Применение информационных технологий как метод мотивации вовлеченности студентов в физическую культуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 05.02.2025

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Буримский, Н. А. Применение информационных технологий как метод мотивации вовлеченности студентов в физическую культуру / Н. А. Буримский, С. С. Межман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122535/ (дата обращения: 10.03.2025).



В статье рассматривается влияние цифровых технологий на уровень вовлеченности студентов в занятия физической культурой.

Ключевые слова: информационные технологии, физическая культура, геймификация, мобильные приложения, цифровые технологии.

Современные студенты все больше вовлекаются в цифровую среду, что оказывает влияние на их образ жизни, включая физическую активность. Согласно исследованиям, физическая активность среди молодежи снижается из-за пассивного образа жизни, вызванного активным использованием гаджетов и социальных сетей. С появлением персональных компьютеров и программных средств создаются благоприятные возможности для их использования в деятельности специалиста физической культуры и спорта [1]. Информационные технологии могут не только препятствовать физической активности, но и служить мощным инструментом мотивации, стимулируя студентов к занятиям физической культурой через игровые механики, соревновательные элементы, а также персонализированные тренировочные программы.

В работе рассматривается влияние информационных технологий на мотивацию студентов к занятиям физической культурой, разработка рекомендаций по их эффективному использованию. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать современные проблемы вовлеченности студентов в физическую культуру, рассмотреть существующие технологии и их применение в спорте, эффективности использования информационных технологий в мотивации к физической активности.

Проблемы вовлеченности студентов в физическую культуру

Физическая культура в вузах нередко воспринимается студентами как формальная дисциплина. Среди основных причин низкой вовлеченности выделяется отсутствие интереса к традиционным видам физической активности, дефицит времени из-за высокой учебной нагрузки, недостаток индивидуального подхода к тренировкам, а также привычку к цифровой среде, снижающую мотивацию к тренировкам. Однако современные информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс под интересы студентов. Ключевые направления включают мобильные приложения Google Fit, Strava, Nike Training Club, данные приложения помогают отслеживать физическую активность, устанавливать персонализированные цели, реализуют использование игровых элементов в обучении. Мобильные приложения являются привлекательным способом внедрения не только в образовательный процесс, но и в привычную жизнь каждого человека, так как они общедоступны для скачивания и использования через магазины приложений [2]. В большинстве случаев применяются системы поощрений за выполнение упражнений, технологии виртуальной и дополненной реальности, позволяющие моделировать тренировки в интерактивной форме. Умные носимые устройства, такие как фитнес-трекеры, умные браслеты и часы. Например, Xiaomi Mi Band, Apple Watch, предоставляют обратную связь в реальном времени, что позволяет отслеживать состояние организма и интенсивность тренировок, делая занятия более осмысленными.

Игровые механики в физкультуре способствуют вовлечению студентов, делая процесс тренировок интереснее. В России успешно применяется проект «Зарядка с чемпионом», в котором пользователи получают баллы за выполнение упражнений. Также Сервис «ВК-шаги» от сервиса ВКонтакте, позволяет получать баллы, которые в дальнейшем можно обменивать на эмодзи статусы. В Китае программа «WeRun» позволяет участникам соревноваться в количестве шагов за день. Эти примеры доказывают, что элементы соревнования и геймификации способствуют росту интереса к физической активности среди молодежи.

Существующие цифровые решения

Из популярных платформ, используемых в спортивном образовании, своим функционалом выделяется Strava, социальная сеть для спортсменов, где можно соревноваться и отслеживать результаты напарника. Nike Training Club, предлагает персонализированные тренировки, а также китайскую платформу Keep, которая сочетает в себе геймификацию, аналитику и VR-тренировки. Результат анкетирования студентов показал, что 55 % респондентов больше мотивированы, если тренировки включают цифровые средства сбора и анализа статистики тренировок, 32 % регулярно используют мобильные приложения для контроля активности, 13 % выразили желание видеть геймификацию в учебном процессе занятий физической культурой.

Ограничения использования информационных технологий в физической культуре

Несмотря на явные преимущества цифровых технологий в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой, их использование сопряжено с рядом ограничений. Технические средства, такие как носимые устройства сбора данных, устройства технологии виртуальной реальности, требуют регулярного обслуживания. Небрежная эксплуатация учащимися может приводить к поломкам и дополнительным затратам на ремонт. Еще одним важным фактором является доступность технологий. Не у всех учащихся имеются личные гаджеты, совместимые с рассматриваемым программным обеспечением, что может ограничивать возможность массового внедрения данных решений.

Заключение

Цифровые технологии способствуют повышению мотивации студентов к занятиям физической культурой. Применение геймификации, мобильных приложений и носимых устройств делает занятия более увлекательными и удобными. Внедрение предложенных рекомендаций позволит вузам повысить уровень физической активности студентов, сделав процесс занятий физической культурой более привлекательным и современным.

Литература:

  1. Жуков Р. С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р. С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета, 2009. — № 4. — С. 76–80.
  2. Выприков Д. В., Титовский А. В., Егоров А. Б., Заппаров Р. И. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-elektronnyh-ustroystv-i-prilozheniy-na-motivatsiyu-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 03.02.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая активность, выполнение упражнений, занятие, повышение мотивации студентов, приложение, тренировка, цифровая среда.


Похожие статьи

Физическая культура и компьютерные технологии

В данной статье рассматривается возможность помещения физической культуры в кибернетическое пространство, с использованием компьютерных технологий. Развитие компьютерных технологий вызвало рывок в области изучения влияния физической культуры на тело ...

Влияние использования закрытых социальных сетей на изучение английского языка

В статье рассматривается вопрос влияния закрытых социальных сетей на эффективность учебного процесса для студентов, изучающих английский язык.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Геймификация в образовании: мотивационные аспекты и эффективность

В статье автор пытается рассматривает основные мотивационные аспекты внедрения игровых механизмов в образовательные практики, а также анализирует их эффективность. Представляет примеры успешного применения геймификации и возможные ограничения метода.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Влияние искусственного интеллекта на будущее педагогики

В данной статье рассматриваются основные аспекты влияния ИИ на педагогический процесс, включая персонализацию обучения, автоматизацию оценки знаний и развитие адаптивных образовательных платформ. Анализируются преимущества и вызовы внедрения ИИ в обр...

Влияние цифровых технологий на управление персоналом

В данной статье рассматривается использование цифровых технологий в управлении персоналом на примере конкретных организаций.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Похожие статьи

Физическая культура и компьютерные технологии

В данной статье рассматривается возможность помещения физической культуры в кибернетическое пространство, с использованием компьютерных технологий. Развитие компьютерных технологий вызвало рывок в области изучения влияния физической культуры на тело ...

Влияние использования закрытых социальных сетей на изучение английского языка

В статье рассматривается вопрос влияния закрытых социальных сетей на эффективность учебного процесса для студентов, изучающих английский язык.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Геймификация в образовании: мотивационные аспекты и эффективность

В статье автор пытается рассматривает основные мотивационные аспекты внедрения игровых механизмов в образовательные практики, а также анализирует их эффективность. Представляет примеры успешного применения геймификации и возможные ограничения метода.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Влияние искусственного интеллекта на будущее педагогики

В данной статье рассматриваются основные аспекты влияния ИИ на педагогический процесс, включая персонализацию обучения, автоматизацию оценки знаний и развитие адаптивных образовательных платформ. Анализируются преимущества и вызовы внедрения ИИ в обр...

Влияние цифровых технологий на управление персоналом

В данной статье рассматривается использование цифровых технологий в управлении персоналом на примере конкретных организаций.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Задать вопрос