В статье автор исследует соотношение международных соглашений с внутригосударственным правом, возможности исключения приоритета применения общепризнанных принципов международного права над национальным в случае возникновения противоречий, приводятся мнения авторитетных ученых, а также действующего сотрудника профильного ведомства.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, международный договор, международное соглашение, общепризнанные принципы международного права, правовая система.
Конституция Российской Федерации закрепляет основные положения об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина, а также о государственном устройстве. Статья 15 Конституции РФ предопределяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» — так указывает ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [1]. Россия не единственная страна, в Конституции которой закреплено превалирующее значение общепризнанных норм и принципов международного права над национальной правовой системой государства, например, таковой является Конституция Испании 1931 года, в которой статьей 77 закреплялся примат международного права. Страны, которые не состоят в ООН или состоящие в ООН, но угнетающие собственный народ, несут ответственность независимо от существования Конституции или ратификации международных договоров [3].
Вопрос приоритета национального законодательства над международным является дискуссионным как в кругу ученых-правоведов, так и между сотрудниками различных государственных органов. Суть таких обсуждений, как правило, заключается в возможности доминирования норм международного права над отечественным в плоскости возникшего политико-исторического контекста, а также относительно условий реального применения отдельных общепризнанных норм международного права при такой необходимости. Ведение таких полемик на разных профессиональных уровнях обусловливает актуальность рассматриваемой темы в настоящий период.
Отметим, что формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» встречаются в Конституции РФ не единожды, а именно в ст. 17 Конституции РФ, провозглашающей, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с Конституцией РФ; ст. 63 Конституции РФ также содержит отсылку на нормы международного права при предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; в свою очередь, ст. 69 Конституции РФ в уже известном тезисе гарантирует права коренных малочисленных народов [1].
Во всех рассматриваемых выше нормах Конституции РФ можно наблюдать тенденцию широкого распространения в отечественном законодательстве принципов международного права, которые первостепенным образом по своему смыслу призваны обеспечивать дополнительные гарантии признания и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Однако Конституция СССР 1977 года в главе 4 «Внешняя политика» позиционирует себя частью мировой системы социализма; ст. 29 Конституции СССР предусматривает добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров. Для понимания обязательств Союза ССР в части международного права обратимся к некоторым из таких. Так 18 марта 1968 года был подписан Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который предусматривает немалый каталог прав, а именно: право на самоопределение, на труд, на социальное обеспечение, на достаточный жизненный уровень, право каждого человека на образование и др. Варшавский договор при ведущей роли Союза был заключен 14 мая 1955 года; в соответствии с его условиями и Уставом ООН государства-участники Варшавского пакта обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил. 12 августа 1970 года был подписан Московский договор о признании границ между СССР и ФРГ, по которому советская сторона заявляла, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств, если для этого в будущем возникнут соответствующие условия.
Из вышеприведенных примеров заключенных международных договоров СССР можно проследить отсутствие видимых противоречий между отечественным правом того периода и тезисами, содержащихся в ратифицированных договорах и пактах. В Конституции СССР 1977 года нет прямого указания на приоритетность международного права над национальным, при этом Союз ССР гарантирует исполнение обязательств, предписанных нормами международного права в условиях принятия общепризнанных международных принципов в виде подписания и ратификации соответствующих договоров.
В 2015 году Председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин выступил на Всероссийской научно-практической конференции в МГИМО с предложениями изменений правовой системы в части, а именно — об отмене положений ч.4 ст. 15 Конституции РФ как правового принципа, определяющего приоритет международного права над правом внутригосударственным. Глава СК РФ приводит примеры американской правовой системы, ссылаясь на положения, которые устанавливают следующие принципы: «в том же случае, когда возникает конкуренция норм самоисполнимого международного договора и внутреннего американского закона, то с учетом их равной юридической силы применяется тот акт, который был издан позже». А. И. Бастрыкин прямо критикует названную систему действия приоритетности правовых актов, говоря о том, что такой принцип не укрепляет международный климат доверия. Также были оговорены критерии, определяющие разумное соотношение международного и национального права в правовой системе государства: во-первых, исходя из реального положения, которое занимает то или иное государство на мировой политической арене, а во-вторых, с безусловным учетом его стратегических и геополитических интересов. «Право создается и существует не ради самого права, а как инструмент регулирующего воздействия, который всегда наполнен определенным идеологическим содержанием — правовой идеей, носящей практический прикладной характер», — так Председатель СК РФ резюмирует идею не механической интеграции норм международного права, а на основе собственных стратегических интересов каждого участвующего в этом процессе государства на основе его экономических, исторических, психологических особенностей.
Отметим, что скрижалью международного права являются общепризнанные принципы международного права, которые закреплены в Уставе ООН. Правоведы-международники акцентируют внимание, что изменение формулировки в Конституции РФ о приоритете международного права над национальным в случае возникновения противоречий может не влечь за собой практической пользы; по большей степени последние говорят о том, что скорее необходимо провести инвентаризацию тех международных договоров, в которых РФ участвует.
Гриненко А. В., профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО, акцентирует внимание на том, что данная норма, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, во многом носит констатирующий характер в том плане, что те международные договоры РФ, которые были ратифицированы, одновременно налагают на РФ определенные обязанности, и по своей природе международных договоров они имеют приоритет над теми обязанностями, которые закреплены во внутреннем законодательстве. Доктор наук полагает, что при наличии противоречий каких-либо международных положений существующим внутригосударственным механизмам, следует выходить с законодательной инициативой с тем, чтобы такое положение было денонсировано, законодательная и реальная возможность для этого имеется.
Сами по себе процессы ратификации и денонсации международных договоров могут иметь сложную юридическую процедуру. Федеральный закон от 15 июля 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» провозглашает, что решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Ст. 5 приведенного Федерального закона гласит, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в определенном порядке.
Как известно, в теории международного права сложились две доктрины (теории) относительно соотношения международного и национального права. Данные доктрины основаны на различиях и сходстве двух правовых систем. Первая доктрина называется «монистической», согласно которой международное и национальное право являются единой правовой системой. Последователи данной доктрины основываются на сходстве двух систем. Вторая доктрина называется «дуалистической», согласно которой международное и национальное право представляют собой две самостоятельные правовые системы, не подчиненные друг другу [2]. Исходя из этих подходов можно предположить, что правоустройство Российской Федерации относится скорее к первой доктрине — «монистической», ведь в Конституции РФ указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Международный договор, ссылаясь на определение, содержащееся в № 101-ФЗ, является международным соглашением, заключенным Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Исходя из этого, можно утверждать, что законодатель при составлении Конституции РФ не стремился установить определенный правовой режим, основанный на превалирующем верховенстве международных договоров и общепризнанных принципов международного права как источника такого права, а указывает на доминирующее свойство ратифицированных международных пактов и соглашений, то есть тех конкретных международных договоров, процедура подписания и соглашения которых была проведена российской стороной в соответствии с установленным законом порядке.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416. — ISSN 1560–0580.
- Ашавский, Б. М. Международное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Б. М. Ашавский и др. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2011. С. 95–102.
- Официальный сайт MGIMO. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/5fc/Subochev-concept-of-responsibility-toprotect.pdf (дата обращения: 05.02.2025).