Оценка эффективности стратегии университета в рамках цифровых моделей взаимодействия в общем образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 09.02.2025

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Черный, Д. П. Оценка эффективности стратегии университета в рамках цифровых моделей взаимодействия в общем образовании / Д. П. Черный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 377-382. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122561/ (дата обращения: 23.02.2025).



В данной статье рассмотрены статистические оценки этапов внедрения в развитие высшего образовательного процесса на территории Российской Федерации. Дана оценка формам и методам цифрового дистанционного обучения. На примере опроса-анкетирования преподавателей и студентов представлен результат о готовности вузов к ЦДО и восприятию студентов новых технологий преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, учебная деятельность, методы взаимодействия в учебном процессе, искусственный интеллект.

В связи с пандемией COVID-19 во всем «мире произошли большие перемены, использование интернет-контента вышло на новый уровень, образовательные учреждения были вынуждены осуществить переход на дистанционный формат обучения и временно отказаться от традиционных форм очных занятий» [1–2].

Дистанционное обучение (ДО) — «образовательный процесс с применением совокупности телекоммуникационных технологий, имеющих целью предоставление возможности обучаемым освоить основной объём требуемой им информации без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей в ходе процесса обучения (который может проходить как в синхронной, так и в асинхронной форме)» [2, с. 51].

Таким образом, в современных условиях развития дистанционных технологий возможно обучение ребёнка не только непосредственно по месту его нахождения (пребывания), но и на дистанции, что увеличивает диапазон возможностей получения уникального образования.

Определим основные рационально-технологические аспекты дистанционного обучения, которые представлены на рис. 1.

Технологии и возможности дистанционного обучения

Рис. 1. Технологии и возможности дистанционного обучения

Дистанционное образование имеет своеобразные методы и формы работы. Вот некоторые из них:

  1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
  2. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций.
  3. Телеконференция (англ. teleconference) — метод проведения дискуссии и набор услуг, применяемый для коммуникации пользователей путём передачи и обработки текста, речи и видео на базе программно-технической среды.
  4. Телеприсутствие — «набор технологий, позволяющий пользователю, например, с помощью специальных устройств (телеуправляемых роботов), получить впечатление того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физического местоположения» [3].

При внедрении дистанционного обучения в образовательную среду нами наблюдалось повышение уровня педагогической активности и компетентности родителей. Они становились равноправными участниками образовательных отношений, это способствовало:

– индивидуализации образовательной деятельности (родители и дети самостоятельно выбирают темп и очерёдность выполнения заданий);

– повышению информационной культуры (компьютер воспринимается родителями и детьми, не как игрушка, а как средство для получения знаний, информации);

– «закреплению знаний, умений и навыков, которые дети получили во время очного обучения» [4, с. 93].

На данный момент существует множество вариантов электронных ресурсов, позволяющих передать информацию участникам учебного процесса, получить обратную связь:

– электронная почта;

– приложения на телефоне WhatsApp или Viber;

– социальные сети;

– «видео-конференции Zoom, Team, Skype» [5].

Недостатки передать информацию участникам учебного процесса

Рис. 2. Недостатки передать информацию участникам учебного процесса

Таким образом, «в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации, что делает учёбу максимально эффективной и познавательной». [1–6]

В 2023 году был проведён опрос-анкетирование среди студентов очного обучения 1 и 2 курса обучающихся на юридическим и экономическом факультетах и преподавателей данных факультетов. В опросе участвовало 280 человек.

Цель опроса заключалась в оценке «положительного» или «отрицательного» влияния дистанционного обучения на учебный процесс, и как данный элемент оказывает непосредственно влияние на знания предметов. Были разработаны анкеты, в которых было по 30 вопросов. Проведём оценку ЦДО после анкетирования преподавателей, на рис. 3, 4 представлен результат ответов.

Результат оценки о ЦДО для работы в Вузе, в %

Рис. 3. Результат оценки о ЦДО для работы в Вузе, в %

Из результатов анализа ответов среди преподавателей, который представлен на рис. 3 можно сделать вывод о том, что 86 % ответили о положительном влиянии ЦДО на образовательный процесс в вузе, что касается экономического и юридического факультета. Но среди опрошенных были и те, кто не согласен с внедрение ЦДО поясняя это тем, что студент должен находится в социуме учебного процесса.

Результат опроса о качестве работы преподавателе и посещаемость студентов, в %

Рис. 4. Результат опроса о качестве работы преподавателе и посещаемость студентов, в %

Следует отметить, что с использование ЦДО увеличилась посещаемость студентов на 35 %. Преподаватели отметили, что ЦДО помогает плодотворно провести онлайн занятия (94 %).

На рис. 5 и 6 представлен результат ответов среди студентов.

Оценка о готовности полностью перейти на ЦДО, в %

Рис. 5. Оценка о готовности полностью перейти на ЦДО, в %

Как показывает рис.5, можно сделать следующий вывод о том, что для студентов учиться дистанционно это один из приоритетных факторов для успешной учёбы: во-первых, без отрыва от работы можно присутствовать на лекциях, во-вторых, весь методический материал для написания разного рода заданий есть в личном кабинете, не нужно никуда ходить и искать необходимую информацию по дисциплине и тратить свободное время на поиск информации, в — третьих, после того, как студент отправляет через личный кабинет сделанную работу, преподаватель может быстро проверить и оценить, а так же внести корректировки, которые необходимо исправить.

Помимо того, что можно быстро оценить учебный процесс студента, есть возможность расширить свой кругозор за счёт конференций, которые так же проходят в формате дистанта.

Результат ответов среди студентов и преподавателей показал о положительном влияние СДО на учебный процесс.

Оценка качество работы СДО университета, в %

Рис. 6. Оценка качество работы СДО университета, в %

За последние 5 лет уровень дистанционного обучения по качеству работы выросло на 45 % по сравнению с 2019–2020 гг. Особенно это было заметно в Пандемию, когда все вузы и школы были переведены а диктант. Многие преподаватели столкнулись с разными формами проблем (наличие ПК, методических указаний в электронном виде по дисциплине, курс лекций онлайн и т. д.), но к 2023 году данные риски были устранены полностью.

«Проведённый опрос позволил обозначить основные проблемные точки в отношении студентов и преподавателей к цифровому дистанционному образованию и прийти к некоторым выводам относительно оптимизации учебного процесса в дистанционном формате» [6–7].

  1. Университету необходимо расширять возможности среди преподавательского состава по направлению повышение профессионального уровня подготовки. Это позволит улучшить качество работы с цифровыми системами учебного процесса и обеспечит улучшенную форму передачи информации через цифровизацию студенту.
  2. Разработать систему «контроля за применением цифровых технологий в учебном процесс», так как их бесконтрольное применение может привести к снижению когнитивных способностей обучающихся и низкому качеству знаний.

Литература:

  1. Апанасюк Л. А., Яблонских Ю. П., Шишковская И. П. Современные требования к профессиональной подготовке выпускников вузов // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 12–15.
  2. Артюхов А. А. Некоторые аспекты теории и практики организации «дистанционного обучения» при изучении географии в основной школе // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — Т. Выпуск 5. — С. 51. — ISSN 2303–9868. — doi:10.23670/IRJ.2021.107.5.111.
  3. Блокчейн, искусственный интеллект и виртуальная реальность: технологии, которые помогут нам учиться. — URL: https://vc.ru/education/428163-blokcheyn-iskusstvennyy-intellekt-i-virtualnaya-realnost-tehnologii-kotorye-pomogut-nam-uchitsya
  4. Захарова Е. К. Цифровые технологии в образовании: информационно-образовательные тренды будущего // Цифровая трансформация образования: современное состояние и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. — Курск: Курский гос. мед. ун-т, 2022. — С. 93–95.
  5. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2018. — 3. — С. 88–107. — URL: https://doi.org/10.17747/2078–8886–2018–3-88–107
  6. Калинина, О. А. Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения / О. А. Калинина, Н. В. Алехина, Е. В. Бойцова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 1–4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16741/ (дата обращения: 04.02.2025)
  7. Кондакова, М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. — М.: Спорт Академ Пресс, 2005. –119 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, учебный процесс, качество работы, образовательный процесс, преподаватель, результат ответов, студент, оценка, очное обучение, посещаемость студентов.


Похожие статьи

Задать вопрос