая зависимость

Детские страхи

r s = 0,424,5

Вывод: Корреляция статистически значима при p≤0,01. Прямая зависимость

Таким образом, страхи первоклассника взаимозависимы с опасениями родителей в отношении школьного обучения их детей и продолжительностью адаптации. Опасения родителей и детские страхи взаимозависимы при p≤0,01.

Заключение

Таким образом, исследование выявило, что страхи первоклассника во многом подсознательно транслируются его родителями, которые тревожатся отпускать ребенка в новый мир школьной жизни. Такие выводы предопределяют направления дальнейшего исследования в отношении адаптации первоклассников к обучению в школе. А также рекомендована работа в тревожностью родителей.

Литература:

  1. Кайдалова Л. А. Адаптация к школе: понятие, этапы, уровни, формы // Инновации в современной науке: Материалы IX Международного летнего симпозиума, Таганрог, 31 августа 2015 года / Центр научной мысли. Таганрог: Издательство «Перо», 2015. С. 122–124.
  2. Васюк С. Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23(35). С. 137–139.
  3. Власова М. В. Адаптация первоклассников / М. В. Власова // Вестник научных конференций. 2022. № 8–1(84). С. 18–20.
  4. Волковская Т. Н., Марченко Т. М. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–4. С. 169–272.
  5. Константинов В. В., Красильников И. А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: 2008. 159 с.
  6. Кротова А. П. Зарубежные и отечественные исследования сущности понятия «адаптация» // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 декабря 2021 года. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2021. С. 92–95.
  7. Лебедева Ю. А. Социальная адаптация и интернизация детей-сирот в современном обществе // Наука без границ: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 марта 2022 года. — М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2022. — С. 99–111.
  8. Долганина В. В., Кольцова И. В., Волосникова Т. А. Исследование эффективности психолого-педагогических средств преодоления страхов у младших школьников, возникающих в учебном процессе: прикладной аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 50–65.
  9. Соколова Ю. А. Генезис понятия «адаптация» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 3. С. 93–99.
  10. Шевченко М. А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. М.: Изд.: АСТ, 2021. 176 с.
  11. Шпиллер Т. В. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2022. № 4. С. 198–205.
  12. Рогова Е. Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии // Научный альманах. 2018. № 12–2(50). С. 205–207.
  13. Piaget J. (2014) The Moral Judgment of the Child. Publisher: Free Press. 410 p.
  14. Rogers, C.R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 21: 95–103.
  15. Spielberger Ch.D., Sarason I. G. (2015) Stress and emotion: anxiety, anger, & curiosity. Taylor & Francis, 340 p.


Задать вопрос