Особенности самооценки старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 07.02.2025

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кушнерова, О. В. Особенности самооценки старших подростков / О. В. Кушнерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122552/ (дата обращения: 23.02.2025).



Подростковый период — это время, когда завершается детство и начинается переход к взрослой жизни. В этот период у подростка формируются психологические потребности, связанные с общением, самостоятельностью, независимостью и признанием своих прав другими людьми. Д. Б. Эльконин утверждает, что чувство взрослости является основным новообразованием. Благодаря этому подросток начинает сравнивать себя с окружающими. В этом процессе он находит образы, которые считает важными для усвоения, а также определяет шаги, необходимые для изменения своей деятельности [1].

Подростковому возрасту посвящены работы целого ряда отечественных ученых, в частности, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Захаровой, И. С. Кона, А. И. Липкиной, А. М. Прихожан, А. А. Реана, С. Л. Рубиншнейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др.

В «Большом психологическом словаре» подростковый возраст — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью [2].

Подростковый период представляет собой переходный этап между половым созреванием и совершеннолетием. Формальные границы этого периода варьируются в зависимости от страны и культуры, где устанавливаются различные нормы, при достижении которых человек считается достаточно зрелым, чтобы справляться с определёнными социальными задачами и нести ответственность перед обществом и самим собой. Однако с точки зрения психологии, согласно большинству классификаций возрастных периодов, границы подросткового возраста находятся в диапазоне от 10–11 до 15–17 лет.

В отечественной психологии принято руководствоваться периодизацией Д. Б. Эльконина, в которой подростковый возраст характеризуется эпохой подростничества и включает в себя младший и старший периоды [1].

Существует точка зрения, согласно которой самооценка формируется достаточно поздно и начинает проявляться лишь в подростковом возрасте. Исследователи, в частности А. А. Реан, подчеркивают ситуативный характер самооценки и неустойчивость в младшем подростковом возрасте, а также более высокую стабильность и многогранность в различных сферах жизни у старших подростков [3].

Этот этап жизни отмечается развитием абстрактного и логического мышления, бурного развития интеллекта, а также размышлениями о собственном жизненном пути и стремлением к самореализации. У подростков появляется необходимость проанализировать свои сильные и слабые стороны, чтобы понять, что в их поступках и целях является правильным, а что — нет, а также определить, к чему следует стремиться и от чего стоит воздержаться. Интерес к себе формируется из жизненных потребностей и деятельности, в которых раскрываются личностные качества. Поэтому не случайно именно качества личности, связанные с различными видами деятельности, становятся объектом познания для детей этого возраста [4].

Для подросткового возраста характерны глубокие изменения в области самосознания. Они играют ключевую роль в дальнейшем развитии и формировании личности подростка. Так, по мнению А. А. Реана, у подростков вместе с развитием самосознания, формируется независимая система стандартов самооценки и самоотношения, а также углубляются способности осознания своего внутреннего мира. В этот период подросток начинает осознавать свою уникальность и неповторимость, и его внимание постепенно смещается с внешних оценок, в основном родительских, на внутренние. Таким образом, у подростка формируется своя Я-концепция, которая влияет на дальнейшее сознательное или бессознательное построение его поведения [3].

С. Л. Рубинштейн, описывая процесс формирования самосознания у подростков, выделяет несколько этапов — от наивного незнания о себе до все более углубленного самопознания с четкой, а иногда и резко изменяющейся самооценкой. В ходе этого процесса внимание подростков всё больше смещается с внешних аспектов личности на её внутреннюю сущность, от случайных черт к более полному представлению о характере. Это приводит к осознанию — порой преувеличенному — своего уникального «Я» и переходу к духовным и идеологическим критериям самооценки. В результате человек начинает определять себя как личность на более высоком уровне [5].

А. В. Захарова охарактеризовала данный этап как, период осуществляется становление личности подростка, который характеризуется ростом моральных сил, формированием убеждений, мировоззрения, поднимающего на новый уровень развитие самосознания. У подростков возникает острое желание разобраться в себе. В связи с этим значительные изменения претерпевает самооценка: подросток оценивает свои возможности, особенности и способности с ориентацией на ближайшие перспективы. На передний план выступают проблемы своей самостоятельности, ее степень и сферы приложения. Эти вопросы становятся предметом их пристального внимания и критической оценки. [6].

Еще одной важной особенностью подросткового периода является формирование индивидуальности. С точки зрения С. Л. Рубинштейн, на высших ступенях развития личности и ее самосознания большое значение имеют индивидуальные различия [5].

Характерной особенностью социального развития в подростковом возрасте является стремление к самоидентификации, что подразумевает отождествление себя с конкретной социальной группой, образом, ролью или архетипами. Д. И. Фельдштейн отмечает, что подростки стремятся занять позицию в какой-либо социальной группе и выработать определенные гражданские взгляды. Это приводит к появлению нового этапа — «Я и общество». Происходит формирование «Я» не только в рамках общества, но и в контексте активного взаимодействия с ним. Важно отметить, что речь идет о глубоком понимании подростком ответственности — не только за себя, но и за общее дело, а также за других людей. Социальное развитие происходит от осознания ребенком своих возможностей через становление личностных качеств к формированию и укреплению своей социальной позиции благодаря собственной творческой активности. Это означает, что на данном этапе подросток решает не только задачу нахождения своего места в обществе, но и вопрос взаимоотношений внутри него, определения своей роли через общество. Таким образом, он сталкивается с задачей личностного самоопределения и принятия активной позиции по отношению к социокультурным ценностям, что в свою очередь помогает ему найти смысл своего существования [4].

Личность подростков формируется под воздействием положения, которое они занимают в обществе, отношения к ним взрослых. Стремясь найти свое место в жизни, активно ищут идеал. Подростки начинают критически воспринимать взрослых и педагогов, замечая противоречия между их словами и поступками, а также выявляя у них недостатки и ошибки. Тем не менее, они по-прежнему ценят мнение взрослых и их отношение к себе [7].

По мнению Е. Д. Божович, постоянным внутренним побудителем для подростка выступает идеал — обобщенный образ, который ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия оценки себя и других [8, с. 28]. При формировании идеала подростки ориентируются, прежде всего, на нравственные качества и общественные нормы поведения.

Стремление разобраться в себе, усложнение взаимоотношений с другими людьми, возникновение идеалов у подростков способствует интенсивному развитию самооценки. Самооценка играет большую роль в развитии личности и формируется под влиянием различных факторов.

А. В. Захарова считает, что значительное влияние на формирование самооценки оказывают два основных фактора: отношение окружающих и их оценки, а также осознание и оценка личностью своих собственных особенностей деятельности и её результатов в сравнении с усвоенными нормами и образцами [6].

Процесс социализации ребенка независимо от возраста происходит в семье. Именно в семье закладываются нормы поведения, навыки необходимые для коммуникации с обществом. Следовательно, именно семья является самой важной составляющей в жизни каждого человека.

По мнению А. И. Липкиной, ни материальное благополучие, ни количество времени, проводимое родителями с ребенком, не влияют на самооценку подростка. Главное — это качество взаимоотношений. Уважительное отношение, понимание характера, проявление интереса к жизни способствует формированию у подростка высокой самооценки. И совершенно иначе выглядит ситуация там, где ребенком не интересуются. Большинство подростков в таких семьях имеют низкую самооценку [9].

Весьма важным аспектом в формировании самооценки у подростка является стиль воспитания в семье. Так, И. С. Кон подчеркивает, что устойчивый положительный образ «Я» формируется у подростка, как правило, при демократическом стиле воспитания. Он способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Авторитарный и либеральный стили, по мнению автора, дают плохие результаты. При авторитарном стиле, родительские требования кажутся подростку необоснованными и вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Вседозволенность же вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Все это способствует формированию личности с слабым «Я» [10].

Главной особенностью данного периода является половое созревание. Происходят резкие изменения во всем организме, которые оказывают влияние на формирование у подростков восприятия себя и своего места в мире [11].

Как отмечает И. С. Кон, главными элементами физической зрелости является появление вторичных половых признаков, которые не связаны со сроками полового созревания. Однако, по мнению автора, прослеживается тесная связь между внешностью подростка и оценкой его одноклассниками. Акселераты среди мальчиков выглядят более «уверенными». Хотя многое зависит от установки, кто-то, осознав свою физическую слабость смиряется с ней или начинает испытывать чувство неполноценности. Кто-то компенсирует недостаток в другой сфере [10].

На основании проведенных экспериментов установлено, что восприятие физического облика другого человека у подростка отражается и на его собственном самовосприятии. В этот возрастной период, когда происходят значительные изменения в организме и внешний вид становится особенно важным для подростка, соответствие его физического развития стандартам, принятым в группе сверстников, играет ключевую роль в его социальном признании и статусе внутри коллектива. Сюда же можно отнести и различие по половым признакам. Самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков и это напрямую связано с самооценкой внешности. Осознание своих внешних особенностей также влияет на формирование у подростка ряда важных личностных качеств, таких как уверенность в себе, оптимизм, замкнутость и индивидуализм. Это связано с одной из ключевых задач пубертатного периода, необходимостью реконструкции образа тела «Я», формирование мужской или женской идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности [3].

По Д. И. Фельдштейну, на формирование самооценки оказывает большое влияние оценка подростков взрослыми. Для подростков крайне важно, как они выглядят в глазах окружающих и как окружающие оценивают их действия и поступки. Кроме того, подростки начинают более строго и требовательно оценивать других людей, чем самих себя. Они начинают анализировать не только поведение и поступки окружающих, но и их внутренние качества, что способствует формированию более сложных и многогранных представлений о том, каким должен быть идеальный человек. Таким образом, их идеалы становятся не просто результатом восприятия отдельных личностей, но и отражают стремление к более высокому уровню самосознания и самокритики [7].

А. В. Захарова отмечает влияние школьной успеваемости на самооценку подростков. Сильные ученики часто имеют высокую или даже завышенную самооценку, в тоже время как у слабых учащихся формируется низкая, как правило, заниженная самооценка. Оценки могут служить как стимулом для учебной работы, так и её тормозом. Самооценка в учебной деятельности, по ее мнению, представляет собой оценку субъектом своего процесса и результатов работы, а также своих возможностей и способностей. Ключевым условием её формирования является регулярный анализ своей деятельности, результатов, достигаемых в этой деятельности и размышлениями о способах работы [6].

Таким образом, можно выделить следующие особенности самооценки старших подростков:

– формируется независимая система стандартов самооценки и самоотношения;

– углубляются способности осознания своего внутреннего мира;

– подросток начинает осознавать свою уникальность и неповторимость, и его внимание постепенно смещается с внешних оценок, в основном родительских, на внутренние;

– происходит переход к духовным и идеологическим критериям самооценки;

– подросток оценивает свои возможности, особенности и способности с ориентацией на ближайшие перспективы, предметом их пристального внимания и критической оценки становятся проблемы своей самостоятельности, ее степень и сферы приложения;

– интенсивному развитию самооценки у подростков способствует стремление разобраться в себе, усложнение взаимоотношений с другими людьми, возникновение идеалов;

самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков, что связано с самооценкой внешности.

Литература:

  1. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6–20.
  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
  3. Психология от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана, 2014. — 693 с.
  4. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — Т. 1. — 568 с.
  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 382 с.
  6. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А. В. Захарова. — М.: Знание. — 1976. — 64 с.
  7. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
  8. Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович, — М.: Знание, 1979. — 40 с.
  9. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — М. Знание, 1976. — 64 с.
  10. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М. Просвещение, 1989. — 255 с.
  11. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 2022. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подростковый возраст, подростковый период, половое созревание, формирование самооценки, внутренний мир, ключевая роль, критическая оценка, пристальное внимание, социальное развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос