Историография политики советских властей в отношении интеллигенции с февраля 1917 до середины 1920-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 07.02.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Щепилов, Д. О. Историография политики советских властей в отношении интеллигенции с февраля 1917 до середины 1920-х годов / Д. О. Щепилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122593/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор исследует оценки современными исследователями политики советских властей в отношении интеллигенции в период с февраля 1917 до середины 1920-х гг.

Ключевые слова: интеллигенция, революция 1917, политика.

Начало XX века занимает особое место в судьбах русской интеллигенции. Как известно, в годы советской власти интеллигенция определялась как особая прослойка населения. Но нельзя не отметить и того, что на излете Российской империи внутри себя она дробилась на небольшие т. н. группировки в зависимости от своего экономического положения. Как следствие, по мнению ряда исследователей, у нее не было определенных экономических и политических интересов. Поскольку интеллигенция находится в подчиненном положении к ведущим классам общества, а также являлась наследством от предыдущего строя, то это накладывало отпечаток на политику советского руководство в отношении интеллигенции. В таких условиях появился вопрос освещения политики советских властей в отношении интеллигенции с февраля 1917 до середины 1920-х годов в современной историографии.

Аксютин А. Ю. и Гердт Н. Е. в своем труде «Русская интеллигенция и революция 1917» приходят к выводу, что интеллигенция после революции превратилась в разрозненные группы, которые были очень уязвимы для влияния большевиков, чем последние и воспользовались. Интеллигенция с начала XX в. начала ощущать свою отдаленность от пролетариата, что ощущали последние после революции 1905 г., революции февраля и октября 1917 г. и обрушили на нее свой гнев, поскольку считали ее представителями буржуазии. Авторы отметили в своем труде, что интеллигенция считала, что самодержавие было свергнуто при помощи их усилий, а также считала, что в дальнейшем всё будет зависеть от их пожеланий, а понимание произошедшего придет к интеллигенции позже. Осознание ошибок и вины интеллигенции отразится в работах Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Франка и будущих соавторах сборника «De Profundis», почти все они сойдутся в мнении, что переворот большевиков есть узурпация власти. [1, с. 41]

Затрагивает тему политики советских властей в отношении интеллигенции Фортунатов В. В. в своей работе «Ленин и интеллигенция» и Е. Январбиевна в своей работе «Политический курс советской власти в отношении старой интеллигенции». В работе Фортунатова В. В. в центре находится личность В. И. Ленина и его взгляды. В. И. Ленин считал интеллигенцию следствием возникновения и развития капитализма, следствием появления спроса на высококвалифицированного специалиста. [3, с. 53] Интеллигенция в основной своей массе была сбита с толку и деморализована, поскольку правительство сменялось одно другим в период с февраля по октябрь 1917 г. А захват власти большевиками не укладывался в представления интеллигентов о легитимной передаче власти, что позволило привлечь их в работе по саботажу действий, проводимых советской властью. С весны 1918 г. В. И. Ленин ставит вопросы о включении интеллигенции в работу, сделав ее союзником рабочих и крестьян. Сам руководитель встречался со специалистами, решал кадровые вопросы, а также занимался разработкой «Наброска плана технических работ» для Российской академии наук. Емтыль Январбиевна считает, что поскольку большевикам интеллигенция досталась от прежнего строя, то соответственно она будет пропитана буржуазным мировоззрением и навыками, что вызывало осторожность. Нежелание сотрудничать со стороны интеллигенции было расценено как саботаж. Между тем для строительства коммунизма в стране было необходимо капиталистическое основание, что понимали в советском руководстве и что подвигало к сотрудничеству с интеллигенцией. В такой ситуации их необходимо было ставить в условия труда, в которых они пропитались бы идеями пролетариата, а для привлечения в работу на советскую власть необходимо сохранить более высокий уровень зарплат для привлечения к сотрудничеству. [6, с. 236]

Изучением взаимоотношений научной интеллигенции и советской власти занимались Лобок Д. В. в своем труде «Научная интеллигенция и ее профессиональные объединения 1917–1922 г.» и Худобородов А. Л. в своей работе «Реформа высшего образования в Советском государстве в 20-е годы XX века». Лобок Д. В. отмечает либеральные и консервативные умонастроения среди научной интеллигенции, которые сложились к Февральской революции. [2, с. 1] Большая часть научных работников московских и петербургских поддерживала Временное правительство, но основная масса стремилась сохранять беспартийность. Оба автора сходятся во мнении, что некоторая часть научных работников открыто сотрудничала с ОСВАГ, а прогрессивная реформа Высшей школы не была позитивно встречена. Подобные обстоятельства порождало недоверие к научной интеллигенции. Однако их мнение начало меняться по отношению к советской власти после побед на полях Гражданской войны. Сменив свое мнение к новой власти советское руководство началось заниматься научной интеллигенцией и ее материальным положением, а созданные научной интеллигенцией профсоюзы позволили вести конструктивный диалог с советской властью.

Шевцов В. В. и Вячистый Д. Д. в своей работе «Взаимоотношения советской власти и технической интеллигенции в 1917–1919 г.» затрагивают взаимоотношения власти и технической интеллигенции. Большая часть технической интеллигенции стояла на стороне Временного правительства, поддерживали его политику и не принимали политику нового строя. [5, с. 24] В силу этих обстоятельств большевики как партия, представляющая рабочих и крестьян, была противопоставлена интеллигентам, представителям буржуазного класса. Разный уровень жизни специалиста и обыкновенного рабочего делал из интеллигента настоящего антагониста в глазах другого. В таких условиях предоставить помощь специалистам могло только государство. Всероссийское объединение инженеров отказалось от политических установок, в таких условиях между советской властью и технической интеллигенцией установилось сотрудничество, в котором государство давало специалистам увидеть свое обозримое будущее, а также давало понять свое желание инвестировать в знания. Работая на государство, инженер приносил пользу для народа, помимо этого везде пользоваться лояльными специалистами у государства было невозможно, поскольку их было не так много. Однако финансовое благополучие технической интеллигенции начнет сильно улучшаться только к середине 1920-х г., поскольку начнется бурный восстановительный период в экономике.

Таким образом, проанализировав отдельные труды, где исследователи затрагивают проблемы, характеризующие политику советских властей в отношении интеллигенции с февраля 1917 до середины 1920-х гг., мы можем отметить, что они по большинству своему сходятся во мнениях. А именно, что интеллигенция после революций 1917 г. оказалась в условии непонимания происходящих вокруг событий, в которых она разделилась на различные группировки, чем позже воспользуется советская власть. Сходятся авторы и во мнении, что в отношении интеллигенции наблюдался прагматизм, поскольку для строительства необходимо капиталистическое основание. Интеллигентов привлекали к сотрудничеству, однако ставя их в условия труда, где они будут напитываться идеями пролетариата, а стимулировать их должен был более высокий уровень зарплат, чем у рабочего.

По мнению ряда исследователей, научная интеллигенция была наиболее опасной, поскольку среди них было больше всего поддерживавших партии кадетов и Временного правительства. Однако ее бедственное финансовое положение и помощь со стороны советской власти позволили вести конструктивный диалог. А техническая интеллигенция, отказавшись от политических установок, получила понимание своего обозримого будущего, в котором они будут работать на другое государство, но получать по-прежнему высокую зарплату. Авторы считают, что власть всегда пойдет навстречу тому электорату, который считает ключевым.

Литература:

  1. Аксютин Ю. В. Гердт Н. Е. Русская интеллигенция и революция 1917 г. В хаосе событий и в смятении чувств. М.: Политическая энциклопедия, 2017. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/2018–03–006-aksyutin-yu-v-gerdt-n-e-russkaya-intelligentsiya-i-revolyutsiya-1917-g-v-haose-sobytiy-i-v-smyatenii-chuvstv-m-politicheskaya/viewer
  2. Лобок Д. В. Научная интеллигенция и её профессиональные объединения 1917–1922. Интеллигенция и мир: — Иваново, 2012. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-intelligentsiya-i-ee-professionalnye-obedineniya-1917–1922/viewer
  3. Фортунатов В. В. Ленин и интеллигенция. Интеллигенция и мир.: — Иваново, 2021. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/lenin-i-intelligentsiya/viewer
  4. Худобородов А. Л. Реформа высшего образования в Советском государстве в 20-е годы XX века. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.: — Челябинск, 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vysshego-obrazovaniya-v-sovetskom-gosudarstve-v-20-e-gody-hh-veka/viewer
  5. Шевцов В. В., Вячистый Д. Д. Взаимоотношения советской власти и технической интеллигенции в 1917–1919 годах. Гуманитарный вектор.: — Томск, 2020. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-sovetskoy-vlasti-i-tehnicheskoy-intelligentsii-v-1917–1919-godah/viewer
  6. Январбиевна Е. З. Политический курс советской власти в отношении старой интеллигенции 1917–20-Е гг. ХХ в. Теория и практика общественного развития: — Краснодар, 2010. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-kurs-sovetskoy-vlasti-v-otnoshenii-staroy-intelligentsii-1917–20-e-gg-hh-v/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): советская власть, научная интеллигенция, техническая интеллигенция, отношение интеллигенции, интеллигенция, Временное правительство, работа, капиталистическое основание, конструктивный диалог, Русская интеллигенция.


Похожие статьи

Задать вопрос