В данной статье обосновывается актуальность исследования проблем у детей с расстройствами аутистического спектра; рассматриваются современные методы диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей с аутизмом; характеризуется потенциал каждого метода и описываются диагностируемые показатели.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, методы диагностики, коррекция, дети с аутизмом, программа, показатели, познавательная сфера, академические, социально-бытовые и речевые навыки.
За последнее десятилетие проблема наличия у детей расстройства аутистического спектра, сопровождающегося интеллектуальными нарушениями, достаточно распространенная. Увеличение количества подрастающего поколения с таким диагнозом обусловливает острую необходимость в поиске эффективных методов, с одной стороны, диагностики нарушений в развитии интеллекта, а с другой, их коррекции.
Анализ научных источников (С. Д. Забрамной [2], В. Е. Каган [3], О. С. Никольской [4] и др.) и практики показывает, что в настоящее время накоплен значительный опыт работы с детьми, страдающими аутизмом. Имеется достаточно большое количество инструментария, позволяющего детально диагностировать уровень их интеллекта и в соответствии с полученными данными разрабатывать сугубо индивидуальные программы с высоким коррекционным эффектом.
К наиболее популярным методам относят:
- Тестирование наличия нарушений интеллекта у разновозрастных индивидов по методике Д. Векслера [1]. Это один из самых традиционных диагностических инструментов, позволяющих очень детально оценить аспекты развития ума как у детей, так и у взрослых. Данный тест ученый из США разрабатывал и вводил в эксплуатацию поэтапно, что позволило доказать высокую эффективность и рациональность. Детский вариант методики ориентирован на возрастной диапазон от 5 до 16 лет. Он дает возможность специалисту исследовать умственные способности лиц с аутизмом по следующим критериям: уровень развития общей осведомленности ребенка, его степени функционирования мышления и памяти; исходные данные о развитии умения выстраивать логические цепочки, делать выводы, опираясь на наличие жизненного опыта; математические и речевые навыки, а также представления о пространстве, фигурах, величинах; способность воспринимать и осуществлять невербальную коммуникацию; комплексное диагностирование компонентов познания, таких как восприятие, внимание, моторика, возможность овладениями новыми сведениями и в дальнейшем их оперирование [1].
- В последнее время среди педагогов, специализирующихся на взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра, популярна комплексная работа по программе «TEACCH». Данная аббревиатура в переводе с английского означает «Лечение и образование детей, страдающих аутизмом и связанными с ним нарушениями общения» [8, с. 1]. Немаловажное значение имеет то, что такая методика работы с детьми с аутизмом одобрена российскими представителями Министерства здравоохранения. «TEACCH» ориентирована на оказание помощи лицам с 2 лет. Имеется также возможность выстроить траекторию коррекции недостатков и у людей преклонного возраста. Основная цель этой программы заключается в развитии такого личностного качества, как самостоятельность. С помощью «TEACCH» можно обучить детей с РАС альтернативным коммуникациям, выполнению заданий согласно озвученным инструкциям, развить моторику рук и совершенствовать компоненты познания. Помимо этого, программа предполагает оказание воздействия на эмоционально-волевую сферу таких детей, а именно — развитие саморегуляции и самоконтроля [7; 8].
- «ABLLS-R» — в переводе с английского «методика оценки базовых речевых и учебных навыков» [5, с. 3]. Данный диагностический инструмент позволяет очень детально оценить исходный уровень интеллекта ребенка, страдающего аутизмом. Методика была представлена общественности в самом конце XX века. Ее авторами являются американские ученые Дж. Партингтон и М. Сандберг, специализирующиеся на реализации метода прикладного поведенческого анализа (он имеет высокую доказанную эффективность в работе с детьми с РАС) [5; 6]. В соответствии с содержанием «ABLLS-R», имеется возможность диагностировать интеллектуальные нарушения у детей с аутизмом по 25 направлениям, каждое из них взаимосвязано.
Методика позволяет оценить: степень развития детского восприятия, их словарь и в целом состояние речи, способность коммуницировать с окружающими и отзываться на просьбы, имитировать звуки. Также «ABLLS-R» нацелена на установление уровня грамотности ребенка (развитие математических, орфографических, читательских и других важнейших навыков, позволяющих индивиду стать полноценным участником инклюзивного образования). Не менее значим и тот факт, что инструментарий дает возможность выявить сформированность социально-бытовых навыков, которые, как известно, детям с расстройствами аутистического спектра тяжело осваивать.
ABLLS-R — наиболее подходящий вариант для педагогов-психологов и учителей, работающих в условиях инклюзии. Представленный Дж. Партингтоном и М. Сандбергом методический материал позволяет установить точную картину нарушений интеллекта, выбрать навыки, которые у детей с РАС наиболее неразвиты и в соответствии с полученными данными разработать индивидуальную программу коррекции. Учёные рекомендуют развивать речевые и учебные навыки в течение полугода и даже года, а затем повторно проводить «ABLLS-R» и оценивать динамику [6].
Таким образом, анализ современной практики показал, что на сегодняшний день проблема диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра исследуется активно. С помощью таких высокоэффективных методик, как «Тест Векслера», TEACCH и ABLLS-R можно определить степень развития всех компонентов познавательной сферы рассматриваемой нами категории лиц, оценить уровень академических и социально-бытовых навыков, что в конечном счете позволит установить этиологию интеллектуальных нарушений. Приоритет каждого из методов заключается в том, что основываясь на результаты имеется возможность разработать индивидуальную траекторию устранения выявленных недостатков.
Литература:
- Дружинин, В. Н. Тот самый Векслер / В. Н. Дружинин // Школьный психолог. — 2001. — № 6. — С. 1–4.
- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. — Москва: Просвещение, 2023. — 112 с.
- Каган, В. Е. Аутизм у детей / В. Е. Каган. — 2-е изд., доп. — Москва: Смысл, 2020. — 384 с.
- Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Москва: Теревинф, 2019. — 289 с.
- Семенович, М. Л. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) / М. Л. Семенович, Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов, А. И. Козорез, Е. В. Морозова // Аутизм и нарушения развития. — 2015. — Том 13. — № 3. — С. 3–10.
- Семенович, М. Л. Использование методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) / / М. Л. Семенович, Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов, А. И. Козорез [и др.]. — Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2024. — 46 с.
- Что такое TЕАССH? // Институт прикладного анализа поведения «ИПАП»: сайт. — 2024. — URL: https://dzen.ru/a/ZUpTDUAKYFesFXRf (дата обращения: 31.01.2025)
- TEACСH // Институт прикладного анализа поведения «ИПАП»: сайт. — 2024. — URL: https://iaba.ru/teacsh/ (дата обращения: 31.01.2025)