Процесс обучения английскому языку всегда был предметом внимания психологов, методистов, преподавателей-практиков. Сталкиваясь с различными проблемами, учитель должен выбирать и разрабатывать наиболее эффективные приемы и методы обучения. Одним из таких методов является обучения английскому языку в игровой форме. Игра под силу даже слабым учащимся — в ней ученик может стать первым, так как находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Игра дает чувство равенства, атмосферу увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, поэтому можно уверенно сказать, что игровые приемы благотворно сказываются на результатах обучения. Положительным является тот факт, что при этом учащийся говорит на английском языке. Применяя тувинские национальные игры, учитель может облегчить процесс обучения. Учащиеся тувинской национальности, играя в знакомые и близкие им национальные игры, будут лучше понимать задания и проявлять больший интерес к процессу обучения.
Ключевые слова: игра, национальные игры, игровые методы, обучение, учитель, учащиеся
The problem of teaching English has always been the subject of attention of psychologists, methodologists, and practical teachers. When faced with such problems, the teacher has to choose and develop the most effective and appropriate teaching techniques and methods for children. One of these methods of teaching English is game forms. The game is possible even for weak students — the student can become the first in the game, since resourcefulness and ingenuity are sometimes more important than knowledge of the subject and a sense of equality, the atmosphere of passion and joy, the sense of feasible tasks — all this gives. Therefore, we can confidently say that game techniques have a beneficial effect on learning outcomes. The fact that the student speaks English is positive. Using Tuvan national games, the teacher can facilitate the solution of these problems. Students of Tuvan nationality, playing national games that are familiar and close, will feel the feasibility of tasks, show great interest in the process of games.
Keywords: game, national games, game methods, education, teacher, students
Необходимость изучения использования лексико-грамматических игр в процессе обучения иностранному языку в школе объясняется, прежде всего, тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной метод расширения словарного состава и формирования навыков устной речи.
Известно, что длительное время педагоги считали дидактические игры основной формой обучения в школе. Однако позже было доказано, что никакая игра не может заменить организованного обучения. В связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, остается тем не менее одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Д. Б. Эльконин, ссылаясь на К. Д. Ушинского, советовал «с самого начала обучения отделять занятия от игры» и считал выполнение учебных заданий «серьезной обязанностью учащегося», поскольку чем сильнее преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее будет переход к ним [4]. При этом он же предлагал «сделать серьезные занятия для учащегося более занимательными» [5].
«Поскольку удельный вес игровой деятельности у учащихся среднего звена больший, чем у учащихся старшего звена, важно найти ту «золотую середину», которая обеспечивала бы соблюдение нужной пропорции в учебе» [3].
«Новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т. е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющееся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя иностранного языка) выбирать и применять стратегии для изучения иностранного языка. Конечно, на начальном этапе обучения учитель направляет, дает указания и подсказывает, каким путем лучше пойти, например показывает и поясняет техники эффективного запоминания слов («мнемотехники», метод ключевых слов, использование визуализации и т. д.)» [1].
Игры могут быть грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими. Все они способствуют формированию речевых навыков.
Существует несколько групп игр, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику. Некоторые группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка:
I группа — предметные игрыкак манипуляции с игрушками и предметами;
II группа — творческие исюжетно-ролевые игры;
III группа — интеллектуальные игры;
IV группа — технические,конструкторские игры;
V группа — дидактические игры[2].
Игровая деятельность в процессе обучения выполняетследующие функции:
–обучающую;
– воспитательную;
–развлекательную;
–коммуникативную;
– релаксационную;
–психологическую;
– развивающую.
Все вышеперечисленные функции игры не только помогают в обучении иностранному языку, но и развивают личностные качества школьника.
Игра — это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Многие педагоги долгое время считали игру основной формой обучения в школьных учреждениях. Но, рассмотрев и изучив теоретические работы исследователей по данной теме, мы выяснили, что среди ученых существуют разногласия о пользе игры в процессе обучения. Например, по мнению К. Д. Ушинского, игру нужно отделять от процесса обучения, потому что выполнение учебных заданий — серьезная обязанность учащегося, а игра расслабляет их во время учебного процесса.
Мы считаем, что игровые приемы, наоборот, помогают повысить качество обучения. Игры как прием способствуют позитивному эмоциональному состоянию, повышают трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся в отличие от монотонного выполнения определенных заданий, что делает занятие однообразным и утомительным. Следует учитывать, что умело используемые игровые приемы неотделимы от процесса обучения.
Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление и творческие способности. Использование игр дает хорошие результаты, а самое главное, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
На всех этапах развития личности игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие, и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.
Цель игры — закрепление знаний по изучаемой теме. Специфика и структура игры меняется в процессе обучения, то есть у игры появляются конкретные задачи, которые педагог стремится выполнить. Использование национальных игр при обучении английскому языку в национальных классах имеет большое значение.
С учетом вышесказанного на основе материала из учебника был разработан методический комплекс по использованию национальных игр на уроке английского языка для учащихся 5-го класса национальной школы. Цель комплекса — формирование лексических и грамматических навыков.
Для примера рассмотрим некоторые национальные игры из указанного методического комплекса.
Catch the horse and word!
Игра Catch the horse and word проводится в рамках изучения темы My family (Module 4, учебник Spotlight). Игра основана по тувинской игре «Аът шалбалаары».
Задача: развить навыки говорения по пройденным темам.
Реквизит для игры: аркан,столб с изображением головы лошади.
Группа игры: предметные игрыкак манипуляции с игрушками и предметами.
Ход игры: участвуют все желающие.Игроки могут играть поодному, парами или поделившись на команды.
Суть игры : каждый участник метает аркан на голову лошади. Если он попадает, то рассказывает про свою семью, используя все пройденные слова по теме, если не попадает, рассказывает стихотворение My family из учебника.
A bird can fly
Игра A bird can fly проводится в рамках изучения темы My family (Module 4, учебник Spotlight). Игра основана по тувинской игре «Ужар — Ушпасс».
Задача: закрепление навыкаупотребления модального глагола can .
Реквизит: картинки.
Группа игры: предметные игрыкак манипуляции с игрушками и предметами.
Ход игры: Учитель показывает картинки и спрашивает у детей,кто летит,акто нет. Дети должны ответить, используя модальный глагол can . Например:
Учитель: Can a bird fly?
Ученик: Yes, it can.
Учитель: Can Sambuu fly?
Ученик: No, he cannot.
При составлении заданий мы учитывали возраст учащихся и старались построить задания так, чтобы каждый школьник, играя, смог развить свою лексику.
Использование игровых приемов дает хорошие результаты, позволяя сконцентрировать внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. С использованием игровых форм на уроках английского языка лексический и грамматический материал усваивается намного легче и интереснее. Игры на уроке иностранного языка отличаются по своей специфике и структуре. Главный элемент игры — игровая роль, не так важно, какая она, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни.
Применение игры для развития лексико-грамматических навыков еще недостаточно изучено. Не всякая игра подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры — одна из главных задач преподавателя иностранного языка. С учетом специфики игры в процессе обучения детей иностранному языку преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.
В заключение отметим, что обучение на современном этапе должно быть не просто процессом передачи и накопления знаний, а развитием учащихся. Правильно организованное обучение иностранному языку в средних классах поможет решить задачи образования, воспитания и развития детей, подготовит их к жизни.
Литература:
- Гальскова, Н. Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, Е. В. Мусницкая, Н. Н. Нечаев // Иностранные языки в школе. —2003. — № 2. — С.12–16.
- Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я. М. Колкер — М. : Академия, 2004. — 225 с.
- Стронин, Н. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / Н. Ф. Стронин — М. : Академия, 1981. — 233 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игр [Текст] / Д. Б. Эльконин — М. : Владос, 2000. — 115 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игр [Текст] / Д. Б. Эльконин — М. : Владос, 1995. — 205 с.