Ключевые слова: музыкальная гостиная, дошкольник, музыкальная импровизация, информационно-коммуникационные средства.
Музыка занимает одно из главных мест в системе общего воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Всем известно ее положительное воздействие на психику подрастающего поколения. Под влиянием музыки прекрасно формируется эмоциональная сфера, совершенствуются психические процессы, воображение, фантазия, способность воспринимать окружающую красоту. Поэтому уже на этапе детского сада очень важно приобщать детей к подлинным образцам музыкального искусства. Именно такое воспитание способствует становлению хорошего музыкального вкуса и общей культуры воспитанников [1].
Вопрос о том, как заинтересовать и увлечь ребенка слушанием произведений композиторов-классиков нашел свое решение в открытии музыкальной гостиной в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Музыкальная гостиная — это цикл музыкально — литературных занятий, которые соединяет в себе музыку, слово, творчество и общение. Такое творческое смешение, позволяет детям накопить свой багаж музыкальных знаний и приобрести свой культурный опыт [2].
Выбрав, форму работы с детьми музыкальной гостиной, я определила следующие задачи:
– формировать познавательный интерес и любовь детей к искусству — музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению;
– развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку — умение переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием;
– развивать музыкальное восприятие и музыкальные способности;
– создавать предпосылки к формированию творческого мышления и музыкального вкуса детей;
– развивать в детях самостоятельность и свободу, мышления, индивидуального восприятия;
– развивать социально — коммуникативные качества — общения, соучастия, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.
Тематика музыкальных гостиных состоит из 6 циклов: «В мире музыкальных инструментов», «Сказка в музыке», «Мир балета», «Что мы знаем о театре?», «Природа и музыка», «Музыка Победы». Встречи в музыкальной гостиной проходили в разных формах: путешествия, занятия — беседы, концерты и сюжетные занятия.
Используя в работе информационно-коммуникационные технологии, позволили сделать встречу в музыкальной гостиной более интересной и содержательной, тем самым расширили кругозор детей и помогли обогатить их жизненный опыт. Например, в рамках «Театральной недели», дети познакомились не только с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», но с помощью информационно — коммуникационных технологий получили знания о разных видах театра и конкретно о балете. Используя слайды, видеофильмы в работе я познакомила детей с историей театра, какие бывают театры, кто работает в театре. Дистанционно дети побывали в Мариинском театре и насладились красотой музыки и танца.
Музыкальные клипы с демонстрацией творчества художников на тему «Природа и музыка» позволяют комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют полному пониманию красоты и богатства музыкальной и художественной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира.
В результате такой работы прекрасно формируется познавательный интерес детей к музыке, повышается уровень их творческой самостоятельности, расширяется кругозор. Приобретая определенный музыкальный опыт, дети учатся отражать свои впечатления от прослушанной музыки в рисунке, движении, пластике. Например, при встрече с музыкой П. И. Чайковского «Детский альбом», мальчики бодро маршировали на пьесу «Марш деревянных солдатиков», передавая через движения образ игрушечных героев. Слушая произведение «Новая кукла», девочкам представилась возможность взять куклу и покружиться с ней в ритме вальса, передавая через танец чувство радости и восхищения. После встречи в «Музыкальной гостиной», дети вместе с родителями создали выставку рисунков «В мире музыки П. И. Чайковского», где совместное творчество детей и родителей сумело отобразить образ и характер каждого произведения.
Одной из эффективных форм в практике проведения музыкальных гостиных являются музыкальные импровизации. В основе музыкальных импровизаций лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, игру на детских музыкальных инструментах, танцевальные импровизации, озвучивание стихов и сказок, пантомима, импровизированная театрализация.
Проведение таких гостиных послужило рождением мюзикла «Фруктово-овощная вечеринка», где дети сами выбирали себе роль и придумывали танцевальные движения фруктов и овощей. В рамках Всероссийской недели театра, маленькие артисты представили Мюзикл не только для родителей, но и для детей дошкольных учреждений нашего округа.
В рамках образовательного проекта «Встречи в музыкальной гостиной», дошкольники знакомились с творчеством композиторов-классиков, совершали увлекательные путешествия по музыкальным сказкам А. С. Пушкина. В течение года дети посещали Детскую музыкальную школу им. П. И. Чайковского, где познакомились с историей музыкальных инструментов, узнали, где живет музыка, какие бывают жанры и тембры в музыке. В завершении встречи всегда звучали музыкальные произведения известных композиторов в исполнении юных музыкантов и преподавателей.
Музыкальные гостиные являются современной и эффективной формой музыкального воспитания дошкольников благодаря вовлечению их в разные виды музыкальной деятельности, включающей импровизацию, проведению коммуникативных игр и танцев, музыкальных квестов, координационно-подвижных музыкальных игр, импровизированной театрализации и использованию информационно — коммуникационных средств.
Литература:
- Радынова О. П., Копцева Т. А. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве // Издательство: Просвещение/ Дрофа, 2014г.
- Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 2, 2018 г.