Правовое обеспечение советского здравоохранения. Положения, имеющие потенциал внедрения в современное российское законодательство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 февраля, печатный экземпляр отправим 19 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 06.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Иванов, Д. С. Правовое обеспечение советского здравоохранения. Положения, имеющие потенциал внедрения в современное российское законодательство / Д. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122539/ (дата обращения: 07.02.2025).

Препринт статьи



В данной статье рассматривается развитие здравоохранения на социалистическом этапе развития России, изучаются основные нормативные правовые акты того периода. Также в данной работе даётся оценкам этим актам — выделяются достоинства и недостатки. Наиболее успешные практики предлагаются для современной реализации.

Ключевые слова : здравоохранение в СССР, правовое обеспечение здравоохранения

После Октябрьской революции произошли кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. Права трудящихся, поддержание их благополучия стали главными целями. Конституция РСФСР 1918 года была первой «советской конституцией». В Конституции РСФСР 1918 года вопросы здравоохранения напрямую практически не затрагивались. Этот документ был в первую очередь сосредоточен на установлении основ государственного устройства, закреплении диктатуры пролетариата и определении основных политических прав и обязанностей граждан. «Однако косвенно вопросы охраны здоровья населения затрагивались в контексте общих социальных гарантий и обязательств государства [1]. В частности, в статье 3 указывалось, что одной из основных задач советской власти является «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы», что подразумевало, в том числе, и обеспечение доступа к медицинской помощи для всех слоев населения. Также в Конституции говорилось об охране труда и социальном обеспечении трудящихся (пункт «е» статьи 79), что косвенно касалось и вопросов здравоохранения. Конституция закрепляла за центральной советской властью общее руководство делом здравоохранения, хотя конкретные формулировки были довольно размытыми.

11 июля 1918 года был принят Декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения [5]. В соответствии с ним Народный комиссариат здравоохранения стал государственным органом, являясь фактически первым министерством здравоохранения в мире. Он регламентировал всю медико-санитарную деятельность в стране. Комиссариат в соответствии с Декретом был коллегиальным органом. В его состав входили:

— военно-санитарное отделение;

— отделение гражданской медицины;

— отделение страховой медицины;

— школьно-санитарное отделение;

— отделение путей сообщения.

Правовое регулирование здравоохранения в ранние годы советской России характеризуется большим разнообразием правовой базы. В основном они имели профилактическую направленность. Созданные в первые годы существования советского государства нормативные правовые акты ликвидировали частную медицину в России до 1991 года. Таким образом, окончательная монополия государства в области охраны здоровья была установлена.

В 1920 году был образован Союз Советских Социалистических республик. Это событие стало триггером к созданию новой конституции. В 1924 году появилась первая Конституция СССР [2]. В пункте «т» части 1 главы 1 устанавливались общие меры в области охраны народного здравия. 01.12.1924 был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР. Он был посвящён регулированию медицинской деятельности [6].

Принятая в 1936 году «сталинская конституция» провозгласила установление общих начал в области просвещения и здравоохранения [3]. Народный комиссариат здравоохранения стал относиться к союзно-республиканскому ведению. 15.09.1937 было принято Постановление СНК СССР «О порядке проведения медицинских операций» [7]. 19.12.1969 г. был принят Закон СССР № 4589-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» [8]. Закон стал обобщающим актом, в котором были помещены переработанные, дополненные и систематизированные основные правовые документы, действовавшие в системе здравоохранения ранее. Проводя анализ вышеуказанного закона с позиции настоящего времени, можно сделать выводы, характеризующие документ:

— определённая декларативность (свойственна многим документам того периода);

— большое число отсылочных положений;

— ограниченность норм, связанных с правами пациентов при оказании мед. Помощи;

— отсутствие закреплённых способов защиты прав пациентов;

— приоритетное место государства и его механизмов в регулировании медицинской деятельности наряду с уменьшением значимости юридических факторов;

— бесплатное оказание медицинской помощи;

— профилактическая и амбулаторно-поликлиническая помощь широких слоёв населения;

— развитые возможности ведомственной медицины;

— потенциальная возможность получения высококачественной медицинской помощи вне зависимости от материального, социального, национального и другого положения пациента;

— высокий уровень соц. помощи гражданам в случае болезней и травм.

В качестве следующей вехи можно выделить принятие Конституции СССР 1977 года. В ней здоровье провозглашалось одной из высших ценностей, а также, что каждый имеет право на медицинскую помощь и охрану здоровья [4]. Были установлены такие принципы:

— охрана здоровья гражданам обеспечивается вне зависимости от каких-либо признаков (раса, религия и т. д.);

— государство способствует деятельности, укрепляющей здоровье граждан, способствует санитарному и экологическому благополучию;

— государством уделяется большое внимание социальной помощи населению, в частности, по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами и др.

Оценивая систему здравоохранения как комплексное явления, разумным будет упомянуть её достоинства и недостатки.

Важным замечанием является, что советская система зиждилась на 4 базисах:

  1. государственный характер;
  2. профилактическая направленность;
  3. участие населения в мерах по охране здоровья.

Единство медицинской науки и практики здравоохранения.

Обозначая достоинства советскую систему, можно выделить:

— простота получения помощи;

— отсутствие платы за медицинскую помощь;

— развитость санаторно-курортного обеспечения;

— наличие международных договоров в области здравоохранения, несмотря на изоляцию от многих государств;

— развитая система вакцинации.

Из минусов:

— слабо развита хирургия и анестезиология;

— «жёсткое» прикрепление граждан к конкретному лечебному учреждению и специалисту.

Главная особенность системы здравоохранения СССР заключалась в ее профилактической направленности, которая позволяла найти многие серьезные болезни, либо поставить диагноз на начальных этапах. В нее входили не только больницы, в которых проходил прием пациентов, но и санаторно-курортные учреждения, а также различные исследовательские институты. Естественно, что вся система здравоохранения Советского Союза требовала огромных финансовых вливаний со стороны государства, и она получала их, в полной мере компенсируя деньги здоровьем граждан огромной страны. По результатам многолетних исследований Пятигорского НИИ курортологии применение курортного лечения больных взрослых и детей с распространенными хроническими заболеваниями способствует достижению высокого медико-социального и экономического эффекта:

— медицинский эффект — снижение количества и частоты обострений заболевания в 2,5–3 раза, сокращение частоты госпитализации в 1,5–2 раза, снижение средней длительности случая госпитализации на 20–30 %, сокращение средней длительности 1 случая временной нетрудоспособности на 30–40 %, увеличение периода ремиссии основного заболевания в 3,5–4 раза, сопутствующих заболеваний в 1,5–2 раза, уменьшение прогрессирования заболеваний, за счет улучшения показателей функционального состояния органов и систем организма, повышение физиологических резервов организма);

— социальный эффект — улучшение качества жизни, восстановление бытовых, профессиональных и социальных функций, снижение инвалидизации, увеличение трудового потенциала и профессионального долголетия;

— экономический эффект — возвращение к трудовой деятельности в 3–4 раза чаще, снижение стоимости выплат по социальному страхованию, снижение финансовых затрат на лечение в 2–2,5 раза (за счет уменьшения пользования медицинскими услугами, приема фармпрепаратов, обращаемости в поликлиники, лечения в стационарах и т. д.), увеличение производительности труда на 10–15 %) [10].

Указанные выше параметры наглядно демонстрируют успехи социалистической системы в области санаторно-курортного обеспечения. Что касается Российской Федерации, то ситуация не такая хорошая. Данная позиция подтверждается в работе доктора экономических наук Оборина М. С., где указываются параметры, которые свидетельствуют об ухудшении ситуация. Например, он отмечает чёткую корреляцию по болезням, профилактика которых может быть обеспечена посредством как раз санаторно-курортных учреждений [9].

Учитывая советский опыт для улучшения конъюнктуры, можно предложить:

  1. уточнить правовой статус санаторно-курортных учреждений, определить единые стандарты работы соответствующих учреждений;
  2. вернуться к централизованной системе планирования и управления санаторно-курортным комплексом;
  3. сделать санаторно-курортное лечение частью трёхэтапной системы оздоровления населения, при этом соблюдать принцип преемственности поликлиника-стационар-санаторий;
  4. создать онлайн-платформу, где в личном кабинете пациента будут содержаться результаты его обследований и анализов, данные о лечении и рекомендации, которые будут видны пациенту, врачам больницы, поликлиники и санатория.

Ещё одной особенностью советского здравоохранения можно считать систему вакцинации, которая охватывала всю страну без исключения. В СССР вакцинация была обязательной, и формально отказаться от прививок было практически невозможно. Система вакцинопрофилактики являлась частью государственной политики здравоохранения и строго регламентировалась. Календарь прививок был утвержден на государственном уровне, и его соблюдение контролировалось медицинскими учреждениями. Непривитых детей не принимали в детские сады и школы, что создавало серьезные проблемы для родителей. Отказ от вакцинации мог повлечь вызов родителей на комиссию в поликлинике, беседы с руководством по месту работы и даже обращение в партийные органы. В некоторых случаях могли последовать административные взыскания.

В настоящее каждый может отказаться от вакцинации без особенных социально-правовых последствий. Это привело к вспышкам давно побеждённых инфекционных заболеваний. К примеру, с начала 2024 года минимум 46 регионов сообщили о выявлении случаев кори, из них в 16 были введены ограничительные меры. Общее число заболевших составило около 1000 человек. 98 % заболевших не были привиты [11]. В связи с этим для улучшения положения граждан предлагается вернуться к советской административно-правовой практике. Для её реализации Министерству здравоохранения России следует выпустить рекомендательные письма, в которых будет указан перечень иммунологических мероприятий, своеобразный «иммунологический минимум», которой должен быть выполнен в отношении каждого человека без медицинского отвода.

Поскольку наше государство является свободным и демократическим, то прямые запреты на отказы от прививок будут противоречить не только федеральному законодательству, но и Конституции. В связи с этим вышеуказанные письма должны быть де-юре диспозитивными, но должны стимулироваться административным воздействием и должны быть поддержаны обществом. С теми, кто отказывается от вакцинации и прочих необходимых мер без уважительных причин, должна быть проведена дополнительная разъяснительная работа. В случае и дальнейшего несогласия необходимого создать специальные процедуры для нонконформистов в этой сфере, чтобы оградить остальных граждан от социально-опасного поведения.

Важно отметить, что данные меры не направлены на ущемления прав отказывающихся граждан, речь не идёт ни о каком из видов дискриминации. Опыт пандемии COVID-19 показал нам, насколько важно эпидемиологическое благополучие и как его отсутствие нарушает все сферы жизни.

Таким образом, система здравоохранения в СССР имела ряд преимуществ и недостатков, в связи с чем ей нельзя дать однозначную оценку. Важно подчеркнуть, что советский период является важной вехой в истории становления прав граждан на охрану здоровья. Несмотря на относительно небольшое время существования, именно тогда в нашей стране начал формироваться социальный облик государства, который набрал ещё большие обороты, когда Россия вышла на демократический путь развития.

Надеюсь, что предложенные в данной работе изменения, основанные на позитивном историческом опыте нашей страны, помогут в её дальнейшем усовершенствовании и развитии.

Литература:

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.).
  2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.).
  3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.).
  4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.).
  5. Декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения от 11.07.1918 г.
  6. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников».
  7. Постановление СНК СССР от 15.09.1937 N 1607 «О порядке проведения медицинских операций».
  8. Закон СССР от 19.12.1969 N 4589-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении».
  9. Оборин М. С. Системный подход к раскрытию сущности и содержания санаторно-курортной деятельности // Вестник ВГУИТ. 2015. № 4 С.216–221.
  10. Антонюк М. В., Гвозденко Т. А. Исторические аспекты развития санаторно-курортного лечения в России // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2018; 2(74): С.4–10.
  11. Прохорчук С.Мишина В. Покрыться корькой: с начала года выявили болезнь минимум в 46 регионах // [Электронный ресурс] Статья на официальном сайте газеты «Известия» — URL: https://iz.ru/1647234/sofiia-prokhorchuk-iana-shturma-valeriia-mishina/pokrytsia-korkoi-s-nachala-goda-bolezn-vyiavili-minimum-v-46-regionakh (дата обращения: 26.01.2025 г.).


Задать вопрос