Демонстрируется значимость правоохранительной деятельности для общества и государства. Анализируются этапы оптимизации правоохранительных органов. Исследуются тенденции проводимой административной реформы. Прогнозируются возможные треки, для дальнейшей оптимизации системы и структуры правоохранительных органов Российской Федерации с учетом современных реалий.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, этапы оптимизации правоохранительной системы, необходимость дальнейшего совершенствования, административная реформа, динамичность системы.
Согласно Конституции Российской Федерации, жизнь и здоровье человека и гражданина признается наивысшей ценностью. Важнейшей задачей государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Общеизвестно, что государство осуществляет деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина через специально создаваемые для этих целей государственные органы — правоохранительные органы Российской Федерации. Развитие общества и государства требует совершенствование соответствующей деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи, система и структура правоохранительных органов имеет динамический характер. Современные правоохранительные органы должны своевременно отвечать не только существующим вызовам в отношении посягательств на права и свободы человека и гражданина, но и выстраиваться с учетом имеющихся тенденций развития общественных отношений в рассматриваемой сфере. Поэтому научное осмысление и теоретическое исследование основные направлений оптимизации правоохранительных органов приобретает важность и актуальность.
В настоящей статье приведем краткие результаты научного анализа, направленного на осмысление произошедших изменений в системе и структуре правоохранительных органов, а также предпримем попытку научного прогнозирования перспектив их дальнейшей оптимизации.
Сравнивая систему и структуру правоохранительных органов современной Российской Федерации с аналогичной системой более раннего периода, можно обнаружить множество различий, произошедших в начале второй декады нулевых годов. Ниже приведем наиболее значимые изменения правоохранительных органах, имеющих важнейшее значение для предмета исследования настоящей статьи. Хронологически описывая проведенные изменения в части реформирования правоохранительных органонов, кратко остановимся на детерминантах, послуживших причинами оптимизации системы и структуры органов правопорядка в Российской Федерации.
Во-первых, это создание в 2011 году Следственного комитета Российской Федерации, ранее структурно входившего в Прокуратуру Российской Федерации [1].
Выделение из структуры Прокуратуры Российской Федерации отдельного вневедомственного органа отсылает к истории создания следственных органов, а именно к реформам Петра I, заложившим основу современной модели Следственного Комитета Российской Федерации, как правоохранительного органа, занимающегося вопросами расследования наиболее значимых преступлений и обладающего широчайшими процессуальными полномочиями.
В качестве причин реформирования органов прокуратуры на тот момент указывались следующие:
– необходимость концентрации внимания органов прокуратуры на вопросах поддержания обвинения и осуществления прокурорского надзора;
– повышение статуса следственных органов и наделение их «надведомственными» полномочиями, позволяющими осуществлять полноценное производство по уголовным делам, входящих в компетенцию вновь созданного правоохранительного органа;
– повышение защищенности прав граждан Российской Федерации, от возможных посягательств со стороны криминальных групп.
Подобная реорганизация послужила приданию значимости Следственного Комитета Российской Федерации в глазах общественности, а также стало надежным фундаментом в вопросах повышения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз, сопряженных с различными аспектами криминализации тех или иных сфер общественно-политической жизни.
В настоящее время Следственный Комитет Российской Федерации является эффективным, самостоятельным, правоохранительным органом, реализующим государственные полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Во-вторых, преобразование в 2011 году милиции в полицию. Важность принятия Федерального закона «О полиции» [2] обуславливалась необходимостью перехода от, так называемой модели «народной милиции» к полноценному государственному правоохранительному органу — полиции Российской Федерации.
Обращаясь к истории вопроса, следует отметить абсолютную разность понятий «милиция» (от латинского — вооруженный народ) и «полиция» (от латинского — город, государство). В самом названии заложена принципиальное отличие функционального предназначения этих двух правоохранительных органов. Органы народной милиции создавались после упразднения старой, дореволюционной системы правоохранительных органов и были направлены в первую очередь на защиту народа молодой социалистической республики, выбравшей путь на строительство коммунизма, равенство и братство в обществе.
Полиция же, в отличии от «вооруженного народа», является «составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [2].
Причинами, ставшими наиболее значимыми детерминантами проведенной полицейской реформы, были следующие:
– неудовлетворенность общества и государства функционирование правоохранительного органа;
– наличие фактов превышения должностных полномочий сотрудниками милиции;
– необходимость перехода на более профессиональный уровень деятельности специализированного правоохранительного органа, направленного на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Современная полиция является профессиональным правоохранительным органом, чья деятельность строится на принципах законности, гласности и гуманизма.
В-третьих, упразднение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы и передача их полномочий Министерству внутренних дел Российской Федерации [3]. Ликвидация существующих правоохранительных органов и последующее наделение соответствующими полномочиями Министерства внутренних дел Российской Федерации стало возможным из-за сложившейся двойственности. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации, еще до соответствующей реорганизации, были полномочия по осуществлению административно-юрисдикционных функций как в области незаконного оборота наркотических средств, так и в сфере миграции, наряду с функционированием отдельных федеральных служб.
Таким образом, основной причиной, послужившей проведением реформирования рассматриваемой сферы, стало упразднение дублирования функций.
В настоящее время в структуре важнейшего правоохранительного органа Российской Федерации — Министерства внутренних дел Российской Федерации существуют два главных управления, вобравших в себя функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции и в сфере контроля за обратом наркотиков (Главное управление по вопросам миграции и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, соответственно).
Министерство внутренних дел Российской Федерации является важнейшим правоохранительным органов, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики в широчайшей сфере — в сфере внутренних дел.
В-четвертых, создание в 2016 году, отдельного правоохранительного органа — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [4]. Согласно нормативному правовому документу, послужившему правовой основой создания нового правоохранительного органа Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, помимо этого целый ряд структур «силового блока» МВД Российской Федерации перешли в подчинение к Росгвардии.
В настоящее время, все подразделения, имеющие статус специальных подразделений полиции (Спецназ, ОМОН, ГРОМ), входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Целью создания нового правоохранительного органа стало обеспечение государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [4]. Обращаясь к истории можно заметить некоторое сходство в системе правоохранительных органов Российской Империи времен Николая II и современной системой правоохранительных органов. Так же, как и ранее она представлена в виде двух, обособленных правоохранительных органов, один из которых является полиция (по аналогии с исторической полицией Царской России), а другой Росгвардии (по аналогии с Отдельным корпусом жандармов). При этом, роль полиции как в настоящее время, так и далекой истории сводится к профилактике, раскрытию преступлений. Роль же Росгвардии заключается в противодействии экстремизму, радикализму, попыткам неконституционного захвата власти (в дореволюционный период — тайные кружки).
С момента создания Федеральная служба войск национальной гвардии зарекомендовала себя как высокоэффективный правоохранительный орган, решающий задачи по обеспечению безопасности государства и общества от внешних и внутренних угроз, связанных в том числе и с радикализмом и экстремизмом.
Бесспорно, что существующие правоохранительные органы будут и в дальнейшем подвергаться оптимизации с учетом потребностей общества и государства. Так, в научной литературе широко обсуждается вопрос создания на базе подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации отдельного органа, занимающегося непосредственно вопросами предоставления государственных услуг. О подобной возможности не однократно указывалось экспертным сообществом [5, с. 85]. В частности, имеющиеся научные публикации дедуцируют возможность передачи функций по предоставлению государственных услуг от МВД России иным, гражданским организациям, что в свою очередь позволит правоохранительным органам сконцентрироваться на реализации более свойственных им, полицейских функций.
Таким образом, история оптимизации правоохранительных органов за последние двадцать лет свидетельствует как об укреплении, так и о делении, а также создании абсолютно новых органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Опыт оптимизации правоохранительных органов свидетельствует о высокой эффективности проведенных реформ, позволяющих повысить чувство защищенности всех членов общества от угроз криминального посягательства. Проведенные преобразования дают основание утверждать, что система и структура правоохранительных органов являются динамичным организмом, меняющимся по мере необходимости усовершенствования государственной политики в той или иной сфере общественной жизни.
Литература:
- О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
- О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
- О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
- Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 04.02.2025).
- Затолокин, А. А. Организационно-правовые аспекты осуществления контроля за исполнением миграционного законодательства представителями общественности / А. А. Затолокин. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2022. — 100 с.