Анализ конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 06.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кустова, А. В. Анализ конкурентоспособности предприятия / А. В. Кустова, М. Д. Кустов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122506/ (дата обращения: 10.03.2025).



В статье автор представляет методику оценки конкурентоспособности предприятия с использованием числовой модели и специально подобранного набора разнокомпонентных инструментов конкурентного анализа.

Ключевые слова: конкурентоспособность организации, оценка торгового потенциала, качество обслуживания, анализ конкурентных преимуществ.

Сегодня, в современных рыночных условиях, нельзя недооценивать конкурентов, которые являются составляющими экономической системы. Необходимо постоянно проводить анализ предприятия с точки зрения наличия у него конкурентных преимуществ, чтобы в дальнейшем вносить корректировки в работу розничного предприятия с целью его оптимизации.

Известно, что конкурентоспособность предприятия розничной торговли — это оценка, показывающая, насколько эффективно оно использует свой стратегический потенциал. К этому потенциалу относятся: торговый потенциал, конкурентоспособность предлагаемых товаров, узнаваемость бренда, эффективность применения маркетинговых инструментов для продвижения продукции и другие факторы.

Представляем методику анализа конкурентоспособности предприятия, состоящую в комплексном подходе оценки параметров конкурентоспособности, с использованием числовой модели. Данная методика состоит из 5 компонентов конкурентного анализа, каждый из которых характеризует ту или иную сторону конкурентоспособности компании. Для оценки параметров применяются различные эмпирические методы: опрос, анкетирование, наблюдение и метод экспертных оценок и др.

Оценка имеет следующий алгоритм:

  1. Оценка местоположения предприятия. На основе критериев, таких как пешеходный трафик и транспортная доступность, проводится опрос экспертов, который помогает определить, насколько удачно расположено розничное предприятие. Эксперты оценивают соответствие выбранного места требованиям на пятибалльной шкале. Этот параметр мы поставили на первый план, поскольку он оказывает самое существенное влияние на поток покупателей, скорость роста популярности торговой точки, объемы реализации и, соответственно, на размер получаемой прибыли.
  2. Оценка торгового потенциала компании. В качестве параметра оценки — качество обслуживания клиентов. Именно от него зависит результативность деятельности предприятия розничной торговли, основным показателем которой является размер прибыли. Для проведения оценки качества обслуживания необходимо провести анкетирование. Этот метод выбран нами потому, что анкетирование потребителей — это эффективный метод маркетинговых исследований, позволяющий предприятию получить наиболее полную и достоверную информацию об отношении к ней потребителей.

Покупателям предлагается оценить исследуемый параметр по пятибалльной шкале. Полученные числовые результаты четко демонстрируют уровень обслуживания клиентов в магазине.

  1. Исследование ассортимента магазина проводится по общеизвестному инструменту АВС-анализ. Анализ АВС розничного предприятия должен нам дать ответы на ряд вопросов, которые определяют уровень ассортиментной политики предприятия. Оценивается по 5балльнойй системе в зависимости от выраженности того или иного параметра оценки.
  2. Анализ конкурентных преимуществ. Данный анализ проводится в два этапа. На первом этапе анализируем с помощью метода экспертных оценок по 5балльной системе параметры конкурентоспособности, а именно: цена товара, широта ассортимента, качество товара, дополнительный сервис, наличие инновационных разработок, сроки доставки товара, внешний вид упаковки. На втором этапе, используя такой инструмент, как SWOT-анализ, мы задаем параметры оценки предприятия с точки зрения возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия, есть ли возможность устранить слабые стороны предприятия, опираясь на сильные стороны организации, есть ли возможность минимизировать влияние слабых сторон на продукт и др. Анализ позволяет добиться высокой наглядности сильных и слабых сторон продукта компании, а также обеспечивает возможность сравнительной оценки ключевых преимуществ собственного предложения и конкурентов. Оценка показателей осуществляется по 5-балльной системе. Сопоставление полученных результатов становится отправной точкой для определения действительной конкурентоспособности организации и создает достаточные основания для совершенствования деятельности предприятия и усиления его позиций на рынке.

Для определения уровня организации рекламной деятельности рекомендуем использовать опрос, в рамках которого оцениваются рекламные мероприятия по 5-балльной шкале. В качестве инструментов оценки были отобраны следующие:

  1. Наружная реклама.
  2. Телевизионная реклама.
  3. Промо-акции.
  4. Презентации новых продуктов.
  5. Рекламные листовки.
  6. Реклама в интернете.
  7. Сайт и его продвижение.
  8. Внутримагазиннаяя реклама.
  9. Участие в продовольственных выставках.
  10. Маркетинговый бюджет.

Анализ рекламной деятельности проводится на основании данного опросника, полученные баллы суммируются и вносятся в итоговую таблицу для определения оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Сложив все числовые значения по 5 компонентам анализа по ниже представленной формуле, можно получить оценку уровня конкурентоспособности розничного предприятия.

Числовая модель методики такова.

УК= М+КОБ+ АС+ КП+РД, где?

УК — это общее количество баллов, полученных по данной методике.

М — показатель, рассчитываемый на основе анализа местоположения предприятия.

КОБ — количество баллов по анализу качества обслуживания.

АС — обозначает количество баллов, полученных по результатам ассортиментного анализа.

КП — это показатель, который измеряет количество баллов, набранных в ходе анализа конкурентных преимуществ.

РД — это показатель, который рассчитывается на основе анализа рекламной деятельности и выражается в баллах.

Сложив все полученные сведения, мы получаем итоговые значения, соответствующие следующим показателям. Далее, задаем числовые критерии оценки. Для этого, делим возможное максимальное количество баллов на 5 и получаем границы баллов для градации уровней конкурентоспособности организации: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Представленная методика оценки конкурентоспособности предприятия с помощью числовой модели дает возможность объективно оценить исследуемый объект, проанализировать полученные результаты и определить пути для повышения устойчивости организации на рынке отрасли.

Литература:

  1. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Конкурентоспособность социально-экономических систем // Монография / под науч. ред. А. И. Татаркина и В. В. Криворотова. М.Экономика, 2014. С. 371–409.
  2. Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. Учебное пособие для студентов вузов/Криворотов В. В., Калина А. В., Ерыпалов С. Е. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351c.
  3. Лебедева Е. Ю. Ключевые факторы успеха компаний// Российское предпринимательство. — 2014. — № 4, Вып. 2, (109). C. 156–160.
  4. Радулов Д. Д. Теоретические подходы к исследованию проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятий // Российское предпринимательство. — 2013. — № 13 (235). C. 15–22
Основные термины (генерируются автоматически): розничное предприятие, рекламная деятельность, числовая модель, анализ, балл, конкурентный анализ, пятибалльная шкала, розничная торговля, слабая сторона предприятия, торговый потенциал.


Ключевые слова

качество обслуживания, конкурентоспособность организации, оценка торгового потенциала, анализ конкурентных преимуществ

Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству сахара

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияния различные факторы. В работе приведен сравнительный анализ конкурентоспособности организаций, занимающихся производством сахара на рынке Пензенской области.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий: проблемы и направления развития

Цель данной статьи — это рассмотрение результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных компаний, которые относятся к главным игрокам на рынках разных отраслей, а также выявление проблемных вопросов и тенденций развития необходимого м...

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге

В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК

Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.

Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству сахара

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияния различные факторы. В работе приведен сравнительный анализ конкурентоспособности организаций, занимающихся производством сахара на рынке Пензенской области.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий: проблемы и направления развития

Цель данной статьи — это рассмотрение результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных компаний, которые относятся к главным игрокам на рынках разных отраслей, а также выявление проблемных вопросов и тенденций развития необходимого м...

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге

В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК

Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.

Задать вопрос