В статье автор рассматривает, почему социальные медиа стали неотъемлемой частью жизни молодежи и как они воздействуют на внутреннее состояние человека, на самооценку, а также обосновывает важность понимания и изучения факторов и механизмов, которые могут влиять на формирование личности молодых людей и, самое главное, на их психологическое, эмоциональное, а как следствие, и физическое самочувствие в условиях быстро меняющегося информационного пространства.
Ключевые слова: молодежь, медиасреда, социальные медиа, социальные сети, влияние, самооценка.
В современном мире каждый из нас много времени проводит в Интернете. Работа, учеба, отдых, развлечения, общение — все это тесно связано с использованием социальных медиа. Но почему для молодежи они имеют особенно важное значение? И какие у этого могут быть последствия?
Для начала вспомним основные понятия. Молодежь — кто это?
Молодежь Российской Федерации — это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно [1], которая проходит стадию взросления, становления как личности, социализации. В этот период люди усваивают общеобразовательные, культурные и профессиональные функции, тем самым подготавливаясь обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.
В этом возрасте человек формирует свои взгляды и убеждения, касающиеся разных вопросов. Это формирование происходит под воздействием различных факторов: людей, с которыми осуществляется взаимодействие, а также всей информации (в т. ч. из интернет-источников), которую получает формирующаяся личность, в целом.
Медиасреда — пространство, в которое погружен каждый из нас. А молодежь, в силу своих особенностей (интереса к новому, модному и современному, под влиянием трендов), погружена в большей степени. Медиасреда — это пространство самореализации, получения общественного признания и многого другого. Медиасреда играет важную роль в формировании мировоззрения и самоощущения молодежи и, как следствие, влияет на самооценку. Однако зачастую говорят и о негативных последствиях влияния этой среды на человека. В частности, на человека, чья психика подвижна, кто постоянно развивается и еще формируется как личность.
Социальные медиа — бо́льшая часть медиасреды, это совокупность всех ресурсов, сервисов и площадок в Интернете, которые позволяют обмениваться информацией в виде текста, графических изображений, музыки, видеороликов. К ним относятся социальные сети, блоги, микроблоги, фото- и видеохостинги, свободные энциклопедии, сервисы новостей, форумы и другие интернет-ресурсы. Именно они играют ключевую роль в жизни молодежи, становясь неотъемлемой частью их повседневного существования. С каждым годом влияние только усиливается, и это явление имеет множество причин [2].
Рассмотрим эти причины.
Во-первых, коммуникация и связь. Социальные сети — основной способ взаимодействия у молодежи. Звонки и реальные встречи часто заменяются перепиской в мессенджерах; перед звонком или встречей об этом договариваются в переписке. Социальные медиа предоставляют молодежи уникальную возможность общаться, находить новых друзей и единомышленников, поддерживая связь на любом расстоянии.
Во-вторых, самовыражение и творчество. Для многих молодых людей социальные медиа — это площадка для самовыражения. Они могут делиться своими мыслями, идеями, творческими проектами и увлечениями с широкой аудиторией и находить единомышленников, получать отклик, делиться чем-то важным для себя и для других людей. Молодые люди либо производят контент, либо потребляют его. Наблюдают за любимыми блогерами, находят в них что-то схожее с собой, развиваются вместе с ними, стремятся к чему-то. Блогеры (актеры, певцы и другие медиаличности) часто контактируют со своими читателями, зрителями в комментариях — это тоже может вдохновлять. Но это не всегда имеет позитивные тенденции. Довольно часто за красивой картинкой скрывается совершенно иная ситуация. А молодой человек, глядя на красивую и веселую жизнь, успех, путешествия, продуктивность, сравнивает себя с тем, за кем наблюдает. Невольно это накладывает отпечаток на восприятие себя: ты кажешься себе каким-то не таким — некрасивым, неуспешным, не имеющим талантов и смелости, чтобы реализовывать себя. Как следствие, возникают перепады настроения, развиваются комплексы, психологические расстройства, депрессия, это в целом сказывается и на физическом здоровье.
Третья причина — информация и образование. Социальные медиа стали важным источником информации для молодежи. Они позволяют следить за новостями, участвовать в обсуждениях актуальных тем и получать доступ к образовательному контенту. Многие платформы предлагают возможности для самообразования через курсы, вебинары и обучающие видео, что делает их ценным инструментом в процессе обучения, профессионального и творческого роста.
Четвертая причина — социальная активность. Молодежь активно использует социальные медиа для выражения своих мнений по социальным и политическим вопросам. Платформы стали ареной для обсуждения важных проблем, таких как экология, права человека и социальная справедливость. Это позволяет молодым людям чувствовать себя частью глобальных процессов и активно участвовать в жизни общества.
Пятое — актуальность социальных медиа. Современный человек просто обязан быть в курсе всех событий, знать тренды и т. д. Социальные сети — то, без чего теперь очень сложно представить нашу жизнь. Именно поэтому нужно развивать критическое мышление, чтобы информация, которую получает молодежь, не наносила ущерба психологическому и физическому здоровью.
Рассматривая значение социальных медиа, следует отметить влияние социальных сетей на мышление пользователей, особенно молодежи. Речь идет о формировании так называемого клипового мышления [3]. Мы привыкли к большому, быстрому потоку информации, который не всегда получается критически оценить. Исследователи отмечают отрицательные стороны клипового мышления, которые заключаются в том, что человек не может сконцентрироваться на получаемой информации, у него значительно ухудшается способность к анализу, т. е. затрудняется анализ ситуации, поскольку информация не задерживается в сознании и быстро сменяется новой, как следствие снижается усвоение знаний. Например, школьники быстро забывают то, чему их недавно учили, им сложно воспринимать произведения классической литературы, скучно читать большие научные тексты, скудеет словарный запас. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Это опасно, так как молодежь в начале своего пути только начинает формировать отношение к жизни, к восприятию себя. Клиповое мышление — часть нашего времени, именно поэтому необходимо транслировать, и в том числе в социальных сетях, важность саморазвития и критической оценки информации.
Социальные медиа являются важной частью жизни молодежи, потому что имеют возможность объединять людей, предоставлять платформы для самовыражения и обучения, а также способствовать социальной активности. И без погружения в социальную среду нам уже сложно представить свою работу, учебу и жизнь. Хотя у этого явления есть свои негативные стороны: недостатки и опасности (зависимости, распространение дезинформации, влияние на психологическое и физическое здоровье), воздействие социальных медиа на молодежь остается значительным и многогранным [4]. Важно понимать, как использовать эти инструменты с умом и ответственностью, чтобы максимизировать их положительное влияние на жизнь молодого поколения и предотвратить или снизить возможные негативные последствия.
Литература:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
2. Радченко Л. Е. Влияние информации на нравственное, психическое здоровье и воспитание подрастающего поколения // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 1 (14).
3. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире» / отв. ред. А. Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2015.
4. Гулян Д. К. Формирование молодежной медиакультуры (в процессе создания образовательных видеоматериалов): автореф. магист. дис. М., 2019.
5. Бeзбoгoвa M. C. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: дис. … канд. психол. наук. М., 2016.
6. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. 2005. № 1.