Автор рассматривает межкультурную коммуникацию в современном мире. В статье обсуждает важность понимания других культур.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культура, глобализация.
Современный мир все больше приобретает глобализированный характер существования. Одной из сущностных характеристик глобализации является пересечение жизненных смыслов как отдельных людей, так и цивилизаций. Именно в цивилизационном измерении особый статус приобретают те изменения, основой которых является межкультурная коммуникация, ведь потребность народов в культурном взаимопонимании, стремление познать духовный мир друг друга, динамика и противоречивость социального развития приводят к интенсификации коммуникативных процессов, приобретающих системный характер. Человечество осознало, что только путем нахождения консенсуса можно решить глобальные проблемы и защитить себя от самоуничтожения. Межкультурная коммуникация как обмен между людьми ценностными достояниями существовала всегда, ведь с древних времен возникали связи, способствовавшие взаимодействию и взаимопониманию различных культур. В современных условиях общение народов приобрело не только глобальный характер, но и требует такой гуманистической направленности, которая, благодаря межкультурной коммуникации, дает возможность человеку успешно развиваться на принципах единства общечеловеческих и национальных ценностей. Защита культурной самобытности народов, отстаивание их духовного суверенитета, собственных культурных ценностей органично связана как с общечеловеческими, так и отдельно взятого человека потребностями и интересами. В таком контексте исследование межкультурной коммуникации как направленного процесса, реализуемого в соответствии с конкретно определенными социальными целями, приобретает особую актуальность.
Своеобразие межкультурной коммуникации исследуют различные области знания, в частности, социология, культурология, культурная антропология, лингвострановедение, этнолингвистика, этнопсихология и тому подобное. Но анализ межкультурной коммуникации именно с точки зрения социальной философии позволяет осуществить осмысление бытия человека и общества через конкретные культурные формы, социальные условия и механизмы, сохраняющие национальную и культурную идентичность. Исследования межкультурных различий, осознание необходимости решения вопросов относительно соотношения культуры и коммуникации, их взаимосвязи и взаимовлияния были представлены философами еще с античных времен. Однако, рассмотрение явлений культуры и коммуникации в их неразрывной связи осуществляется, в частности, в трудах философов XVII-XX вв. Л. Витгенштайна, Ю. Габермаса, Г. Гадамера, И. Гердера, И. Канта, Ф. Ницше, П. Сорокина, И. Фихте, З. Фройда, Ф. Шляермахера, О. Шпенглера и других.
Само понятие межкультурной коммуникации возникает в середине ХХ века и связано с именами таких ученых как Э. Голл, К. Клакхон, А. Кребер, Р. Портер, Д. Трагер, Л. Самовар. Теории межкультурной коммуникации, пытавшиеся объяснить данный феномен с разных точек зрения разрабатывали западные исследователи К. Бергер, С. Хантингтон, Э. Хирш, Э. Голл, Г. Гофстеде, С. Даль.
В контексте межкультурной коммуникации также рассматриваются проблемы глобализации культуры и взаимодействия цивилизаций.
Культура является основой межкультурной коммуникации, поскольку выступает фактором социального развития, средства гармонизации отношений между человеком и природой, личностью и обществом. Коммуникация, в свою очередь, является своеобразной предпосылкой функционирования и развития культуры, поскольку сохранение культуры связано с необходимостью передачи культурной информации путем подражания символическим формам как от одного поколения к другому, так и от одной культуры к другой.
Констатировано, что в социально-философском понимании культура является динамичной и многогранной системой, которая пронизывает все аспекты жизни общества, вступает во взаимную связь с ним и определяет дальнейшее развитие и саморазвитие человека. Культура сохраняет необходимый предыдущий опыт, но отдельные ее элементы модифицируются под влиянием социального запроса и развития. Культура, благодаря особенностям своего функционирования, является одной из основ социально-коммуникативного процесса, поскольку коммуникация передает не только смыслы и сигналы, связанные с биологическим выживанием человека, но и имеет место транслирование полученного им опыта и результатов его творческой деятельности.
Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам [5, с. 116]. Коммуникация это целенаправленный процесс передачи сообщения, информации с использованием правил и положений, необходимых для достижения гармонизации. Исследуя понятие межкультурной коммуникации, можно заметить, что в его исследовании сложилось два направления, первое из которых основывается на фольклористике, носит описательный характер и своей задачей должно выявить интерпретацию повседневного поведения людей с целью объяснения причин и детерминирующих факторов их культуры. Другое направление носит культурно-антропологический характер и занимается исследованием различных видов культурной деятельности социальных групп и сообществ, их норм, правил и ценностей. Само понятие «межкультурная коммуникация» в научный оборот вводит американский исследователь Э. Голл и понимает ее как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. «Контакт» между культурами, в отличие от контакта между людьми, вряд ли можно интерпретировать как мгновенное, «точечное» общение или единичное коммуникативное событие, поскольку на самом деле оно происходит в процессуальном модусе, инициируя бесконечную сериюсобытий [2, с. 203–224]. Наличие структурно-функциональных взаимосвязей и взаимозависимостей между культурой и коммуникацией позволяют рассматривать межкультурную коммуникацию как социальный феномен. Она обеспечивает взаимодействие между подсистемами культуры внутри общества, индивидами в пределах одной культуры и на уровне межкультурного взаимодействия, а также между одно-и разновременными культурами.
В последнее время социальная роль межкультурной коммуникации возрастает вследствие все большей актуализации и более четкого очерчивания проблем во взаимодействии между культурами в процессе глобализации. Еще М. Вебер отмечал, что для того, чтобы сделать доступным пониманию социальное поведение различных субъектов, которые отличаются от нас, необходимо реконструировать их «картину мира», найти то, что очерчено ими как «значимое» и «незначащее», «повседневное» и «трансцендентальное» [7, с. 86].Основные формы межкультурной коммуникации важнейшей категорией в межэтнических отношениях является категория идентичности. Поиск собственной идентичности по большей части представляет собой большую проблему. Так, В. Хесле выделяет три непременных аспекта рационального поиска идентичности. Во-первых, нужна ориентация на универсальные идеи. Во-вторых, история является важным аспектом в каждом поиске идентичности. Индивид может найти свою идентичность только в отношениях с другими идентичностями. В-третьих, необходимо сравнение своей культуры с другими культурами. Оно может травмировать, однако может и способствовать прогрессу, благодаря которому культура достигает своего совершенства [4, с. 178].
Основными формами межкультурной коммуникации являются: аккультурация, культурная экспансия, культурная диффузия, конфликт культур и синтез культур. Среди всех форм проявления межкультурной коммуникации наиболее содержательной является синтез, который сочетает позитивный исторический и культурный опыт с новейшими тенденциями в развитии современного мира, одновременно сохраняя собственный стержень культуры.
Особенности проявления межкультурной коммуникации в условиях глобализации современное состояние межкультурных взаимоотношений характеризуется, с одной стороны, интенсификацией процессов взаимодействия различных культур, а с другой — дифференцированностью, поисками культурной идентичности. Процесс глобализации проявляется во все большей активизации культурных международных связей.
В то же время, несмотря на процессы унификации культур, наблюдается культурное оформление мира, которое, в свою очередь, оказывает влияние на межкультурные контакты. Многосторонний характер межкультурной коммуникации определяет компетентность проблем изучения межкультурного общения с точки зрения культурологии, лингвистики, социологии, философии, этнологии, прагматики, теории языковой коммуникации. В условиях глобализации и тенденций к интеграции культур изучению прагматического аспекта межкультурной коммуникации способствует расширение поля межкультурного взаимодействия.
Мир, в котором мы живем, становится все теснее и он начинает напоминать global village — большую полимовленневую и поликультурную деревню. И общение в этой планетарной деревне возможно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. В современном мире все большую значимость приобретает мультикультурализм, диалог культур. В связи с этим рефлексируется концепция мозаичной идентичности. Современный индивид, будучи заложником социальной структуры, имеет много идентичностей, которые часто взаимоперекрещиваются, — корпоративную, социальную, религиозную, этническую, национальную государственную идентичность, имеет большой опыт взаимодействия с различными культурными идентичностями и толерантности к чужому.
Выводы: Таким образом, понятие межкультурная коммуникация исторически возникает как констатация факта взаимодействия культур. Здесь культура рассматривается как одна из основ социально-коммуникативного процесса, поскольку выступает как динамичная и многогранная система, пронизывающая все аспекты жизни общества, влияет на развитие и саморазвитие человека, формирование его собственной картины мира, определяет его отношение к другим людям. При этом, коммуникативные процессы способствуют обновлению культуры, а человек выступает одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия культур.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 С..
- Билз Р. Аккультурация / / Антология исследован культуры. — СПб: Университетская книга, 1997. — Т. 1-С. 203–224.
- Герман Н. Ф. Лингвокультурная идентичность объекта современной межкультурной коммуникации / Наталья Феликсовна Герман. Автореф. дисс. канд. культурологи: 24.00.01-теория и история культуры. — Челябинск, 2009. — 20 С.
- Гессле В. практическая философия в современном мире / В. Гессле; наук. ред. В. Ермоленко; 2003.-247 с.
- Грушевицкая Т. Г., Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. / Т. Г. Грушевицкая [и др]; под ред. А. П. Садохина — М., 2002
- Кобелев Н. Н. Взаимосвязь концептов «модернизация общества» и «культура» в социальных теориях ХХ века / Н. Н. Кобелев //Философские науки. — 2002. — № 1. — С.84–96..
- Могилевич Б. Р. Межкультурная коммуникация в контексте социологии культуры / Б. Р. Могилевич // Известия Саратовского университета. — Серия социология. Политология. — Вып 4. — Том 9. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2009- С.21–25.