Цифровая трансформация образования в рамках программы «Цифровая экономика» способствует развитию медиаобразования и цифровой грамотности. В статье рассматриваются интегрированные коммуникации как инструмент формирования компетенций и брендинга вузов, а также влияние digital-аналитики и партнерств с IT-компаниями на образовательный процесс.
Ключевые слова: цифровая трансформация, медиа образование, интегрированные коммуникации, цифровая грамотность, брендинг вузов, цифровые платформы.
Цифровая трансформация образования является важной частью программы «Цифровая экономика» и ключевым фактором развития медиаобразования. В условиях растущего объема информации и ускоряющегося развития технологий образовательным учреждениям необходимо адаптировать свои стратегии, при этом используя интегрированные коммуникации для эффективного взаимодействия с аудиторией. Применение комплексного подхода, который включает digital-маркетинг, PR, контент-стратегию и аналитику данных, позволяет ВУЗам не только продвигать образовательные программы, но и формировать цифровую грамотность у студентов и преподавателей.
Интегрированная коммуникация объединяет в себе маркетинговые и образовательные технологии, создавая единое информационное пространств. Данный процесс включает два взаимосвязанных аспекта — формирование цифровой грамотности среди студентов и преподавателей, а также брендинг образовательных учреждений через цифровые каналы коммуникации. Интегрированные коммуникации представляют собой стратегический подход к организации взаимодействия между субъектами образовательной среды с использованием цифровых медиа, маркетинговых инструментов и технологий управления данными. Согласно определению одного из основоположников теории интегрированных маркетинговых коммуникаций Поля Смита: «Интегрированные коммуникации — взаимодействие всех форм комплекса коммуникаций, при котором каждая форма коммуникаций должна быть интегрирована с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной экономической эффективности» [3, с. 330].
Примечательно, что к образовательному процессу интегрированные коммуникации включают обучающий контент в цифровых медиа, онлайн-курсы, блоги, подкасты, видеолекции, цифровую репутацию и брендинг вузов, официальные сайты, социальные сети, платформы для взаимодействия с абитуриентами. Интегрированные коммуникации в медиаобразование способствуют формированию компетенций XXI века, что включает в себя критическое мышление, работу с большими данными, адаптацию к изменениям цифровой среды.
Одним из примеров успешного внедрения IMC в медиаобразование является использование digital-аналитики. Согласно результатам расчета индекса цифровизации экономики и социальной сферы, опубликованным экспертами Института статистических исследований НИУ в ВШЭ, высшее образование вошло в тройку лидеров по цифровизации, набрав 23,9 пункта по сравнению с 33,9 пунктами для IT-отрасли и 28,6 для сферы информации и связи. Эти данные демонстрируют, что несмотря на эффект высокой базы, вузы активно внедряют цифровые технологии, которые позволяют улучшать качество образовательного процесса и повышать медиаграмотность обучающихся [2].
Применение цифровых образовательных платформ также является важным элементом интегрированных коммуникаций. Российские вузы активно используют собственные образовательные экосистемы, такие как Национальная платформа открытого образования и университетские LMS-системы. Например, Московский государственный университет и СПБГУ внедряют специализированные программы обучения в партнерстве с IT-компаниями, что позволяет улучшить подготовку специалистов и снизить затраты на продвижение образовательных услуг. Стоит отметить, что в ряде российских вузов применение digital-аналитики и интегрированных коммуникаций позволило сократить расходы на продвижение образовательных программ на 25–35 %. Одновременно с этим идет активное использование цифровых образовательных платформ и персонализированных программ обучения, которые способствуют росту уровня медиаграмотности студентов и преподавателей в диапазоне от 40 до 65 % [2].
Влияние IMS на брендинг ВУЗов выражается в усилении их цифрового присутствия. По данным TEDvisor, многие университеты активно используют SMM-стратегии, SWO-оптимизированные сайты и контент-маркетинг для привлечения абитуриентов. Взаимодействие с блогерами, проведение онлайн-дней, открытых дверей и использование чат-ботов для консультации способствуют росту лояльности к образовательным учреждениям. [5].
Большинство ведомственных ВУЗов Российской Федерации используют цифровые каналы коммуникации, интегрированные маркетинговые стратегии, которые позволяют им занять лидирующие позиции в рейтингах цифровой активности. В партнерстве с IT-компаниями Академии разработали специализированные образовательные модули по кибербезопасности, что позволило не только повысить цифровую компетентность обучающихся, но и снизить расходы на продвижение образовательного бренда.
Дальнейшее развитие цифровой трансформации образовательных учреждений предполагает расширение функционала адаптивных образовательных платформ с использованием алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения, усиление персонализации учебных программ, развитие цифровой репутации вузов через активное присутствие в социальных сетях и data-аналитики. Образовательный процесс не только повышает качество подготовки специалистов, но и оптимизирует затраты на продвижение образовательных учреждений.
Литература:
- Дворецкая И. В., Карлов И. А., Кочак Э., Савицкий К. Л. Измерение перехода школы к цифровой трансформации образования, опыт, трудности, результаты и возможности. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022. — 43 с.
- Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы // ИССИЭЗ ВШЭ URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/785333175.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Макиенко, М. Г. Современные направления интегрированных маркетинговых коммуникаций и креативных технологий в рекламе / М. Г. Макиенко, Е. В. Шершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 330–336. — URL: https://moluch.ru/archive/11/829/ (дата обращения: 03.02.2025).
- Министерство просвещения Российской Федерации // Банк документов URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/download/4030/ (дата обращения: 03.02.2025).
- Цифровые технологии в высшем образовании // TADVISER URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровые_технологии_в_высшем_образовании (дата обращения: 03.02.2025).