В статье рассмотрены и исследованы основные факторы трансформации логистики для трансграничной электронной торговли в России. Определены актуальные вопросы развития рынка товаров электронной торговли.
Ключевые слова: электронная торговля, онлайн-продажи, маркетплейсы.
The article examines and researches the main factors of logistics transformation for cross-border e-commerce in Russia. The current issues of the development of the e-commerce goods market have been identified.
Keywords: e-commerce, online sales, marketplaces.
Введение
В последние годы в России наблюдается стремительный рост электронной торговли (см. рис. 1). По данным Data Insight, с каждым годом темпы роста замедляются, что может говорить о постепенном насыщении рынка и приближении к его потенциальному максимуму [1].
Со стороны потребителей повысились требования к скорости доставки грузов. Трансграничная электронная торговля (далее — ТЭТ) открыла новые возможности для экономического и социального развития, стимулирует появление инноваций, внедряет новые модели торговли, определяет новые потребительские тенденции. Таким образом, исследование направлений развития рынка ТЭТ в России является достаточно актуальным.
Рис. 1. Российский рынок интернет торговли в 2018–2023 гг., млрд. руб. [2]
Факторы трансформации логистики для трансграничной электронной торговли России
Понимание и учёт мнения получателя являются ключевыми аспектами эффективной работы логистики в электронной торговле. Скорость доставки, точность и качество обслуживания существенно влияют на удовлетворённость клиентов.
Рассматривая международное направление развития электронной торговли, следует обратить внимание на быструю доставку товаров из-за границы и их таможенное декларирование. На данный момент АО «Почта России» является федеральным почтовым оператором и одной из задач ставит перед собой занять лидирующие позиции в международных почтово-логистических перевозках для индустрии электронной коммерции к 2030 году [3].
Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации приказа от 21.12.2018 № 279н, назначенные операторы почтовой связи в рамках трансграничной электронной торговли наделяются правами по декларированию, а также сбору и перечислению таможенных платежей за физических лиц в пользу ФТС России [4]. В 2019 г. стартовал совместный эксперимент ФТС России и Почты России по оплате таможенных пошлин при совершении интернет-покупок. Он направлен на создание универсальной платформы для трансграничной электронной торговли.
При заказе товара через интернет-магазин в адрес получателя, находящегося на территории России, Почта России совершает таможенные операции с товарами от имени и по поручению физического лица — приобретателя товаров. В свою очередь, при декларировании в качестве пассажирской таможенной декларации используется таможенная декларация формы CN 23 и др. При необходимости уплаты таможенных платежей физическое лицо перечисляет деньги на счет АО «Почта России», а компания переводит деньги на счет таможенного органа от имени физического лица.
Таким образом, происходит значительное упрощение и ускорение совершения таможенных операций за счет передачи АО «Почта России» прав на осуществление таможенных операций от имени и по поручению физического лица, что напрямую влияет на удовлетворенность клиента в части доставки и совершения таможенных операций.
Рост рынка электронной торговли оказывает значительное влияние на логистическую отрасль, особенно в сегменте курьерских служб и сетей пунктов выдачи заказов (далее — ПВЗ).
Почта России предлагает российским экспортёрам выйти на международный рынок путем размещения товаров на маркетплейсах Amazon, eBay и Etsy. От экспортера требуется заключить договор с Почтой России, передать партнеру необходимые товарные описания и отправить товарный запас на склад в США. В свою очередь, Почта России доставит груз до фулфилмент-центра в США.
Одним из перспективных направлений является доставка международных почтовых отправлений напрямую в ПВЗ маркетплейсов. На данный момент это технологическое решение реализовано не в полной мере: доставить товар напрямую в ПВЗ можно только с территории России. Однако Почта России ставит перед собой цель расширить регион приема в доставку. Это касается как отправителей крупных партий товаров, так и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такое нововведение упростит процесс организации доставки путем реализации «end-to-end» решений и, возможно, способствует выходу малых зарубежных предприятий на российский рынок электронной торговли.
Говоря об актуализации условий проектов «бондовых» складов, следует отметить проходивший на территории России эксперимент (с 1 апреля 2023 г. по 1 апреля 2024 г.) по совершению таможенных операций с применением процедуры таможенного склада товаров, ввозимых для последующего приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли и пересылаемых в МПО [5].
Согласно условиям, иностранные продавцы электронных торговых площадок завозили на территорию таможенного склада партии товаров и совершали единичные отправления в адрес российских покупателей через инфраструктуру Почты России. Такой эксперимент позволил сократить временные издержки по доставке товаров электронной торговли, а также финансовые затраты на доставку товаров покупателю.
Стоит отметить, что в апреле 2024 г. Минфин должен направить в адрес Правительства предложение о продлении или завершении эксперимента.
Актуальные вопросы развития электронной торговли
Основным источником спроса на складские помещения в России выступает онлайн-торговля, составляющая 51 % от общего числа [6]. Общий объем складских помещений в России составляет 44,2 млн. кв. м.
К концу 2023 г. свободных складских помещений практически не осталось. Ежегодное снижение доли свободных складов началось еще в 2015 г., что логически завершилось в 2023 г. околонулевой вакантностью. Исключение составил только 2022 г., когда произошло массовое освобождение складских площадей иностранными участниками электронной торговли.
Рис. 2. Динамика доли вакантных складских помещений в 2013–2023 гг., %
Недостаток складских площадей приводит к следующим последствиям:
- Участники электронной торговли (крупные логистические компании, онлайн-ритейлеры и др.), которые уже создали или арендовали складские помещения на долгий срок, получили значительное преимущество. Свои логистические задачи они будут решать путем сохранения объемов складских помещений.
- Остальные участники столкнутся с проблемами в поиске складов. Сами помещения будут находиться дальше, а ставки за аренду станут выше. При высокой ставке аренды цены на товары увеличатся.
В онлайн-продажах решение о покупке принимается на основе данных о товаре. Следовательно, еще одним вопросом, требующим разрешения, является расхождение информации об одном и том же товаре на маркетплейсах и других онлайн-площадках. В настоящее время остается распространенным опыт применения индивидуальных карточек товара. Суть состоит в том, что каждый продавец создает свою карточку товара самостоятельно и указывает все необходимые характеристики. Результат применения индивидуальных карточек — минимальное количество контента и данных о товаре, но большое количество ошибок и некорректная/недостоверная информация. Вследствие возникают расхождения, которые приводят к появлению негативных эффектов для логистики электронной торговли:
- Возвраты товаров получателями. Увеличение издержек на приемку и обработку возвратов, переупаковку и списание.
- Обратная логистика, то есть перемещение товара из ПВЗ обратно в место их производства.
В свою очередь, на рынке электронной торговли начали появляться так называемые мастер-карточки, создаваемые маркетплейсами на основании данных, полученных от производителя. На такой карточке покупатель видит несколько предложений от разных продавцов. Такой инструмент позволяет свести к нулю ошибки, возникающие при описании товара, и получить расширенную информацию о нем. Продавец сократит временные издержки на заполнение данных, но все еще сможет изменить медиаконтент.
Заключение
Рынок трансграничной электронной торговли претерпевает изменения под влиянием множества факторов, среди которых можно выделить быструю доставку из-за границы и упрощение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, возможность доставки международных посылок в ПВЗ маркетплейсов, актуализацию условий проектов «бондовых» складов.
Актуальными вопросами, связанными с электронной торговлей, остаются обеспеченность складской площадью, расхождение информации о товаре на маркетплейсах, управление мастер-данными.
Несмотря на сложность рынка, в нем появляется множество инновационных продуктов, разрабатываются новые технологические решения, создаются новые сервисы. Все это свидетельствует о том, что электронная торговля (и ТЭТ в частности) быстро адаптируется к постоянным изменениям торговой среды.
Литература:
- Официальный сайт аналитической компании Data Insight [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru
- Официальный сайт Ассоциации компаний интернет торговли [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru
- Официальный сайт АО «Почта России» [Электронный ресурс]. URL: https://www.pochta.ru
- Приказ Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 279н «Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. № 1962 «О проведении эксперимента по совершению таможенных операций назначенным оператором почтовой связи с применением таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли и пересылаемых в международных почтовых отправлениях» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
- Официальный сайт АО «НФ Групп» [Электронный ресурс]. URL: https://kf.expert