Экспериментальная работа по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 07.02.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Соглаева, А. Е. Экспериментальная работа по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / А. Е. Соглаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122582/ (дата обращения: 22.02.2025).



В данной статье определены содержательно-методические основы целенаправленного формирования развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, а также анализ экспериментальной работы, невправленной на выявление особенностей развития связной речи у младших школьников с ЗПР и ОНР.

Ключевые слова: связная речь, младшие школьники, задержка психического развития, общее недоразвитие речи.

В современном мире одной из актуальных задач является развитие связной речи у младших школьников, так как с каждым годом количество детей, поступающих в первый класс с заключением «задержка психического развития» и «общее недоразвитие речи» возрастает и имеет тенденцию к дальнейшему росту в рамках реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучением процессов формирования связной речи занимались такие ученые, как А. М. Бородич, В. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и многие другие.

Формирование данного навыка представляет собой сложный процесс, который становится еще более трудоемким при наличии речевых или психических отклонений. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают серьезные затруднения в освоении компонентов языковой системы, таких как фонетика, лексика, грамматика, а также в развитии смысловой и звуковой сторон речи. Это подчеркивается в работах В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко и других исследователей, которые занимались вопросами формирования связной речи у детей с нарушениями речевого.

Особенно актуальной становиться эта проблема по отношению к детям с задержкой психического развития, так как становление и развитие связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. У таких детей долгое время сохраняется вопросно-ответная форма речи. Переход к самостоятельной связной речи очень труден и часто затягивается до старших классов средней школы, дети младшего школьного возраста с ОНР и ЗПР постоянно нуждаются в стимуляции, помощи и подсказках со стороны взрослых.

Только при высоком уровне развития связной речи школьник способен давать подробные и развернутые ответы на сложные вопросы учебной программы, последовательно и аргументированно излагать собственные идеи, пересказывать содержание учебных материалов, произведений художественной литературы, устного народного творчества.

Для определения уровня развития связной речи у младших школьников с ЗПР и ОНР нами был проведен практический эксперимент. В нашем исследовании мы опирались на диагностику речевого развития детей (методика обследования связной речи, разработанная В. П. Глуховым), с целью определения уровня развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития и общего недоразвития речи. Но поскольку она направлена на диагностику детей дошкольного возраста, задания были усложнены в соответствии с возрастом испытуемых детей.

Мы провели исследование, в котором был изучен процесс развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

Уровни развития связной речи у детей с ЗПР и ОНР распределились следующим образом:

– Высокий уровень — 0 % детей с ЗПР, 70 % детей с ОНР;

– Средний уровень — 10 % детей с ЗПР, 30 % детей с ОНР;

– Низкий уровень — 90 % детей с ЗПР; 0 % детей с ОНР.

Результаты проведенной диагностики выявили несколько ключевых особенностей в развитии речи у детей с различными заключениями (задержка психического развития и общее недоразвитие речи). Анализ выполнения заданий показал, что дети с задержкой психического развития сталкиваются с большими трудностями, чем дети с общим недоразвитием речи.

При выполнении первого задания, у младших школьников с заключением «задержка психического развития» прослеживались следующее особенности в выполнении:

Монотонность речи и трудности в понимании: лишь двое детей безошибочно выполнили первое задание (20 %). Остальные 80 % учеников выполнили задание удовлетворительно. Их ответ был не полным, такие дети пропускали значимые слова и элементы при составлении предложений по картинкам. К примеру, 40 % детей не сразу проявили интерес к заданию, требовались стимулирующие вопросы от взрослого, обращение к картинке, тщательное рассматривание иллюстрации. Однако в процессе работы, после стимулирующих вопросов, младшие школьники начали проявлять интерес только к картинкам, но не к заданию. У 70 % отмечалась монотонность и эмоциональная плоскость в интонации, предложения были односоставные, эмоционально не окрашенные, часто замечалось повтор одних и тех же фраз.

Пропуск слов, чаще всего глаголов, предлогов, недостаточная полнота высказываний: к примеру, в предложении «мальчик сидит на лавочке» трое детей (30 %) на просьбу взрослого рассказать, что происходит на картинке, отвечали: «мальчик на лавочке». Еще 4 детей (40 %) при анализе предложения «девочка ловит бабочек сачком» отвечали «ловит бабочек». Можно отметить, что младшие школьники часто не могли полноценно раскрыть содержание изображенной ситуации. В ответах встречались неполные предложения, к примеру, 50 % детей с ЗПР ответили: «Девочка прыгает», вместо «Девочка с мальчиком прыгают на батуте», что свидетельствует о недостаточной связности речи.

Недостаточный уровень развития мышления и речи: у 50 % младших школьников с задержкой психического развития задержкой наблюдалось трудности в удержании инструкции. Таким детям требовалось неоднократное повторение инструкций, приведении наглядных примеров от взрослого. Речь была краткой и обрывистой, не редки были паузы, что указывает на затруднения в обработке информации и вязкость мышления.

При анализе диагностике у детей с заключением «общее недоразвитие речи», были выявлены следующие особенности:

Больший интерес и активность к предъявленным заданиям: В этой группе 70 % детей с первых минут проявили интерес к картинкам, начали рассматривать их и давать краткие характеристики. Они пытались анализировать всю ситуацию, а не только действия на картинке, что свидетельствует о более высоком уровне когнитивной активности. Остальным 30 % обучающихся большее требовалось время на рассматривание иллюстраций, концентрации внимания на задании.

Достаточный уровень развития связной речи: В целом, их речь была связной и последовательной, что показывало лучшее развитие навыков связного высказывания. Например, они использовали простые распространенные предложения («девочка катается на коньках»).

Самостоятельность в выполнении заданий: Дети с общим недоразвитием речи успешно справлялись с составлением предложений на основе картинок и нуждались в помощи лишь в редких случаях, например, при трудностях с называнием изображения спиц.

При выполнении второго задания, целью которого было определение связной речи путем составления предложения из трех картинок, дети с общим недоразвитием речи показали наиболее высокие результаты, чем дети с задержкой психического развития, а именно 60 % детей точно справились с заданием.

Детям требовалось составить предложение из трех картинок, на которых были изображены следующие предметы: («бабушка», «нитки», «спицы»). Обучающиеся сразу поняли инструкцию, повтор инструкции требовался только в 2-х случаях, что составляет 20 % детей от общего количества выборки. При выполнении заданий заметили следующую особенность: 50 % детей правильно назвали предметы, изображённые на картинках, остальные 30 % детей называли предметы одинаковые по значению, но альтернативные в названии.

Дети с задержкой психического развития сталкивалась с серьезными трудностями. У 50 % детей это задание вызвало трудности, они не выполнили здание верно. 30 % не смогли понять, чем связаны эти картинки и просто перечислили их. Им было сложно правильно назвать предметы, а составленные ими предложения были аграмматичными, которые нуждались в исправлении, помощи в виде уточняющих вопросов («чем бабушка вяжет?», «что бабушка держит в руках?»). Можно говорить о том, что больше половины детей с задержкой психического развития испытывают сложности в установлении связи логико-смысловых отношений между предметами, а также передачи их в виде законченной полной фразы или предложения.

Эти наблюдения подчеркивают важность дифференцированного подхода к коррекционной работе с детьми с различными речевыми, интеллектуальными нарушениями. Детям с задержкой психического развития требуется больше внимания и поддержки, в то время как дети с общим недоразвитием речи могут работать более самостоятельно и с меньшими трудностями.

При выполнении третьего задания «Пересказ» почти все дети с задержкой психического развития, а именно 80 % допускали ошибки в согласовании и управлении. Последовательность рассказа была относительно соблюдена. Дети данной группы при пересказе текста упускали главную мысль, а приходили к ней только с помощью подсказок и наводящих вопросов учителя-логопеда. Кроме того, не все дети внимательно слушали инструкцию, в следствии чего приходилось повторять как сам текст, так и инструкцию к нему. Данное задание лишь у 30 % детей общим недоразвитием речи вызвало трудности. У остальных 70 % детей речь эмоционально выразительна, правильна, события в рассказе следовали в правильной очередности. В некоторых случаях, дети использовали воображение и «додумывали» продолжение сказки.

При выполнении четвертого задания (составления рассказа по серии сюжетных картинок) дети с общим недоразвитием речи проявили большой интерес к заданию и выполнили его. У 80 % детей составленный рассказ соответствовал содержанию картинок. Дети, верно, выложили серию сюжетных картинок, все предложения логически связаны между собой. При выполнении этого же задания дети с задержкой психического развития столкнулись с большими трудностями. У 90 % детей при составлении рассказа в речи наблюдались большие паузы. Логическая связь между предложениями была не у всех. У 80 % детей с задержкой психического развития наблюдается скудный, бедный словарный запас (К примеру, распространенные слова у всех испытуемых: «мышка надувает шарик», «у мышки сдулся шарик», а промежуточный вариант некоторые упускали). Так же, можно отметить, что у 60 % детей с задержкой психического развития возникали трудности с определением последовательности выстраивания картинок.

Задания с элементами творчества (окончание рассказа по данному началу и придумывание рассказа на заданную тему) для детей с общим недоразвитием речи данное задание вызвало большой эмоциональный отклик и интерес. 70 % детей задание выполнили. У каждого ребенка определенный набор слов, словарный запас, однако все обучающиеся справились с составлением рассказа из личного опыта. У детей с задержкой психического развития задание данного типа вызвало недоумение, так как ранее ребенок действовал по инструкции четко определенной: «Покажи картинку», «Составь предложение из серии картинок», «Назови предмет» и т. д., а теперь от него требовалось самому составить рассказ из личного опыта, без опоры на картинки. Можно было заметить, большинство детей молчали, говорили «я не знаю», часто встречался вопрос «А что рассказать?». Не все обучающиеся справились с заданием, лишь 40 % детей попытались выполнить задание.

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о том, что уровень развития связной речи у младших школьников с ЗПР находиться на очень низком уровне, у детей младшего школьного возраста с ОНР связная речь находиться на высоком и среднем уровне. Дети с ЗПР и ОНР имеют многообразие ошибок семантического и лексико-грамматического характера, проявляющиеся на уровне предложения и текстов. А также отмечены трудности по всем по всем показателям развития связной речи.

Литература:

  1. Баринова, А. А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР [Текст] /А. А. Баринова/ Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. — С. 15–23.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: библиотека практикующего логопеда / В. П. Глухов., М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
  3. Мирошниченко, И. А. Особенности связной речи у младших школьников с трудностями в обучении / [Электронный ресурс] / И. А. Мирошниченко // Академическая публицистика: электрон. науч. журн. — 2024. — № 11. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/file_article.asp
  4. Плехова, М. В. Творческие задания как средство развития связной речи младших школьников с ОВЗ [Текст] / М. В. Плехова // Всероссийский педагогический форум: материалы III Всерос. метод. — практич. конф., Петрозаводск, 21 мая. 2024 г. / Интерактив плюс — Чебоксары, 2024. — С. 75–80.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое развитие, связная речь, общее недоразвитие речи, задержка, задание, картинка, трудность, уровень развития, школьник.


Похожие статьи

Задать вопрос