Перспективы дальнейшей оптимизации правоохранительных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 08.02.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Пивоварова, Е. М. Перспективы дальнейшей оптимизации правоохранительных органов Российской Федерации / Е. М. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122516/ (дата обращения: 23.02.2025).



Демонстрируется значимость правоохранительной деятельности для общества и государства. Анализируются этапы оптимизации правоохранительных органов. Исследуются тенденции проводимой административной реформы. Прогнозируются возможные треки, для дальнейшей оптимизации системы и структуры правоохранительных органов Российской Федерации с учетом современных реалий.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, этапы оптимизации правоохранительной системы, необходимость дальнейшего совершенствования, административная реформа, динамичность системы.

Согласно Конституции Российской Федерации, жизнь и здоровье человека и гражданина признается наивысшей ценностью. Важнейшей задачей государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Общеизвестно, что государство осуществляет деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина через специально создаваемые для этих целей государственные органы — правоохранительные органы Российской Федерации. Развитие общества и государства требует совершенствование соответствующей деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи, система и структура правоохранительных органов имеет динамический характер. Современные правоохранительные органы должны своевременно отвечать не только существующим вызовам в отношении посягательств на права и свободы человека и гражданина, но и выстраиваться с учетом имеющихся тенденций развития общественных отношений в рассматриваемой сфере. Поэтому научное осмысление и теоретическое исследование основные направлений оптимизации правоохранительных органов приобретает важность и актуальность.

В настоящей статье приведем краткие результаты научного анализа, направленного на осмысление произошедших изменений в системе и структуре правоохранительных органов, а также предпримем попытку научного прогнозирования перспектив их дальнейшей оптимизации.

Сравнивая систему и структуру правоохранительных органов современной Российской Федерации с аналогичной системой более раннего периода, можно обнаружить множество различий, произошедших в начале второй декады нулевых годов. Ниже приведем наиболее значимые изменения правоохранительных органах, имеющих важнейшее значение для предмета исследования настоящей статьи. Хронологически описывая проведенные изменения в части реформирования правоохранительных органонов, кратко остановимся на детерминантах, послуживших причинами оптимизации системы и структуры органов правопорядка в Российской Федерации.

Во-первых, это создание в 2011 году Следственного комитета Российской Федерации, ранее структурно входившего в Прокуратуру Российской Федерации [1].

Выделение из структуры Прокуратуры Российской Федерации отдельного вневедомственного органа отсылает к истории создания следственных органов, а именно к реформам Петра I, заложившим основу современной модели Следственного Комитета Российской Федерации, как правоохранительного органа, занимающегося вопросами расследования наиболее значимых преступлений и обладающего широчайшими процессуальными полномочиями.

В качестве причин реформирования органов прокуратуры на тот момент указывались следующие:

– необходимость концентрации внимания органов прокуратуры на вопросах поддержания обвинения и осуществления прокурорского надзора;

– повышение статуса следственных органов и наделение их «надведомственными» полномочиями, позволяющими осуществлять полноценное производство по уголовным делам, входящих в компетенцию вновь созданного правоохранительного органа;

– повышение защищенности прав граждан Российской Федерации, от возможных посягательств со стороны криминальных групп.

Подобная реорганизация послужила приданию значимости Следственного Комитета Российской Федерации в глазах общественности, а также стало надежным фундаментом в вопросах повышения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз, сопряженных с различными аспектами криминализации тех или иных сфер общественно-политической жизни.

В настоящее время Следственный Комитет Российской Федерации является эффективным, самостоятельным, правоохранительным органом, реализующим государственные полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Во-вторых, преобразование в 2011 году милиции в полицию. Важность принятия Федерального закона «О полиции» [2] обуславливалась необходимостью перехода от, так называемой модели «народной милиции» к полноценному государственному правоохранительному органу — полиции Российской Федерации.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить абсолютную разность понятий «милиция» (от латинского — вооруженный народ) и «полиция» (от латинского — город, государство). В самом названии заложена принципиальное отличие функционального предназначения этих двух правоохранительных органов. Органы народной милиции создавались после упразднения старой, дореволюционной системы правоохранительных органов и были направлены в первую очередь на защиту народа молодой социалистической республики, выбравшей путь на строительство коммунизма, равенство и братство в обществе.

Полиция же, в отличии от «вооруженного народа», является «составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [2].

Причинами, ставшими наиболее значимыми детерминантами проведенной полицейской реформы, были следующие:

– неудовлетворенность общества и государства функционирование правоохранительного органа;

– наличие фактов превышения должностных полномочий сотрудниками милиции;

– необходимость перехода на более профессиональный уровень деятельности специализированного правоохранительного органа, направленного на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Современная полиция является профессиональным правоохранительным органом, чья деятельность строится на принципах законности, гласности и гуманизма.

В-третьих, упразднение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы и передача их полномочий Министерству внутренних дел Российской Федерации [3]. Ликвидация существующих правоохранительных органов и последующее наделение соответствующими полномочиями Министерства внутренних дел Российской Федерации стало возможным из-за сложившейся двойственности. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации, еще до соответствующей реорганизации, были полномочия по осуществлению административно-юрисдикционных функций как в области незаконного оборота наркотических средств, так и в сфере миграции, наряду с функционированием отдельных федеральных служб.

Таким образом, основной причиной, послужившей проведением реформирования рассматриваемой сферы, стало упразднение дублирования функций.

В настоящее время в структуре важнейшего правоохранительного органа Российской Федерации — Министерства внутренних дел Российской Федерации существуют два главных управления, вобравших в себя функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции и в сфере контроля за обратом наркотиков (Главное управление по вопросам миграции и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, соответственно).

Министерство внутренних дел Российской Федерации является важнейшим правоохранительным органов, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики в широчайшей сфере — в сфере внутренних дел.

В-четвертых, создание в 2016 году, отдельного правоохранительного органа — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [4]. Согласно нормативному правовому документу, послужившему правовой основой создания нового правоохранительного органа Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, помимо этого целый ряд структур «силового блока» МВД Российской Федерации перешли в подчинение к Росгвардии.

В настоящее время, все подразделения, имеющие статус специальных подразделений полиции (Спецназ, ОМОН, ГРОМ), входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Целью создания нового правоохранительного органа стало обеспечение государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [4]. Обращаясь к истории можно заметить некоторое сходство в системе правоохранительных органов Российской Империи времен Николая II и современной системой правоохранительных органов. Так же, как и ранее она представлена в виде двух, обособленных правоохранительных органов, один из которых является полиция (по аналогии с исторической полицией Царской России), а другой Росгвардии (по аналогии с Отдельным корпусом жандармов). При этом, роль полиции как в настоящее время, так и далекой истории сводится к профилактике, раскрытию преступлений. Роль же Росгвардии заключается в противодействии экстремизму, радикализму, попыткам неконституционного захвата власти (в дореволюционный период — тайные кружки).

С момента создания Федеральная служба войск национальной гвардии зарекомендовала себя как высокоэффективный правоохранительный орган, решающий задачи по обеспечению безопасности государства и общества от внешних и внутренних угроз, связанных в том числе и с радикализмом и экстремизмом.

Бесспорно, что существующие правоохранительные органы будут и в дальнейшем подвергаться оптимизации с учетом потребностей общества и государства. Так, в научной литературе широко обсуждается вопрос создания на базе подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации отдельного органа, занимающегося непосредственно вопросами предоставления государственных услуг. О подобной возможности не однократно указывалось экспертным сообществом [5, с. 85]. В частности, имеющиеся научные публикации дедуцируют возможность передачи функций по предоставлению государственных услуг от МВД России иным, гражданским организациям, что в свою очередь позволит правоохранительным органам сконцентрироваться на реализации более свойственных им, полицейских функций.

Таким образом, история оптимизации правоохранительных органов за последние двадцать лет свидетельствует как об укреплении, так и о делении, а также создании абсолютно новых органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Опыт оптимизации правоохранительных органов свидетельствует о высокой эффективности проведенных реформ, позволяющих повысить чувство защищенности всех членов общества от угроз криминального посягательства. Проведенные преобразования дают основание утверждать, что система и структура правоохранительных органов являются динамичным организмом, меняющимся по мере необходимости усовершенствования государственной политики в той или иной сфере общественной жизни.

Литература:

  1. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
  2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
  3. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
  4. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
  5. Затолокин, А. А. Организационно-правовые аспекты осуществления контроля за исполнением миграционного законодательства представителями общественности / А. А. Затолокин. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2022. — 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, правоохранительный орган, свобода человека, дело, национальная гвардия, Следственный Комитет, государственная политика, государство, Федеральная служба войск.


Ключевые слова

правоохранительные органы, административная реформа, правоохранительная деятельность, этапы оптимизации правоохранительной системы, необходимость дальнейшего совершенствования, динамичность системы

Похожие статьи

Задать вопрос