В статье автор представляет методику оценки конкурентоспособности предприятия с использованием числовой модели и специально подобранного набора разнокомпонентных инструментов конкурентного анализа.
Ключевые слова: конкурентоспособность организации, оценка торгового потенциала, качество обслуживания, анализ конкурентных преимуществ.
Сегодня, в современных рыночных условиях, нельзя недооценивать конкурентов, которые являются составляющими экономической системы. Необходимо постоянно проводить анализ предприятия с точки зрения наличия у него конкурентных преимуществ, чтобы в дальнейшем вносить корректировки в работу розничного предприятия с целью его оптимизации.
Известно, что конкурентоспособность предприятия розничной торговли — это оценка, показывающая, насколько эффективно оно использует свой стратегический потенциал. К этому потенциалу относятся: торговый потенциал, конкурентоспособность предлагаемых товаров, узнаваемость бренда, эффективность применения маркетинговых инструментов для продвижения продукции и другие факторы.
Представляем методику анализа конкурентоспособности предприятия, состоящую в комплексном подходе оценки параметров конкурентоспособности, с использованием числовой модели. Данная методика состоит из 5 компонентов конкурентного анализа, каждый из которых характеризует ту или иную сторону конкурентоспособности компании. Для оценки параметров применяются различные эмпирические методы: опрос, анкетирование, наблюдение и метод экспертных оценок и др.
Оценка имеет следующий алгоритм:
- Оценка местоположения предприятия. На основе критериев, таких как пешеходный трафик и транспортная доступность, проводится опрос экспертов, который помогает определить, насколько удачно расположено розничное предприятие. Эксперты оценивают соответствие выбранного места требованиям на пятибалльной шкале. Этот параметр мы поставили на первый план, поскольку он оказывает самое существенное влияние на поток покупателей, скорость роста популярности торговой точки, объемы реализации и, соответственно, на размер получаемой прибыли.
- Оценка торгового потенциала компании. В качестве параметра оценки — качество обслуживания клиентов. Именно от него зависит результативность деятельности предприятия розничной торговли, основным показателем которой является размер прибыли. Для проведения оценки качества обслуживания необходимо провести анкетирование. Этот метод выбран нами потому, что анкетирование потребителей — это эффективный метод маркетинговых исследований, позволяющий предприятию получить наиболее полную и достоверную информацию об отношении к ней потребителей.
Покупателям предлагается оценить исследуемый параметр по пятибалльной шкале. Полученные числовые результаты четко демонстрируют уровень обслуживания клиентов в магазине.
- Исследование ассортимента магазина проводится по общеизвестному инструменту АВС-анализ. Анализ АВС розничного предприятия должен нам дать ответы на ряд вопросов, которые определяют уровень ассортиментной политики предприятия. Оценивается по 5балльнойй системе в зависимости от выраженности того или иного параметра оценки.
- Анализ конкурентных преимуществ. Данный анализ проводится в два этапа. На первом этапе анализируем с помощью метода экспертных оценок по 5балльной системе параметры конкурентоспособности, а именно: цена товара, широта ассортимента, качество товара, дополнительный сервис, наличие инновационных разработок, сроки доставки товара, внешний вид упаковки. На втором этапе, используя такой инструмент, как SWOT-анализ, мы задаем параметры оценки предприятия с точки зрения возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия, есть ли возможность устранить слабые стороны предприятия, опираясь на сильные стороны организации, есть ли возможность минимизировать влияние слабых сторон на продукт и др. Анализ позволяет добиться высокой наглядности сильных и слабых сторон продукта компании, а также обеспечивает возможность сравнительной оценки ключевых преимуществ собственного предложения и конкурентов. Оценка показателей осуществляется по 5-балльной системе. Сопоставление полученных результатов становится отправной точкой для определения действительной конкурентоспособности организации и создает достаточные основания для совершенствования деятельности предприятия и усиления его позиций на рынке.
Для определения уровня организации рекламной деятельности рекомендуем использовать опрос, в рамках которого оцениваются рекламные мероприятия по 5-балльной шкале. В качестве инструментов оценки были отобраны следующие:
- Наружная реклама.
- Телевизионная реклама.
- Промо-акции.
- Презентации новых продуктов.
- Рекламные листовки.
- Реклама в интернете.
- Сайт и его продвижение.
- Внутримагазиннаяя реклама.
- Участие в продовольственных выставках.
- Маркетинговый бюджет.
Анализ рекламной деятельности проводится на основании данного опросника, полученные баллы суммируются и вносятся в итоговую таблицу для определения оценки уровня конкурентоспособности предприятия.
Сложив все числовые значения по 5 компонентам анализа по ниже представленной формуле, можно получить оценку уровня конкурентоспособности розничного предприятия.
Числовая модель методики такова.
УК= М+КОБ+ АС+ КП+РД, где?
УК — это общее количество баллов, полученных по данной методике.
М — показатель, рассчитываемый на основе анализа местоположения предприятия.
КОБ — количество баллов по анализу качества обслуживания.
АС — обозначает количество баллов, полученных по результатам ассортиментного анализа.
КП — это показатель, который измеряет количество баллов, набранных в ходе анализа конкурентных преимуществ.
РД — это показатель, который рассчитывается на основе анализа рекламной деятельности и выражается в баллах.
Сложив все полученные сведения, мы получаем итоговые значения, соответствующие следующим показателям. Далее, задаем числовые критерии оценки. Для этого, делим возможное максимальное количество баллов на 5 и получаем границы баллов для градации уровней конкурентоспособности организации: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Представленная методика оценки конкурентоспособности предприятия с помощью числовой модели дает возможность объективно оценить исследуемый объект, проанализировать полученные результаты и определить пути для повышения устойчивости организации на рынке отрасли.
Литература:
- Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Конкурентоспособность социально-экономических систем // Монография / под науч. ред. А. И. Татаркина и В. В. Криворотова. М.Экономика, 2014. С. 371–409.
- Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. Учебное пособие для студентов вузов/Криворотов В. В., Калина А. В., Ерыпалов С. Е. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351c.
- Лебедева Е. Ю. Ключевые факторы успеха компаний// Российское предпринимательство. — 2014. — № 4, Вып. 2, (109). C. 156–160.
- Радулов Д. Д. Теоретические подходы к исследованию проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятий // Российское предпринимательство. — 2013. — № 13 (235). C. 15–22