Применение информационных технологий как метод мотивации вовлеченности студентов в физическую культуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 февраля, печатный экземпляр отправим 19 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 05.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Буримский, Н. А. Применение информационных технологий как метод мотивации вовлеченности студентов в физическую культуру / Н. А. Буримский, С. С. Межман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122535/ (дата обращения: 07.02.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается влияние цифровых технологий на уровень вовлеченности студентов в занятия физической культурой.

Ключевые слова: информационные технологии, физическая культура, геймификация, мобильные приложения, цифровые технологии.

Современные студенты все больше вовлекаются в цифровую среду, что оказывает влияние на их образ жизни, включая физическую активность. Согласно исследованиям, физическая активность среди молодежи снижается из-за пассивного образа жизни, вызванного активным использованием гаджетов и социальных сетей. С появлением персональных компьютеров и программных средств создаются благоприятные возможности для их использования в деятельности специалиста физической культуры и спорта [1]. Информационные технологии могут не только препятствовать физической активности, но и служить мощным инструментом мотивации, стимулируя студентов к занятиям физической культурой через игровые механики, соревновательные элементы, а также персонализированные тренировочные программы.

В работе рассматривается влияние информационных технологий на мотивацию студентов к занятиям физической культурой, разработка рекомендаций по их эффективному использованию. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать современные проблемы вовлеченности студентов в физическую культуру, рассмотреть существующие технологии и их применение в спорте, эффективности использования информационных технологий в мотивации к физической активности.

Проблемы вовлеченности студентов в физическую культуру

Физическая культура в вузах нередко воспринимается студентами как формальная дисциплина. Среди основных причин низкой вовлеченности выделяется отсутствие интереса к традиционным видам физической активности, дефицит времени из-за высокой учебной нагрузки, недостаток индивидуального подхода к тренировкам, а также привычку к цифровой среде, снижающую мотивацию к тренировкам. Однако современные информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс под интересы студентов. Ключевые направления включают мобильные приложения Google Fit, Strava, Nike Training Club, данные приложения помогают отслеживать физическую активность, устанавливать персонализированные цели, реализуют использование игровых элементов в обучении. Мобильные приложения являются привлекательным способом внедрения не только в образовательный процесс, но и в привычную жизнь каждого человека, так как они общедоступны для скачивания и использования через магазины приложений [2]. В большинстве случаев применяются системы поощрений за выполнение упражнений, технологии виртуальной и дополненной реальности, позволяющие моделировать тренировки в интерактивной форме. Умные носимые устройства, такие как фитнес-трекеры, умные браслеты и часы. Например, Xiaomi Mi Band, Apple Watch, предоставляют обратную связь в реальном времени, что позволяет отслеживать состояние организма и интенсивность тренировок, делая занятия более осмысленными.

Игровые механики в физкультуре способствуют вовлечению студентов, делая процесс тренировок интереснее. В России успешно применяется проект «Зарядка с чемпионом», в котором пользователи получают баллы за выполнение упражнений. Также Сервис «ВК-шаги» от сервиса ВКонтакте, позволяет получать баллы, которые в дальнейшем можно обменивать на эмодзи статусы. В Китае программа «WeRun» позволяет участникам соревноваться в количестве шагов за день. Эти примеры доказывают, что элементы соревнования и геймификации способствуют росту интереса к физической активности среди молодежи.

Существующие цифровые решения

Из популярных платформ, используемых в спортивном образовании, своим функционалом выделяется Strava, социальная сеть для спортсменов, где можно соревноваться и отслеживать результаты напарника. Nike Training Club, предлагает персонализированные тренировки, а также китайскую платформу Keep, которая сочетает в себе геймификацию, аналитику и VR-тренировки. Результат анкетирования студентов показал, что 55 % респондентов больше мотивированы, если тренировки включают цифровые средства сбора и анализа статистики тренировок, 32 % регулярно используют мобильные приложения для контроля активности, 13 % выразили желание видеть геймификацию в учебном процессе занятий физической культурой.

Ограничения использования информационных технологий в физической культуре

Несмотря на явные преимущества цифровых технологий в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой, их использование сопряжено с рядом ограничений. Технические средства, такие как носимые устройства сбора данных, устройства технологии виртуальной реальности, требуют регулярного обслуживания. Небрежная эксплуатация учащимися может приводить к поломкам и дополнительным затратам на ремонт. Еще одним важным фактором является доступность технологий. Не у всех учащихся имеются личные гаджеты, совместимые с рассматриваемым программным обеспечением, что может ограничивать возможность массового внедрения данных решений.

Заключение

Цифровые технологии способствуют повышению мотивации студентов к занятиям физической культурой. Применение геймификации, мобильных приложений и носимых устройств делает занятия более увлекательными и удобными. Внедрение предложенных рекомендаций позволит вузам повысить уровень физической активности студентов, сделав процесс занятий физической культурой более привлекательным и современным.

Литература:

  1. Жуков Р. С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р. С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета, 2009. — № 4. — С. 76–80.
  2. Выприков Д. В., Титовский А. В., Егоров А. Б., Заппаров Р. И. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-elektronnyh-ustroystv-i-prilozheniy-na-motivatsiyu-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 03.02.2025).


Задать вопрос