Составление кейса для самостоятельной работы с региональными источниками по теме «Немецко-фашистская оккупация казачьих станиц Дона в годы Великой Отечественной войны» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 февраля, печатный экземпляр отправим 26 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 07.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Парфенова, Ю. Е. Составление кейса для самостоятельной работы с региональными источниками по теме «Немецко-фашистская оккупация казачьих станиц Дона в годы Великой Отечественной войны» / Ю. Е. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — URL: https://moluch.ru/archive/557/122594/ (дата обращения: 08.02.2025).

Препринт статьи



Системно-деятельностный принцип организации современного процесса обучения предполагает создание условий для самостоятельной работы школьников. На уроках истории при изучении той или иной темы документ или группа документов могут выступать как целостный информационный блок, содержащий характеристику той или иной реальной жизненной ситуации, — кейс. Необходимо помнить об основных критериях отбора документов для кейса документы должны быть доступными и соответствовать возрастным особенностям школьников, соответствовать целям обучения и теме урока, содействовать актуализации знаний, поддерживать интерес и мотивации обучения, отражать типичные факты, характеризовать реальную ситуацию, содержать «бытовые подробности», позволяющие конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах.

Тема преступлений против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР является, с одной стороны, крайне важной и значимой с точки зрения гуманного воспитания, с другой стороны, очень болезненна практически для всех граждан нашей страны, где в каждой семье имеются родственники, погибшие в пламени войны. Обращение к проблематике описания преступлений фашистов и их пособников против мирного населения несет в себе тяжелую эмоциональную составляющую, т. к. знакомство с подлинниками документов не оставляет никого равнодушным и вызывает чувство глубокого сопереживания по отношению к беззащитным детям, старикам, женщинам, больным людям, ставшим жертвами нацистской политики, направленной на тотальное уничтожение населения СССР и использование экономических ресурсов страны. Подобного античеловеческого и массового по своим масштабам преступления человечество еще не знало.

Мирное население, оказавшееся на оккупированной территории, находилось не просто в стрессовом состоянии из-за постоянной угрозы жестоких расправ, которые регулярно устраивались фашистами и их пособниками; оно также испытывало голод, болезни, страх быть убитым или угнанным в рабство в Германию, чувство бессилия из-за невозможности защитить своих близких. А. Гитлер рассматривал войну с СССР как борьбу двух непримиримых мировоззрений. Считая большевизм «преступлением против общества», а коммунизм «огромной опасностью для будущего», он требовал отказаться от взгляда на неприятеля как на обычного солдата: «Коммунист никогда не был и никогда не станет нашим товарищем. Речь идет о борьбе на уничтожение». Заявления фюрера подобного рода при подготовке агрессии против СССР вызвали целый ряд соответствующих военных приказов вермахта, которые исключали «восточную кампанию» из разряда «обычных» войн. Нюрбергский процесс дал правовую оценку подобных «деяний» гитлеровцев, определив их как «военные преступления» и преступления против человечности». «К «военным» преступлениям относили убийства, истязания или увод в рабство гражданского населения оккупированной территории, убийства и истязания военнопленных, убийства заложников, разорение, не оправданное военной необходимостью, ограбление [1]. Именно это и происходило на оккупированной территории РСФСР. Этнокультурный состав населения также влиял на особенности оккупационной политики. Например, Ростовской областях немецкие власти осуществляли политику заигрывания с казачеством с целью привлечения его на свою сторону». Именно в это время сюда возвращаются некоторые из эмигрировавших за границу в период Гражданской войны и политики раскулачивания казаки. В пропагандистских целях гитлеровцы возвращали им прежнее имущество — дома, землю. Представители данной категории лиц подчас активно сотрудничали с оккупантами, служа в полиции, принимали участие в карательных акциях. Однако в целом политика заигрывания с казачеством провалилась. Массового сотрудничества с оккупационными властями со стороны казачества не было. Казаки наряду с другими группами населения подвергались наказаниям

Примеры источников для кейса по теме Немецко-фашистская оккупация казачьих станиц Дона в годы Великой Отечественной войны.

Пример № 1 «1943 г. апреля 5 дня хут. Кастылевка Сусатского с/сов, Семикаракорского района. Мы нижеподписавшиеся, гр-не Лисенко Моисей Григор., Бурлакова Ольга Родионовна Кизимов Тихон Пантелеевич и Смоляков Иван Михайлович, составили настоящий акт в нижеследующем: при налетах вражеских немецких самолетов на наш хут. немецкие звери бросали бомбы и мины, в виде детских игрушек. После освобождения нашего хутора дети начали собирать эти игрушки. Эти игрушки начали взрываться и убило детей: 1. Лошкобанов Николай Емельян, 13 лет. 2. Бурлаков Иван Павлович, 6 лет. 3. Лысенко Федор Моисеевич, 6 лет…» [2].

Пример № 2. «АКТ № 426 1943 года, 7 апреля, Семикаранорекого р-на хут, Кузнецовки, Кузнецовского с/совета. Мы, нижеподписавшиеся, гр-не х, Кузнецовми Павленко Влад, Сем., Острижнов Александр Ив, и Духопильникова Наталья составили настоящий акт в том, что 15 декабря 1942 года со стороны немецких оккупантов сделано зверское издевательство над гр-ном Макаровым Василием Петр., рождения 1898 года, которому нанесены кровавые побои за то, что он плохо сгребал колосья. Настоящий факт подтверждают гр-не хутора Кузнецовки…» [3].

Пример № 3. «…АКТ № 234, 1943 года апреля 8 дня. Мы нижеподписавшиеся комиссия в составе гр. САРОСЕКА Б. Д., КОЛЕСНИКОВОВОЙ Е. П. и АТЛАНОВА Я. В., составили настоящий акт в нижеследующем: Во время оккупации нашей территории гр-ка СТЕПАНОВА Валентина вечером шла домой с работы, проходя около поста, который она не заметила, выстрелом из винтовки часовым была убита…» [4].

Пример № 4. «АКT № 285 28/Ш-1943г. хутор Пухляковский. Мы, нижеподписавшиеся, комиссия по учету убытков и зверствах, причиненных немецкими захватчиками, в лице представителя РК ВКП/б), Полухиной Ал. Иван., 2. Пред.колхова им Сталина — Смолякова Петра Семеновича, 3. колхозников — Забродшна СтеФана Фежоровича, 4. Мельникова Михаила Григорьевича, Бурлуцкого Федора Ивановича, 6. Иванкова Андрияна Трофимовича составили настоящий акт в том, что немецкие разбойники на протяжении шести с половиной месяцев находились на территории Раздорского р-на; За это время они причинили немало жертв, Так в хуторе Пухляковском расстреляно 4 человека взрослых и 2 лет ребенок. 1. Сухарева Мария Федоровна и ее 4 лет сын Миша только за то, что женщина не хотела отдать имеющуюся у нее одну корову. 2. Перюшенко Николай Васильевич 1916г. — охранник. 3. 2 красноармейца. 1 из них убили только за то, что был похож на еврея…Угнаны в немецкое рабство 20 человек. Остались 5 детей сирот Мурашкины Михаил Вас, старший 26 г.рожден. Мать их убита…» [5].

Пример № 5. «АКТ № 236 1943 года апреля 8 дня, мы нижеподписавшиеся, комиссия в составе гр-н САРОСЕКА Е. Д. АТЛАНОВА Яков.Вас., КОЛЕСНИКОВОЙ Евд.П., составили настоящий акт в нижеследующем: во время оккупации нашей территории немецкими извергами подвергся телесным наказаниям гр. ст. Кочетовской, Семикаракорского района Ростовской области: БОГУЧАРСКИЙ Михаил Александрович, рождения 1895 г., которого по распоряжению Семикаракорского атамана пороли розгами и заставили уплатить штраф в количестве 600 р. за то, что во время сторожевания уснул…» [6].

Список возможных вопросов к документам: Как была трансформирована система управления на местах в период оккупации? Какие ограничения в жизни мирного населения появились с приходом оккупантов? Как немецкие солдаты и офицеры относились к местному населению? Приведите не менее 10 фактов. Какими прилагательными, используемыми в документах, можно охарактеризовать моральное и физическое состояние мирного населения на оккупированной территории? Какие способы использовали немецкие солдаты при изъятии имущества у мирных граждан? Какое именно имущество изымалось у местного населения?

В целом, использование кейс-технологии в познавательной деятельности при изучении темы Великой Отечественной войны позволяет создать благоприятные условия на уроках для отработки практических навыков, необходимых школьникам для правильной работы с различными видами информации, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, их способность выражать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, а также сделать аргументированное собственное высказывание, что в дальнейшем поможет им грамотно ориентироваться в информационном пространстве, разграничивать факты и мнения, определять достоверность источников.

Литература:

  1. Без срока давности: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Тульская область: Сборник документов / Отв. ред. Д. Н. Антонов. М., 2020. С. 30 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/342563-bez-sroka-davnosti-prestupleniya-natsistov-i-ih-posobnikov-protiv-mirnogo-naseleniya-na-okkupirovannoy-territorii-rsfsr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-tulskaya-oblast
  2. ЦДНИРО. Ф. Р.-1886. Оп.1.Д.8. Л.36
  3. ЦДНИРО. Ф. Р.-1886. Оп.1.Д.12. Л.22
  4. ЦДНИРО. Ф. Р.-1886. Оп.1.Д.8. Л.23
  5. ЦДНИРО. Ф. Р.-1886. Оп.1.Д.8. Л.3
  6. ЦДНИРО. Ф. Р.-1886. Оп.1.Д.6. Л.30


Задать вопрос