Донская пресса как часть вертикальных и горизонтальных общественно-политических связей в начале XX столетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 08.02.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Хазинская, М. А. Донская пресса как часть вертикальных и горизонтальных общественно-политических связей в начале XX столетия / М. А. Хазинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122591/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор изучает донскую прессу и особенности ее функционирования: издания и их специфику, законодательные коллизии, регулярность публикации и особенности распространения.

Ключевые слова: Ростов-на-Дону, газета, издание, издательство, печать, городская управа, розничная продажа.

Охарактеризуем основные аспекты формирования и распространения прессой информации, в том числе и на Дону, как части «вертикальных» и «горизонтальных» общественно-политических связей в начале XX столетия.

Отметим, что начало XX века было периодом активного экономического развития, формированием капиталистических отношений, в том числе и развитием СМИ. С чем были связаны данные процессы?

Есин В. И. объяснял это борьбой с «остатками феодализма и крепостничества» [2, с. 57].

Ахмадулин Е. В. и Станько А. И. связывали развитие экономики и печати с подъемом освободительного движения [1].

Жирков Г. В. отмечал, что к 1900 году в России было более 200 писчебумажных фабрик, 800 типографий и словолитен. Развивалась и полиграфия: так в 1900 г. насчитывалось 204, а в 1905 г.-221. Помимо этого, выросла численность населения Российской империи, в частности городского населения [3].

В вопросе печати Николай II продолжал политику Александра II. Всеми важнейшими вопросами провинциальной печати ведало Главное управление по делам печати, которое контролировал министр внутренних дел. Функционирование печати определяли Устав о цензуре и печати 1890 г. Временные правила о печати» (1882 г.) и циркуляры министерства внутренних дел. В Уставе о цензуре и печати объединили нормативно-правовые акты о цензуре и печати, начиная с 1828 года.

Отметим, что до 17 октября 1905 г. действовали «Временные правила о печати» (1882 г.) Они регулировали следующие вопросы: прекращение и приостановку выхода газет и журналов, предварительную цензуру, запрет редакторам на профессиональную деятельность.

Сопова Н. А. отмечала, что «в ходе развития законодательства о печати до начала XX века увеличивалось количество административных взысканий и их виды, которые министр внутренних дел мог применить по отношению к газетам и журналам» [4, с. 199].

Правительство воздействовало на прессу такими методами как запрещение розничной продажи и запрет на печать платных объявлений (на неопределенный срок), сдерживание роста частных изданий в провинциях. Окупаемости газеты во многом способствовала печать платных объявлений. В случае запрета на платные объявления газеты несли большие финансовые потери, которые нередко приводили к закрытию их.

Для начала работы частной газеты требовалось разрешение от министерства внутренних дел, которое крайне неохотно выдавало их. Обосновывали отказы по-разному (переизбыток печатных изданий, перегруженность цензоров, отсутствие цензоров и т. д.). Так, например, в 1897 году было подано 174 заявления, а выдано правительством лишь 38 разрешений.

К 1901 году в Области Войска Донского работали 48 типографий и литографий, 22 типографии и литографии находились в Ростове-на-Дону. Обновление оборудования (скоропечатных и ротационных машин) стимулировало рост тиражей периодических изданий и, соответственно, работы самих издательств [1].

Существовали различные способы распространения прессы: подписка и розничная продажа, продажа в разнос, продажа в магазинах, и на железных дорогах [5, с.70–71].

От количества читателей и подписчиков зависела прибыль издательств, поэтому нужно было заботиться о расширении территории распространения и увеличении покупателей. Существовало несколько способов распространения столичных изданий в провинциях. Во-первых, дополнения к газетам и журналам, специальные выпуски, которые периодически выпускало издательство. Они были бесплатны для подписчиков, поскольку входили в стоимость подписки.

Во-вторых, издательство выпускало вечерние или сокращенные варианты выпусков, которые распространялись по сниженной цене, а значит, были доступны большему количеству читающего населения.

В-третьих, газету можно было выписать в рассрочку, получая какое-то время бесплатно свежие номера, подписное свидетельство при покупке книг, юридических консультациях, печати объявлений

В-четвёртых, были столичные издания, которые бесплатно рассылали свои свежие выпуски в народные училища, сельские больницы, волостные правления.

В-пятых, издательства боролось за возможность торговать на железных дорогах. Назаров А. отмечал, что правом преимущественной торговли на железных дорогах обладало «Контрагентство» А. С. Суворина [5,73]. В киосках, которые ему принадлежали, продавались и издания конкурентов. Однако их стоимость превышалась в 1,5–2 раза по сравнению с их реальной стоимостью, экземпляров конкурентов было чрезвычайно мало, поэтому большинству провинциальных изданий было доступно лишь «Новое время» А. С. Суворина.

Донская печать была представлена государственными, частными и специализированными изданиями. Также в Ростове-на-Дону газета выходили органов местного самоуправления, «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы».

«Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы» являлись еженедельной воскресной газетой, которая состояла из 4 страниц. Ее издавало общественное управление Ростова-на-Дону, а главным подписчиком был городской голова. С помощью газеты жители города информировались о работе городской думы и управы, городского общественного банка и ломбарда, регистрации новых фирм, о проведении аукционов, также газета освещала визиты государственных, общественных и культурных деятелей.

Отметим, что на Дону официальная печать выписывалась общественными организациями и местными государственными учреждениями. Данная ситуация связана с наличием частной провинциальной прессы, предпочтение которой и отводили местные жители.

Частная печать была представлена такими газетами как: «Приазовский край», «Таганрогский вестник», «Донская речь», «Южный телеграф».

«Таганрогский вестник» издавался купцом Чумаченко К. Д. в Таганроге. Её авторы выступали с обличительной критикой местной власти, обращали внимание на необходимость реформирования законодательства о цензуре, так как существовавшие в начале XX века правовые нормы не соответствовали интересам общества. К сожалению, «Таганрогский вестник» не пользовался спросом: в 1901 году убытки издательства составили 11 тыс. рублей [1, с. 181].

Это неудивительно, поскольку газета стоила дорого: 7 рублей годовая подписка, что было дороже подписки на «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы». Возможно, для годовой подписки стоимость не очень высока, например, подписка «Вестника Европы» стоила 15 рублей, 50 копеек, однако не всякому горожанину была по карману данная газета.

«Южный телеграф» издавался Алексановым И. Я. в Ростове-на-Дону. Газета была убыточной по ряду причин. Во-первых, издательство не могло определить политическую и идеологическую концепцию газеты. Во-вторых, отсутствие авторского материала, а значит, и стиля и уникальности газеты. В- третьих, наличие конкуренции (например, «Донская речь» Н. Е. Парамонова).

Обратим внимание на деятельность Алексанова А. И. Он был не только редактором и издателем «Южного телеграфа», но и журналистом, писавшим во все газеты юга России

Газета «Донская речь» как и одноименное издательство, были основаны в 1903 году Н. Е. Парамоновым. Издательство владело своей типографией в Ростове-на-Дону, однако после 1905 года оно не могло справиться с увеличившимися тиражами, и Н. Е. Парамонов перенёс большую их часть в Санкт-Петербург. Всего в 1903–1907 годах было выпущено более 600 изданий. Склады издательства, кроме Ростова, находились в обеих столицах и в нескольких провинциальных городах. Несмотря на низкую цену изданий за счёт больших тиражей обеспечивалась безубыточность предприятия. Первоначально газета являлась рупором либеральной казачьей интеллигенции.

Выходила газета ежедневно, состояла из 4-х страниц. Донские читатели были достаточно хорошо информированы о событиях на Дальнем Востоке, хотя своего корреспондента на передовой у газеты не было.

Что же делали журналисты? Во-первых, опирались на публикации «Правительственного вестника» и «Российского телеграфного агентства», во- вторых, выборочно пересказывали и анализировали статьи других издательств. Существовали рубрики, которые освещали изменения в работе самой печати: «Обзор печати», «О работе печати».

У газеты «Донская речь» был конкурент — «Приазовский край», умеренно- либеральная газета. Она также выходила ежедневно и состояла из 4-х страниц. Темы газет были разнообразными: новости столицы, новости Донского края, заграничные новости, новости театра и музыки, науки, объявления. У газеты были корреспонденты в Таганроге, Мариуполе, Новочеркасске, Темрюке, Екатеринодаре.

Таким образом, охарактеризовав основные аспекты формирования и распространения прессой информации, в том числе и на Дону, как части «вертикальных» и «горизонтальных» общественно-политических связей в начале XX столетия, мы можем отметить, что донская печать была представлена как государственными, так и частными изданиями. Однако частные издания пользовались большой популярностью, поскольку выходили регулярно(ежедневно) и были доступны большому кругу читателей.

Литература:

  1. Ахмадулин Е.В, Станько А. И. Региональная печать Дона и Северного Кавказа. — Ростов-на-Дону. [Электронный ресурс]: Издательство Южного федерального университета,2014. URL: https://vk.com/wall-33833481_14655 (Дата обращения 04.02.2025)
  2. Есин В. И. Русская дореволюционная газета. [Электронный ресурс] — М: Издательство Московского университета,1971. URL: https://djvu.online/file/kQc4CDQvfhijp (Дата обращения 04.02.2025)
  3. Жирков Г. В. Журналистика России 1900–1918. От золотого века до трагедии. [Электронный ресурс]- Ижевск, 2014. URL: https://djvu.online/file/jd3Tg3WD4quPU (Дата обращения 04.02.2025)
  4. Сопова Н. А. Проблемы реформирования законодательства о периодической печати в России в начале XX века//Труды института государства и права. 2020. Т. 15. № 6 C.190–221. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-reformirovaniya-zakonodatelstva-o-periodicheskoy-pechati-v-rossii-v-nachale-xx-veka (дата обращения: 06.08.2024).
  5. Назаров А. Распространение и продвижение столичной прессы в Российской Империи [Электронный ресурс]// Медиа Альманах. 2005. № 2(9). С. 65–74 URL: http://mediaalmanah.ru/archive/ (Дата обращения 04.02.2025)
Основные термины (генерируются автоматически): газета, Ростов-на-Дону, городская управа, издание, печать, издательство, розничная продажа, Ростовской-на-Дон, годовая подписка, донская печать.


Похожие статьи

Задать вопрос