Настоящая статья исследует факторы влияния социальной сети «ВКонтакте» на миграционные настроения молодежи. Актуальность темы обусловлена растущей ролью социальных сетей в формировании общественного мнения и мгновенной демонстрации социально-экономических возможностей, доступных в различных регионах. В ходе исследования был использован многофакторный подход к пониманию особенностей внутренней миграции молодежи и современных молодежных трендов в социальной сети «ВКонтакте». Посредством метода анализа документальных источников выделяются особенности, а также притягивающие и отталкивающие факторы внутренней миграции молодежи. Посредством статистического анализа выявляются ключевые тренды и инструменты социальной сети «ВКонтакте», формирующие миграционные настроения молодежи. Выводы, полученные в ходе исследования, подчеркивают необходимость учета роли социальных сетей при разработке стратегий, направленных на поддержку удержания или привлечения молодежи в регионы с целью создания благоприятных условий для её развития в любом месте нахождения страны.
Ключевые слова: внутренняя миграция, миграционные настроения, молодежь, социальные сети, ВКонтакте.
В современном информационном обществе социальные сети играют значительную роль в формировании самоидентичности молодого поколения. Особый интерес представляют исследования влияния социальной сети «ВКонтакте» на формирование миграционных настроений молодежи внутри страны. Данная платформа с каждым годом набирает популярность среди молодого поколения, ввиду полного или частичного ограничения социальных сетей, принадлежащих иностранным корпорациям. При этом важно отметить, что актуальность исследования социальной сети «ВКонтакте» объясняется не только её широким распространением среди молодежи, но и количеством функциональных возможностей, способствующих установлению связей между различными группами и людьми, имеющими прямое или косвенное отношение к миграционным процессам.
Цель настоящего исследования заключена в выявлении факторов влияния социальной сети «ВКонтакте» на миграционные настроения молодежи.
В условиях склонности молодежи к поиску возможностей для самовыражения и самореализации в ключевых сферах жизни общества, а также превалирования тренда внутренней миграции над внешней среди россиян [исследование ВЦИОМ, 2023], понимание влияния социальных сетей на внутримиграционные настроения молодежи становится ключевым для разработки социальных стратегий и региональных программ, направленных на поддержку молодого поколения, находящегося в процессе принятия решения о миграции.
Внутренняя миграция как социальное явление предполагает перемещение населения внутри страны с целью улучшения своего социально-экономического положения. В этом контексте молодежь, как особая «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения» [1, с. 264] и проживающая относительно ранний этап своей жизни, становится активной целевой группой, подверженной поиску новых социальных, экономических, культурных, информационно-коммуникационных моделей. Возраст молодежи имеет характер динамичности. Так, отечественная социология определяет нижнюю возрастную границу достижением 14-ти летнего возраста, «когда наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью» [1, с. 265]. Верхнюю — от 25 до 35 лет включительно с достижением профессиональной и экономической состоятельности, устройством личной жизни (заключение гражданского брака).
ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» определяет молодежь как «социально-демографическую группу лиц от 14 до 35 лет включительно» [2]. Стратегия реализации молодежной политики в РФ адресована всем молодым гражданам России от 14 до 35 лет [3].
В распоряжении Правительства РФ от 17 августа 2024 г. № 2233-р Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. впервые упомянули о возрастном разграничении молодого поколения на три сегмента: 14–17 лет, 18–24 лет, 25–34 лет, а также отразили потребности личности на каждом из них.
Именно отражение ключевых характеристик в каждом возрастном периоде, позволило нам соотнести их с особенностями формирования внутримиграционных настроений молодежи и установить прямую взаимосвязь.
Молодежь от 14 до 17 лет находится на иждивении родителей, еще не обладая полноправными гражданскими правами для самостоятельного принятия решений, оттого «важным моментом в воспитании молодого гражданина 14–17 лет является формирование устойчивой системы убеждений, которая закладывается в более раннем возрасте, и которая определяет его нравственное и социальное поведение» [3]. Так, мы выяснили, что миграция подростков данного возрастного периода имеет прямую корреляцию с миграцией родителей. Социальная обстановка в семье и социализация в кругу сверстников, а также общая климатическая и экологическая ситуация региона проживания подростка хотя и формируют возможные миграционные настроения, однако без решительных действий родителей оказываются, скорее, беспочвенными.
Следующий возрастной диапазон от 18 до 24 лет определяется, как решающий для социализации молодого гражданина: «На этом этапе закрепляются навыки просоциального поведения, гражданского участия, саморазвития, ведения активного образа жизни, которые сохраняются на протяжении всей жизни человека и которые определяют его жизненный уровень, адаптивность к изменениям, продуктивность как члена общества» [3]. Начинается активный период подготовки к началу трудовой деятельности, посредством получения первичного профессионального образования, которое поможет молодому человеку реализоваться в будущей карьере. Высокие амбиции, желание сепарироваться от родителей, рассчитывая на собственные силы, престижность учебного заведения выбранного региона, наличие широкого выбора образовательных программ, становятся решающими в осуществлении внутренней миграции молодого человека, поскольку он начинает видеть возможности в получении достойного образования и высокооплачиваемой работы, которые текущий регион нахождения может не в состоянии дать в виду социально-экономических особенностей.
В возрасте от 25 до 35 лет происходит первая кардинальная переоценка ценностей, подводятся первые итоги своего пути. Период активной трудовой деятельности и профессиональной реализации усложняется появлением семьи и рождением детей, появляются потребности в улучшении экономических условий труда и текущей жизни: «у молодого гражданина наступает период, когда он становится главным двигателем повышения социально-экономической конкурентоспособности страны» [3]. Таким образом, молодые люди начинают задумываться о получении более достойной зарплаты, что, бесспорно, является основной формирования миграционных настроений. Не мало важным толчком к миграции может послужить наличие в мегаполисах престижных компаний, высокоразвитой инфраструктуры, разнообразие досуга, жилищных программ поддержки.
Итак, наиболее важными факторами формирования миграционных настроений молодежи являются образовательные и экономические ожидания.
Как считает исследователь миграционных процессов Л. Л. Рыбаковский, сама по себе внутренняя миграция может быть обусловлена «множеством внутренних и внешних факторов, которые представляют собой совокупность объективных и субъективных причин, влияющих на принятие решение о миграции» [4].
Мы представим данные причины в виде притягивающих и отталкивающих факторов, влияющих на принятие молодым человеком решения о миграции (Таблица 1).
Таблица 1
Факторы миграции молодежи в привлекательный регион
Притягивающие факторы |
Отталкивающие факторы |
Удовлетворенность зарплатными ожиданиями |
Отсутствие перспектив профессионального и карьерного роста |
Удовлетворенность выбором образовательных программ |
Недостаточное количество профессиональных учебных заведений, узкий выбор образовательных программ |
Удовлетворенность состоянием рынка труда |
Узкий рынок труда |
Удовлетворенность социальной и городской и досуговой инфраструктурой |
Неразвитая городская, социальная, досугово-развлекательная система |
Удовлетворенность благоприятной экологической обстановкой |
Неблагоприятная экологическая обстановка. Транспортная удаленность от крупных центров |
Источник: Составлено автором с использованием [4].
Таким образом, при оценке миграционных настроений молодежи, необходимо оперировать не только объективными факторами — место работы, учебы, но и личными предпочтениями, а также привлекательностью потенциального места для переезда.
Рассмотрев особенности внутренней миграции молодежи, перейдем к роли социальных сетей в современной жизни молодежи.
Проникновение социальных сетей в современную жизнь общества посредством информационно-коммуникационных трансформаций, обеспечили существенные изменения в формировании культуры молодежи, её социализации и ценностных представлений. Они стали важной составляющей современной жизни молодых людей, которые «снимают социальные барьеры, являются непосредственным институтом социализации и участвуют в процессе формирования и накопления человеческого и социального капитала» [5, с. 95].
«ВКонтакте» (VK) — крупнейшая социальная сеть в русскоязычном Интернете, запущенная в 2006 году основателем Павлом Дуровым. Название социальной сети означало («быть на связи»), сама платформа была задумана с целью объединить людей и позволить им общаться и делиться контентом в онлайн-режиме. Официально «ВКонтакте» является вторым после социальной сети «Одноклассники» русскоязычным аналогом первой социальной сети Classmates.com, запущенной в 1996 году основателем Р. Конрадсом с целью поиска своих знакомых. Уже в те годы платформа предлагала широкие возможности не только для общения, но и обмена мнениями за счет возможности публикации текстов, видео и фотоматериалов.
Функционал платформы обеспечил ее быструю популярность среди россиян и других пользователей бывшего Советского Союза. В 2014 году рост популярности VK привлек внимание одной из ведущих Интернет-корпораций Mail.Ru Group. Она выкупила социальную сеть, впоследствии интегрировав её в свою экосистему, что значительно расширило охваты использования и позволило продолжить внедрять новые функции для пользователей.
На сегодняшний день у социальной сети «ВКонтакте» несколько платформенных решений: единый аккаунт пользователя сервисов компании VK Connect, платформа мини-приложений VK Mini Apps, платформа виджетов VK Widgets, платежный сервис VK Pay, подписка VK Combo, голосовой помощник Маруся. VK Mini Apps была интегрирована и в приложение «OK». В обеих социальных сетях на этой платформе были созданы мини-приложения для заказа такси, еды и доставки товаров. В итоге, именно постоянное введение новых технологий, совершенствование бизнес-процессов, гибкость и адаптация к быстроменяющимся трендам позволяет расширять аудиторию присутствия и оставаться одним из сильнейших игроков в цифровом медиаландшафте.
Во втором квартале 2024 года средняя месячная аудитория ВКонтакте в России выросла на 4 % до 87,9 млн пользователей по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Средняя дневная аудитория в России выросла на 5 % до 56,8 млн пользователей по сравнению со вторым кварталом 2023 года. Среднемесячный охват ВКонтакте во втором квартале 2024 года составил 87 % российской интернет-аудитории, при этом ежедневный охват платформы составил 54 % дневной российской интернет-аудитории [6].
Общая доля активных пользователей-авторов социальной сети VK от 25 до 34 лет составляет 24 %, от 18 до 24 лет — 14 %, до 18 лет — 6 % [6]. Согласно отчету MediaScope, VK занимает 1-е место по времени потребления среди населения. В сервисе «VK Мессенджер» зафиксировано 72,8 млн человек в месяц, что говорит о предпочтении молодежи использовать данную социальную сеть, прежде всего, с целью общения в чатах, совершения звонков. Не третьем месте по активности — чтение новостей в сообществах.
Несмотря на то, что социальную сеть в 2024 году обошел стремительно набирающий популярность среди молодежи мессенджер Telegram (72, 7 % против 71,1 % [7] (Рисунок 1), «ВКонтакте» по-прежнему остается социальной сетью № 1 в России.
Рис. 1. Ведущие социальные сети в России в 2024 году по ежемесячному показателю проникновения. Источник: Statista.com — URL: https://www.statista.com/statistics/867549/top-active-social-media-platforms-in-russia/ (Дата обращения: 27.01.2025)
Раскроем особенности использования социальной сети «ВКонтакте» современной молодежью:
Во-первых, согласно исследованиям трендов собственной компанией VK, её аудитория использует социальную сеть как основной инструмент получения информации о брендах, событиях и авторах, которых в научной терминологии обозначают понятием «лидеры мнения». Чаще всего пользователи предпочитают подписываются на сообщества по интересам, а также на региональные сообщества с новостями района, округа или города — 72 % и 54 % соответственно [8].
Во-вторых, мы уже выяснили, что более 72 млн российских пользователей используют отдельный сервис «VK мессенджер» с целью поддержания связи с друзьями и близкими, поиска новых знакомых по всей стране.
В-третьих, молодежь активно использует социальную сеть «ВКонтакте» с целью реализации функции развлечения (43 % — отдохнуть, 40 % — поднять настроение) [8]. При этом нам удалось выявить три ключевых темы популярного контента: путешествия, фудблогинг, психология. С точки зрения исследования нашей темы, наибольший интерес представляет популяризации контента, связанного с поездками по России в плацкарте, горы Алтая, уникальные места Камчатки, озеро Байкал [8], который может являться разновидностью так называемой маятниковой миграции, когда человек покидает свое место назначения на короткое время, а затем — вновь возвращается на прежнее место жительства.
В-четвертых, в условиях высокой пропускной способности Интернет-рекламы в цифровое медиапространство, необходимо кратко отметить общий процент выручки от таргетированной рекламы VK, который увеличился на 20 % по сравнению с 2023 годом [6]. Результат свидетельствует о растущем интересе к онлайн-рекламе среди молодежи.
Таким образом, мы выяснили, что молодежная аудитория социальной сети «ВКонтакте» использует её для удовлетворения широкого спектра потребностей: от получения информации, общения до развлечения, что подчеркивает особое место данной социальной сети в жизни молодых людей.
Изучив особенности использования социальной сети «ВКонтакте» молодежью с применением метода статистического анализа, автор выявил следующую классификацию основных факторов влияния социальной сети на формирование процессов внутренней миграции молодежи (Таблица 2).
Таблица 2
Факторы формирования настроений внутренней миграции молодежи посредством социальной сети «ВКонтакте»
Инструмент |
Краткая характеристика |
Аккаунты Интернет-СМИ |
Региональные и городские сообщества официальных СМИ, ответственные за трансляцию событий в регионе/стране/мире |
Региональные сообщества по вопросам занятости, образования, политики местного самоуправления и делам молодежи |
Группы представителей региональных органов власти по вопросам миграции и делам молодежи, образовательных организаций, сайтов рекрутмента. |
Личные аккаунты |
Любые профили, которые обладают возможностью создавать, публиковать, распространять информационный и персональный контент посредством собственной страницы или функции мессенджера |
Лидеры мнения |
Влиятельные личности, зарекомендовавшие себя в качестве авторитетов среди молодого поколения. Региональные и трэвел-блогеры |
Таргетированная реклама |
Реклама, которая показывается пользователем на основе их текущих интересов (например, интересующихся учебной, рабочей, отпускной поездкой в другой регион) |
[Источник: составлено автором]
Таким образом, результаты проведенного исследования подчеркивают особую значимость роли социальной сети «ВКонтакте» в формировании внутренних миграционных настроений молодежи. Платформа не только служит средством коммуникации и обмена информацией, но и активно влияет на восприятие молодежью возможностей, доступных в различных регионах страны. Во многом данного эффекта удается достичь за счет работы независимых лидеров мнений, сообществ Интернет-СМИ, активно просвещающих о жизни в интересующем молодежь месте для потенциального переезда.
Распространение контента и взаимодействие с пользователями из различных регионов усиливает формирование представлений о жизни в различных городах, а также влияет на мотивацию к переезду через распространение информации о карьерных возможностях, образовательных учреждениях и культурных аспектах. Социальная сеть «ВКонтакте» выступает как важный фактор в процессе формирования миграционных установок молодежи, что открывает новые перспективы для дальнейших исследований в области социологии и миграционной политики. Рекомендуется учитывать влияние социальных медиа при разработке стратегий, направленных на поддержку удержания или привлечения молодежи в регионы с целью создания благоприятных условий для их развития в любом месте нахождения страны.
Литература:
- Аскаров Р. Р., Каратаева Т. В. Молодежь как социально-демографическая группа и её ценностные ориентации, Вопросы студенческой науки. — 2023. — № 1(77). — С. 263–267.
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. № 2233-р Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.
- Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. (Очерки теории и методов исследования). — Москва: Наука, 2001. — 114 с.
- Розенберг Н. В. Социальные сети как основной вид коммуникативных практик современной молодежи: социологический анализ // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10. № 4. — С. 90–98.
- VK. Пресс-релиз по результатам за 2 квартал и 1 полугодие 2024 [Электронный ресурс] URL: https://vk.company/ru/press/releases/11805/ (Дата обращения: 27.01.2025)
- Statista.com — URL: https://www.statista.com/statistics/867549/top-active-social-media-platforms-in-russia/ (Дата обращения: 27.01.2025)
- VK. Исследование трендов «ВКонтакте» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/press/trends-2024 (Дата обращения: 27.01.2025)