В статье рассмотрен конфликт в диаде «учитель-ученик» с точки зрения мотивационной составляющей в работе учителя в контексте конфликта мотивы-побуждения, стимулирующие его возникновение и связанные с удовлетворением потребностей его участника. Они представляют собой совокупность внешних и внутренних факторов, вызывающих конфликтное поведение субъекта. Поведение педагога в ситуации конфликта во многом определяется его ценностно-мотивационной сферой, в связи с чем приведены данные исследования именно этого вопроса на основе опроса педагогов московских общеобразовательных школ.
Ключевые слова: внешние условия, внутренние условия, конфликт «учитель-ученик», мотивация, педагог, противостояние, стадии конфликта, учащийся.
Введение
В Российской Федерации по данным за 2023 г. выявлена тенденция к увеличению числа обращений, связанных с возникновением конфликтов в образовательных учреждениях (Анна Митянина, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге). В указанном году каждое четвертое обращение в аппарат уполномоченного было связано с этими проблемами. В связи с этой тенденцией возникает необходимость в развитии системы психологической помощи и медиации во всех организациях, где обучаются или содержатся несовершеннолетние [7].
Педагогический конфликт представляет собой социальное явление, которое в своей основе является закономерным для такого динамично развивающегося социума, каким является современное образовательное учреждение [3]. Исследователями выделяются три группы педагогических конфликтов, субъектами которых являются участники педагогического процесса (Л. В. Симонова), приведенных на рисунке 1 [6].
Рис. 1. Группы педагогических конфликтов
Установлено, что подавляющее большинство конфликтов включают в себя элементы, принадлежащие более чем одной группе. Конфликтная ситуация зарождается в случае возникновения противоречия интересов участников, которое, однако, ещё не вылилось в открытое противостояние.
В центре внимания исследователей находится изучение причин возникновения конфликта. Также большинство учёных, занимающихся исследованием конфликтов, согласны с тем, что конфликт проходит через четыре стадии [4], представленные на схеме (Рис. 2).
![Основные стадии конфликта](https://moluch.ru/blmcbn/122511/122511-2.png)
Рис. 2. Основные стадии конфликта
Педагогический конфликт, в частности, в диаде «учитель-ученик», сохраняя общие черты, свойственные конфликтам как таковым, обладает рядом специфических характеристик, которые обусловлены особенностями образовательной среды, в которой он протекает [2]. Составляющие конфликта как психологического феномена приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Составляющие конфликта как психологического феномена
Исключение из всего комплекса элементов конфликта мотивационной составляющей автоматически лишает его значимости с точки зрения участников противостояния [8].
Мотивация представляет собой комплекс побуждений, стимулирующих активность индивида и задающих вектор его деятельности. Это могут быть как осознаваемые, так и неосознаваемые психические факторы, которые побуждают человека к определённым действиям. Она также включает взаимообусловленную совокупность внутренних и внешних условий, которые активизируют деятельность субъекта.
Как правило, конфликтное взаимодействие обусловлено множеством мотивов. Деятельность педагогов, их творческая активность и стремление к самореализации регулируются ценностно-мотивационной сферой, гармоничность и противоречивость которой определяются соотношением конкретных ценностей и мотивов в её структуре.
Методика
Когда человек занимается какой-либо деятельностью, потому что она сама по себе важна для него, можно говорить о внутренней мотивации. Если же в основе профессиональной деятельности лежит стремление удовлетворить другие потребности, которые не связаны с содержанием работы, например, стремление к социальному статусу, зарплате и т. д., то это уже внешняя мотивация. Внешние мотивы можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Конечно же, положительные внешние мотивы более эффективны и предпочтительны, чем отрицательные [1]. Исходя их этого, организовано исследование, цель которого — выявление особенностей мотивационной сферы педагогов в контексте конфликта «учитель-ученик». Мотивация профессионально-педагогической деятельности оценивалась исходя из именно этих позиций (Mетодика К. Замфир в модификации А. А. Реана) [5]. В ходе исследования были опрошены педагоги нескольких образовательных учреждений г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 61 педагог.
Результаты
Обобщенные данные диагностики по методике «Исследование мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана) систематизированы в Таблице 1.
Таблица 1
Обобщенные результаты диагностики мотивации профессиональной деятельности педагогов
Показатель |
Внутренней мотивации |
Внешней положительной мотивации |
Внешней отрицательной мотивации |
Учителя начальной школы |
4,0 |
3,3 |
2,5 |
Учителя по основным предметам |
4,0 |
3,3 |
3,0 |
Социальные педагоги и психологи |
3,5 |
3,3 |
3,0 |
Учителя физической культуры |
4,5 |
3,0 |
3,5 |
Учителя музыки |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
Педагоги дополнительного образования |
4,5 |
3,0 |
3,5 |
Данные описательной статистики позволили определить, что в выборке максимум — 4,5 баллов, минимум — 3,0 баллов, среднее — 3,9 баллов, стандартное отклонение — 0,58.
Результаты исследования проиллюстрированы на диаграмме (Рис. 4).
Рис. 4. Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности педагогов
Исходя из полученных данных, у всех респондентов внутренняя мотивации превалирует над внешней, выявленные характеристики можно отнести хорошим или оптимальным мотивационным комплексам. Диагностика позволяет выявить базовую мотивацию каждого педагога и возможные средства предотвращения конфликта.
Обсуждение
Диагностика мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) показала превалирование внутренней мотивации над внешней у всех респондентов.
Хотя личные данные педагогов несколько различаются, выявленные обобщенные средние характеристики можно отнести к хорошим или оптимальным мотивационным комплексам.
Пути разрешения и профилактики конфликтов в современной ОО посредством изменения мотивации участников основаны на способности администрации дошкольного образовательного учреждения на основе диагностики распознать мотивы и исключить один или несколько из общей системы, тем самым выстроив работу по предотвращению конфликта, исключая его развитие.
Заключение
Таким образом, исследование выявило, что среди педагогов имеет место превалирование внутренней мотивации над внешней.
Мы считаем оптимальным диагностику мотивационной сферы для прогнозирования и предупреждения конфликтов. Использование выбранной методики позволяет выявить базовую мотивацию каждого педагога и определить на этой основе возможные средства достижения позитивного эффекта в диаде «учитель-ученик».
Задача руководства в области предотвращения конфликтов в организации — создать условия для работы коллектива, которые снизят вероятность возникновения и эскалации противоречий с деструктивными последствиями.
Литература:
- Астахова А. В. Алгоритмы решения конфликтных педагогических ситуаций и задач // МНИЖ. 2023. № 1 (127). С. 1–5.
- Бабосов Е. М. Конфликтология: учеб. пособие для вузов. Минск: Тетрасистемс, 2019. 464 с.
- Джанкезова Т. М. Причины конфликтов в школе и способы их разрешения // Актуальные проблемы воспитания и обучения: Материалы всероссийской научно-практической конференции обучающихся, Карачаевск, 11–12 ноября 2022 года / Ответственный редактор З. К. Узденова. — Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 2022. С. 58–63.
- Жукова А. А., Тарасова С. И. Особенности педагогических конфликтов в образовательных организациях // Инновационные научные исследования. 2022. № 12–2(24). С. 161–167.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. 488 с.
- Шарипов Ф. В. Педагогический менеджмент: учебное пособие. М.: Университетская книга, 2020. 480 с.
- «Я тебя задушу!» Конфликтов учителей с учениками в Иркутске стало больше // Еженедельник «Аргументы и Факты». № 6. АиФ в Восточной Сибири, 07/02/2024. URL: https://irk.aif.ru/society/ya_tebya_zadushu_konfliktov_uchiteley_s_uchenikami_v_irkutske_stalo_bolshe?ysclid=m6kb7wka5k733093980.
- Botvinick, M. M., Braver, T. S., Barch, D. M., Carter, C. S. & Cohen, J. D (2001). Conflict monitoring and cognitive control. Psychological Review, 108, pp. 624–652.