В статье описываются результаты эмпирического исследования грамматического строя речи детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Итогом эмпирического исследования является обоснование необходимости специальной коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова : грамматический строй речи, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, эмпирическое исследование.
The article describes an empirical study of the grammatical structure of speech in children aged 6–7 with general speech underdevelopment. The authors provide a detailed analysis of the results for each of the blocks of the methodology, as well as general conclusions on the state of the grammatical structure of speech in the subjects.
Keywords: grammatical structure of speech, general speech underdevelopment, senior preschool age, empirical research.
Освоение ребенком грамматического строя речи имеет важнейшее значение, так как только морфологически и синтетически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять, наряду с функцией общения, функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли [5, с.112].
Одним из основных направлений работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование грамматического строя речи. Ряд таких исследователей, как Т. А. Ткаченко, Г. А. Фомичева, Л. Н. Антонова объясняют сложность усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста тем, что должны быть сформированы абстрактные, не имеющие конкретного значения элементы, тогда как в обозначенный возрастной период преобладают наглядно-образный и наглядно-действенный характер мышления [4, с.67].
Особые трудности при усвоении грамматического строя речи проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Дети данной категории, помимо значительных отставаний в речевом развитии, ограниченности представлений об окружающем мире, имеют также трудности мотивационного компонента: для них характерно снижение потребности в речевом общении, незрелость интересов, ограниченность речевых контактов [6, с.94].
Нами было организовано эмпирическое исследование грамматического строя речи детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 190» г. Ярославля. Целью исследования было изучение уровня сформированности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития). В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6–7 лет (из них 7 девочек и 13 мальчиков) с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития).
В качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Изучение лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста» Е. Ф. Архиповой [1, с.119]. По блоку «Обследование синтаксического оформления высказывания» большинство испытуемых (14 детей или 70 %) допускали грубые аграмматизмы, существенно упрощали синтаксическую схему предложения. Часто присутствовали вербальные или литеральные парафазии. Дети затруднялись в подборе необходимых слов, а также удержании смысловой программы высказывания. Допускались пропуск и замена слов, нарушение порядка слов в предложении. Тем не менее, следует отметить, что достаточно успешно дети справлялись с заданиями «Составление простой модели предложения по картинкам» и «Повторение предложений». При этом наличие наглядности значительно повышало результативность ответов. Вероятно, это связано с тем, что у дошкольников с общим недоразвитием речи восприятие речи на слух (без зрительной поддержки) сформировано недостаточно.
В блоке «Управление. Выявление морфемных аграмматизмов» предлагались задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Более половины (12 детей или 60 %) испытуемых продемонстрировали показатели ниже среднего: для них было характерно наличие ошибок по большинству заданий. Следует отметить, что лучше дети справлялись с заданиями в Именительном падеже, здесь наблюдались лишь единичные ошибки, которые исправлялись либо после подсказки, либо самостоятельно. Хуже детям давались задания на употребление Дательного, Винительного падежей. Труднее всего для испытуемых оказалось использование Творительного и Предложного падежей, — здесь превалировали ошибки, которые даже после подсказки педагога дети не всегда могли исправить.
В разделе «Согласование прилагательного с существительным» подавляющее большинство (16 детей или 80 %) испытуемых имели крайне низкие показатели. Так, по параметру «Родительный падеж» практически все испытуемые выполняли задания с ошибками, которые даже после помощи педагога не всегда могли исправить.
В заданиях блока «Согласование глагола с именем существительным, с местоимением» дети должны были продемонстрировать изменение глаголов в прошедшем времени по родам, изменение числа глагола, согласование глагола и местоимения в настоящем времени, согласование имени существительного с притяжательным местоимением. С данным заданием не сумели справиться большинство детей — 16 человек (80 %).
С заданиями блока «Согласование имени существительного и числительного» не сумели справиться большинство (14 детей или 70 %) испытуемых, для них было характерно наличие ошибок в небольшой части заданий.
Итак, после проведения диагностического обследования состояния грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи, мы пришли к ряду выводов: дети данной категории неверно применяют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, а также имён прилагательных, у них наблюдается неверное применение падежных окончаний количественных числительных. У таких детей присутствует неверное согласование глагола с именами существительными и местоимениями, а также применение родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени и предложно-падежных конструкций. Для детей данной группы характерна ограниченность словарного запаса, т. е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что навыки владения грамматическим строем речи у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) находятся преимущественно на низком уровне, и уровне ниже среднего, и нуждаются в целенаправленной логопедической работе по формированию грамматического строя речи.
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов.- М.: АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.
2. Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. / В. Г. Адмони — Л.: Наука, 2021. — 240 с.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2019. 320 с.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 2020. — 160 с.
5. Меженцева Г. Н. Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с отклонениями в развитии / Г. Н. Меженцева, Ю. И. Яковлева // Молодой ученый. — 2017. — № 19. — С. 304- 307.
6. Уварова Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе наглядно-игровых средств. Дисс.канд. п.н. М., 2011. — 154 с.