Интегрированные коммуникации как инструмент медиаобразования: формирование цифровой грамотности в образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 06.02.2025

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Корендюк, И. А. Интегрированные коммуникации как инструмент медиаобразования: формирование цифровой грамотности в образовательной среде / И. А. Корендюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122548/ (дата обращения: 10.03.2025).



Цифровая трансформация образования в рамках программы «Цифровая экономика» способствует развитию медиаобразования и цифровой грамотности. В статье рассматриваются интегрированные коммуникации как инструмент формирования компетенций и брендинга вузов, а также влияние digital-аналитики и партнерств с IT-компаниями на образовательный процесс.

Ключевые слова: цифровая трансформация, медиа образование, интегрированные коммуникации, цифровая грамотность, брендинг вузов, цифровые платформы.

Цифровая трансформация образования является важной частью программы «Цифровая экономика» и ключевым фактором развития медиаобразования. В условиях растущего объема информации и ускоряющегося развития технологий образовательным учреждениям необходимо адаптировать свои стратегии, при этом используя интегрированные коммуникации для эффективного взаимодействия с аудиторией. Применение комплексного подхода, который включает digital-маркетинг, PR, контент-стратегию и аналитику данных, позволяет ВУЗам не только продвигать образовательные программы, но и формировать цифровую грамотность у студентов и преподавателей.

Интегрированная коммуникация объединяет в себе маркетинговые и образовательные технологии, создавая единое информационное пространств. Данный процесс включает два взаимосвязанных аспекта — формирование цифровой грамотности среди студентов и преподавателей, а также брендинг образовательных учреждений через цифровые каналы коммуникации. Интегрированные коммуникации представляют собой стратегический подход к организации взаимодействия между субъектами образовательной среды с использованием цифровых медиа, маркетинговых инструментов и технологий управления данными. Согласно определению одного из основоположников теории интегрированных маркетинговых коммуникаций Поля Смита: «Интегрированные коммуникации — взаимодействие всех форм комплекса коммуникаций, при котором каждая форма коммуникаций должна быть интегрирована с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной экономической эффективности» [3, с. 330].

Примечательно, что к образовательному процессу интегрированные коммуникации включают обучающий контент в цифровых медиа, онлайн-курсы, блоги, подкасты, видеолекции, цифровую репутацию и брендинг вузов, официальные сайты, социальные сети, платформы для взаимодействия с абитуриентами. Интегрированные коммуникации в медиаобразование способствуют формированию компетенций XXI века, что включает в себя критическое мышление, работу с большими данными, адаптацию к изменениям цифровой среды.

Одним из примеров успешного внедрения IMC в медиаобразование является использование digital-аналитики. Согласно результатам расчета индекса цифровизации экономики и социальной сферы, опубликованным экспертами Института статистических исследований НИУ в ВШЭ, высшее образование вошло в тройку лидеров по цифровизации, набрав 23,9 пункта по сравнению с 33,9 пунктами для IT-отрасли и 28,6 для сферы информации и связи. Эти данные демонстрируют, что несмотря на эффект высокой базы, вузы активно внедряют цифровые технологии, которые позволяют улучшать качество образовательного процесса и повышать медиаграмотность обучающихся [2].

Применение цифровых образовательных платформ также является важным элементом интегрированных коммуникаций. Российские вузы активно используют собственные образовательные экосистемы, такие как Национальная платформа открытого образования и университетские LMS-системы. Например, Московский государственный университет и СПБГУ внедряют специализированные программы обучения в партнерстве с IT-компаниями, что позволяет улучшить подготовку специалистов и снизить затраты на продвижение образовательных услуг. Стоит отметить, что в ряде российских вузов применение digital-аналитики и интегрированных коммуникаций позволило сократить расходы на продвижение образовательных программ на 25–35 %. Одновременно с этим идет активное использование цифровых образовательных платформ и персонализированных программ обучения, которые способствуют росту уровня медиаграмотности студентов и преподавателей в диапазоне от 40 до 65 % [2].

Влияние IMS на брендинг ВУЗов выражается в усилении их цифрового присутствия. По данным TEDvisor, многие университеты активно используют SMM-стратегии, SWO-оптимизированные сайты и контент-маркетинг для привлечения абитуриентов. Взаимодействие с блогерами, проведение онлайн-дней, открытых дверей и использование чат-ботов для консультации способствуют росту лояльности к образовательным учреждениям. [5].

Большинство ведомственных ВУЗов Российской Федерации используют цифровые каналы коммуникации, интегрированные маркетинговые стратегии, которые позволяют им занять лидирующие позиции в рейтингах цифровой активности. В партнерстве с IT-компаниями Академии разработали специализированные образовательные модули по кибербезопасности, что позволило не только повысить цифровую компетентность обучающихся, но и снизить расходы на продвижение образовательного бренда.

Дальнейшее развитие цифровой трансформации образовательных учреждений предполагает расширение функционала адаптивных образовательных платформ с использованием алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения, усиление персонализации учебных программ, развитие цифровой репутации вузов через активное присутствие в социальных сетях и data-аналитики. Образовательный процесс не только повышает качество подготовки специалистов, но и оптимизирует затраты на продвижение образовательных учреждений.

Литература:

  1. Дворецкая И. В., Карлов И. А., Кочак Э., Савицкий К. Л. Измерение перехода школы к цифровой трансформации образования, опыт, трудности, результаты и возможности. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022. — 43 с.
  2. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы // ИССИЭЗ ВШЭ URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/785333175.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
  3. Макиенко, М. Г. Современные направления интегрированных маркетинговых коммуникаций и креативных технологий в рекламе / М. Г. Макиенко, Е. В. Шершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 330–336. — URL: https://moluch.ru/archive/11/829/ (дата обращения: 03.02.2025).
  4. Министерство просвещения Российской Федерации // Банк документов URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/download/4030/ (дата обращения: 03.02.2025).
  5. Цифровые технологии в высшем образовании // TADVISER URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровые_технологии_в_высшем_образовании (дата обращения: 03.02.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, цифровая грамотность, ВУЗ, коммуникация, IMC, IMS, платформа, цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, цифровой канал коммуникации.


Ключевые слова

цифровая трансформация, цифровые платформы, цифровая грамотность, медиа образование, интегрированные коммуникации, брендинг вузов

Похожие статьи

Улучшение финансового менеджмента предприятий малого бизнеса в условиях цифровой экономики

Цифровая экономика вносит существенные изменения в современное деловое окружение, особенно для предприятий малого бизнеса. Одним из ключевых аспектов, требующих пристального внимания, является финансовый менеджмент. В данной статье рассматриваются пе...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обуч...

Цифровизация как способ активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве

Направлением развития инновационного процесса является цифровые технологии в растениеводстве и животноводстве, внедрения научных достижений в производство. В статье рассмотрены ключевые аспекты развития цифровой экономики в аграрном секторе; представ...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Траектория инновационного развития банковской сферы: платформенные инструменты

Современный банковский сектор, относящийся к наиболее автоматизированным сферам, переживает стремительную трансформацию, обусловленную ростом цифровизации и появлением новых технологических решений. Платформенные инструменты, объединяющие различные ф...

Анализ современного состояния, тенденций и проблем развития интернет-рекламы в РФ

Цель данной работы — анализ рынка интернет-рекламы, которая является одним из инструментов цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг — это совокупность цифровых технологий и инструментов, направленных на продвижение товаров и услуг. Эффективное продви...

Анализ цифровой трансформации логистического менеджмента в условиях интеллектуализации цепочек поставок

В статье рассматриваются факторы и условия цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Внедрение цифровых технологий в логистический менеджмент позволяет оперативно формировать и оптимизировать цепи поставок в условиях рын...

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Похожие статьи

Улучшение финансового менеджмента предприятий малого бизнеса в условиях цифровой экономики

Цифровая экономика вносит существенные изменения в современное деловое окружение, особенно для предприятий малого бизнеса. Одним из ключевых аспектов, требующих пристального внимания, является финансовый менеджмент. В данной статье рассматриваются пе...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обуч...

Цифровизация как способ активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве

Направлением развития инновационного процесса является цифровые технологии в растениеводстве и животноводстве, внедрения научных достижений в производство. В статье рассмотрены ключевые аспекты развития цифровой экономики в аграрном секторе; представ...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Траектория инновационного развития банковской сферы: платформенные инструменты

Современный банковский сектор, относящийся к наиболее автоматизированным сферам, переживает стремительную трансформацию, обусловленную ростом цифровизации и появлением новых технологических решений. Платформенные инструменты, объединяющие различные ф...

Анализ современного состояния, тенденций и проблем развития интернет-рекламы в РФ

Цель данной работы — анализ рынка интернет-рекламы, которая является одним из инструментов цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг — это совокупность цифровых технологий и инструментов, направленных на продвижение товаров и услуг. Эффективное продви...

Анализ цифровой трансформации логистического менеджмента в условиях интеллектуализации цепочек поставок

В статье рассматриваются факторы и условия цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Внедрение цифровых технологий в логистический менеджмент позволяет оперативно формировать и оптимизировать цепи поставок в условиях рын...

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Задать вопрос