Использование активных методов обучения на уроках литературы (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 февраля, печатный экземпляр отправим 19 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 05.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шутова, Л. Д. Использование активных методов обучения на уроках литературы (из опыта работы) / Л. Д. Шутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122501/ (дата обращения: 07.02.2025).

Препринт статьи



Нестандартные, необычные уроки литературы — вернейший путь развития мотивации к чтению. Такие уроки всегда вызывают живой интерес у обучающихся и запоминаются надолго.

Ролевая игра — один из способов организации нестандартного урока литературы, а один из вариантов применения ролевой игры-дискуссии — урок-суд над литературным героем. Прием не новый, но хорошо забытый. И, как показывает опыт, воспринимаемый обучающимися как средних, так и старших классов с огромным интересом.

Данный вид ролевой игры уместно проводить на завершающем этапе изучения и анализа произведения. В ходе игры предполагается отвлечь воспитанников от идеализирования образа главного героя произведения, рассмотреть разные точки зрения на описанные события и поступки героя; при этом развивается логическое мышление, умение отстаивать свою или заданную точку зрения, исполняя роль определенного персонажа, а для этого необходимо понять поведение персонажа, разобраться в сути его поступков. В ходе всей работы на уроке обучающиеся получают новый опыт поведения и общения с преподавателем и одноклассниками, усваивают принятые в обществе культурные, нравственные ценности, развивают определенные коммуникативные навыки: умение слушать друг друга, доверять, задавать вопросы, принимать различные точки зрения, разрешать споры, приходить к согласию, работать в команде.

В классе, состоящем из одних мальчиков, существует необходимость организации урока с учетом гендерного подхода. Ролевая игра отвечает этим требованиям, так как заставляет логически мыслить, двигаться в ходе урока в случае необходимости, вживаться в роль. Кроме того, игровые формы ведения урока, и, в частности, суд, предполагают задействование всех без исключения учеников, независимо от уровня их знаний, умений или взаимоотношений с одноклассниками. Наоборот, общее дело сплачивает коллектив и помогает раскрыться, проявить себя каждому воспитаннику.

Урок-суд можно провести при изучении произведений А. С. Пушкина «Дубровский» (6 класс), «Капитанская дочка» (8 класс), произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души» (9 класс), романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», романа Гончарова «Обломов» (10 класс) и др.

В качестве примера расскажу об опыте проведения подобного урока литературы в кадетском училище при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Ролевая игра проводилась в 6 классе. В классе 18 человек, все мальчики.

Тема урока звучала так: «Владимир Дубровский — «благородный разбойник»». Урок проводился в форме ролевой дискуссии, а именно, игрового суда, в течение двух спаренных уроков.

Особого задания к уроку обучающиеся не получали, кроме необходимости знать содержание произведения. Но была предварительная беседа с отдельными кадетами — с теми, кто исполнял роль судьи, адвоката, прокурора и Троекурова. В ходе этой беседы были определены особенности речи и поведения данных участников игры, элементы костюмов.

Для проведения игрового суда менялась расстановка мебели в кабинете. В противоположных концах класса были организованы столы для работы группы «Обвинение» (свидетели обвинения), группы «Защита» (свидетели защиты); у доски — кресло и стол «судьи», столы для «прокурора» и «адвоката» по бокам от кафедры для выступающего, напротив — ряд мест для «присяжных заседателей».

На электронной доске портрет обвиняемого, сменяющиеся слайды, представляющие собой иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Дубровский» и соответствующие темам выступлений.

Ход урока был следующим:

1) Организационный момент: объявление темы игры, задач, разъяснение правил.

2) Деление на группы.

Способ деления на малые группы — жеребьевка. Преподаватель заранее подготовил карточки с номерами групп по количеству участников в каждой группе: две группы по четыре человека, одна группа — шесть участников, и четыре воспитанника получили индивидуальные задания заранее, то есть в жеребьевке не участвовали.

3) Получение заданий группами.

1 группа (4 человека) — «Свидетели обвинения»: Спицын, Шабашкин (представить, что он не погиб во время пожара), один из приказных, кто приехал в Кистеневку вместе с Шабашкиным забирать имение Дубровского (представить, что он не погиб во время пожара), князь Верейский.

Задание: подобрать подходящие эпизоды произведения, обдумать, обсудить в группе, привести примеры виновности Дубровского, подготовиться и выступить против Дубровского, при этом постараться убедить присяжных в его вине.

2 группа (4 человека) — «Свидетели защиты»: француз Дефорж, помещица Глобова, кузнец Архип, Егоровна.

Задание: вспомнить содержание произведения, обдумать, обсудить в группе, привести примеры в пользу Владимира Дубровского, подготовиться и выступить в защиту Дубровского, при этом постараться убедить присяжных в его невиновности.

3 группа (6 человек) — «Присяжные заседатели».

Задание: представить, что вы не знаете содержания истории, выслушать все доводы прокурора (обвинителя), адвоката, свидетелей и на основе убедительности, достоверности выступлений участников суда, с учетом их красноречия, вынести свой вердикт: наказать или помиловать Владимира Дубровского.

Своё отношение к мнению Троекурова каждый из присяжных определяет сам. При этом каждый присяжный может иметь свое собственное мнение при голосовании.

Кроме того, присяжные ведут протокол заседания: один из них заполняет таблицу по мере выступления участников игры, где указывает фамилию воспитанника, роль, которую он исполняет, коротко суть его выступления.

По завершении суда, во время подготовки «вердикта», присяжные оценивают выступление каждого воспитанника и заполняют графу «оценка» в таблице.

Ф.И

Роль

Суть выступления

Оценка присяжных

Итоговая оценка (преподаватель)

1

2

3. и т. д

4 человека получили предварительные индивидуальные задания: судья, прокурор, адвокат, Троекуров. Заранее, при подготовке к уроку, учитель оговаривает с учащимися особенности поведения персонажей, их роль в игре, манеру держаться и говорить.

Роль Троекурова особая роль стороннего заинтересованного наблюдателя. Он присутствует на суде. Ему это интересно, ведь все это вносит разнообразие в его жизнь и предоставляет возможность еще раз показать власть. Его поведение зависит от настроения и от того, что и как говорят выступающие. Ему будет предоставлено слово в конце заседания, и то, что он скажет и как себя поведет, полностью будет зависеть от умения кадета вжиться в роль.

4) Распределение ролей в группах.

5) Время на обсуждение заданий, подготовку выступлений — 10 минут

6) Ролевой суд

1)Выступление прокурора и свидетелей обвинения.

2)Выступление адвоката и свидетелей защиты.

3)Заключительные речи прокурора и адвоката.

(В ходе выступления всех участников судебного заседания судья, а в случае необходимости — преподаватель, следит за порядком в «зале», задаёт вопросы, уточняя мнения, свидетельства очевидцев.)

4)Выступление представителя присяжных с вердиктом.

7) Рефлексия, обсуждение результатов (плюсов и минусов) игры, высказывание замечаний и пожеланий участниками игры и преподавателем.

8) Выставление и комментирование оценок преподавателем.

Данная игра-суд прошла успешно. Воспитанники любят и умеют играть на уроках, поэтому с удовольствием перевоплотились в персонажей произведения. Особенный интерес вызвали женские роли (Егоровна, помещица Глобова) и роли погибших во время пожара Шабашкина и приказного, ведь здесь кадетам пришлось полностью творить, домысливать содержание. Прокурору удалось запутать кузнеца Архипа во время выступления в суде, а адвокат блеснул четкой, логически выстроенной заключительной речью. Великолепно выглядела «помещица Глобова», которая очень естественно охала и выражала восхищение побывавшим у нее в гостях Дубровским, особенно если учесть, что роль была исполнена мальчиком. Сказалось прекрасное знание текста воспитанником и природная артистичность. Несколько неудачным было выступление на суде «князя Верейского»: воспитанник плохо знал текст и не сумел четко изложить ход событий от лица князя.

Преподаватель участвовал в ходе судебного заседания: возникала необходимость прекратить шум возмущенных «свидетелей», задавать наводящие вопросы и оказывать помощь судье в формулировках высказываний.

Присяжные пришли к запланированному выводу, что Дубровский хоть и разбойник, но «благородный», так как вести себя подобным образом его вынудили обстоятельства, а также нечестность Троекурова и судей. Особую роль сыграло мнение Троекурова, который решил выступить в конце заседания и признал, что не прав и что слишком далеко зашел в своих развлечениях и мстительности.

С точки зрения преподавателя игра прошла хорошо, поставленные цели были достигнуты: игра вызвала большой интерес (форма суда в данном классе использовалась впервые); все воспитанники были задействованы, включая скромных и нерешительных; были рассмотрены нестандартные точки зрения, услышаны мнения «безмолвных» персонажей, раскрылись неожиданные артистические способности. Обучающиеся активно общались в группах, помогая друг другу. Все воспитанники приняли непосредственное участие в ролевой игре. Поэтому преподавателю не составило труда оценить участие каждого. При выставлении оценок учитывалось и знание текста, и умение изложить содержание эпизода, и проявление творческой фантазии, и умение работать в группе, и мнение одноклассников.

В ходе рефлексии было выяснено, что кадетам очень понравилась такая форма проведения урока литературы, и были высказаны пожелания как можно чаще проводить необычные уроки.

Ну а коллегам хочу пожелать одно: не бояться и использовать разнообразные игровые технологии, это вносит оживление в урок, воспитывает интерес к предмету, любовь к родному русскому языку и литературе, развивает творческие способности обучающихся, а преподаватель получает настоящее творческое удовлетворение.



Задать вопрос