Выбор оптимальных параметров винтовых забойных двигателей для бурения скважин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 08.02.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Абделрахман, Хазем Мохамед Рамадан. Выбор оптимальных параметров винтовых забойных двигателей для бурения скважин / Хазем Мохамед Рамадан Абделрахман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122601/ (дата обращения: 23.02.2025).



В настоящее время наиболее распространенным и востребованным оборудованием для бурения наклонно-направленных скважин являются винтовые забойные двигатели с регулятором угла наклона. Это оборудование обладает рядом значительных преимуществ: позволяет быстро устанавливать необходимый угол наклона на буровой установке, имеет меньшую длину по сравнению с турбобурами, а также дает возможность управлять работой двигателя по давлению в нагнетательной линии. Кроме того, винтовые двигатели совместимы с большинством современных типов долот, что делает их универсальными и эффективными для различных условий бурения.

Ключевые слова: винтовой забойный двигатель, бурение, скважина, турбобур, растворы, выбор.

Одним из важных направлений повышения эффективности строительства нефтяных и газовых скважин является оптимизация способов бурения, учитывающая горнотехнические условия и конструктивные особенности забойного оборудования. Использование винтовых забойных двигателей (ВЗД) позволяет достигать высоких технико-экономических результатов, как это демонстрирует отечественный и зарубежный опыт. Такие результаты могут быть обеспечены сочетанием разных режимов бурения, включая как неподвижную бурильную колонну, так и комбинированный метод с вращением труб. Однако теория рабочего процесса ВЗД для комбинированного способа бурения, а также сравнительный анализ характеристик забойных компоновок для этих двух методов, еще не исследованы в полной мере. Это существенно ограничивает возможности буровиков при определении режимных параметров и затрудняет проектирование двигателей для различных условий бурения [1].

Результаты качественного строительства скважины определяются её долговечностью и надежностью в процессе эксплуатации. Для достижения этих целей важно строгое соблюдение всех технологических мероприятий на каждом этапе строительства, направленных на повышение технико-экономических показателей бурения. Реализация таких мероприятий базируется на применении современного наземного и глубинного оборудования, а также на использовании накопленного технологического опыта в бурении. Как показал опыт буровых компаний, приоритетным методом остается вращательное бурение с применением современных винтовых забойных двигателей (ВЗД) в качестве привода породоразрушающего инструмента.

Преимущества ВЗД по сравнению с другими типами приводов долота очевидны. Одним из основных преимуществ являются увеличенные энергетические характеристики, которые позволяют бурить скважины различной глубины, с разнообразными типами профилей, а также изменяющимися свойствами промывочных жидкостей и параметрами бурения. Кроме того, ВЗД обеспечивают использование различных конструкций и типоразмеров породоразрушающих инструментов [2].

Однако конструктивные особенности ВЗД приводят к возникновению высоких поперечных и продольных вибраций корпуса. Эти вибрации негативно сказываются на долговечности и работоспособности как самого двигателя, так и на компоновке низа бурильной колонны (КНБК) в целом, а также на точности телеметрических систем. Конструкции ВЗД представлена на рис.1.

Конструкции ВЗД

Рис. 1. Конструкции ВЗД

Основным узлом всех типов винтовых забойных двигателей является рабочая часть, состоящая из ротора и статора с эластомерной футеровкой. Эта футеровка, как правило, изготавливается из резиновой смеси ИРП–1226. Конструкция ротора остаётся неизменной более десяти лет и выполнена из легированной стали с износостойким и коррозионностойким покрытием. В зависимости от условий эксплуатации, поверхность ротора может быть снабжена дополнительным защитным покрытием (рис.2).

Принцип работы ротор-статор заключается в том, что зубья ротора и статора находятся в непрерывном контакте, образуя замкнутую рабочую камеру, длина которой определяется шагом статора. Грязь может попасть на долото только в случае, если ротор вращается внутри футеровки статора, перекатываясь по зубьям под воздействием неуравновешенных гидравлических сил. При этом геометрическая ось ротора вращается против часовой стрелки относительно оси статора (переносное движение), а сам ротор вращается по часовой стрелке (абсолютное движение).

ВЗД с регулятором угла типа ДР

Рис. 2. ВЗД с регулятором угла типа ДР

Для восприятия осевых и радиальных колебаний (нагрузок) шпиндельная секция комплектуется подшипниками, что способствует улучшению работы двигателя и повышению его долговечности.

Принцип работы винтового забойного двигателя с регулятором угла типа ДР (ДРУ) предлагаемой конструкции аналогичен общеизвестному, с несколькими улучшениями. Промывочная жидкость подается через колонну буровых труб в двигательную секцию. Крутящий момент, возникающий на роторе двигательной секции, передается с помощью шарнирного узла на вал шпинделя и далее на долото.

Одним из основных преимуществ данной конструкции является возможность изменения угла искривления непосредственно на буровой, что повышает гибкость работы устройства. Рабочими органами двигательной секции являются многозаходные винтовые ротор и статор. Статор изготавливается из стали и внутри него размещена обкладка из резины с левыми зубьями, что позволяет улучшить износостойкость и долговечность устройства. На внешней поверхности статора также присутствуют левые зубья. Зубья ротора и статора отличаются на единицу (у статора на один зуб меньше), при этом количество винтовых линий должно быть пропорционально числу зубьев [3].

В основе работы винтовых забойных двигателей лежит принцип, схожий с принципом работы «насоса Муано». Циркулирующая под давлением жидкость поступает в расширяющуюся полость, образующуюся между металлическим геликоидальным ротором скальчатого типа и винтовой геликоидальной полостью в корпусе статора, выполненного из эластомерного материала. В процессе работы создается давление, которое и приводит к вращению ротора и выполнению буровых операций.

Выбор типа забойного двигателя зависит от таких факторов, как типоразмер долот, режимные параметры и свойства бурового раствора. Диаметр забойного двигателя должен находиться в пределах 80–90 % от диаметра долота, а расход промывочной жидкости должен быть близким к номинальному расходу двигателя. Крутящий момент, который развивает забойный двигатель, должен быть достаточным для эффективного разрушения горной породы на забое скважины [4].Также забойный двигатель должен обеспечивать частоту вращения долота, соответствующую необходимым значениям для эффективного разрушения горных пород.

Таким образом, выбранный винтовой забойный двигатель должен соответствовать по мощности и крутящему моменту требованиям для заданного спецрежима бурения. Сводные данные по выбранным забойным двигателям приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Техническая характеристика забойных двигателей

Показатель

ТЗД

ВЗД

Время механического бурения забойным двигателем T мб , ч

90,9

155

Количество долот, используемых при бурении N, шт.

37

16

Время, затрачиваемое на спуско–подъёмные операции T спо , ч

128,76

55,68

Время подготовительно–заключительных и вспомогательных работ T пзвр , ч

95,46

41,28

Общие затраты времени t 0 , ч.

315,12

251,96

Календарное время бурения Tк, ч.

2541,6

2478,4

Количество станко–месяцев при бурении К см , ст.–мес.

3,53

3,4

Скорость бурения Нб, м/ст.–мес.

1000

1038

Проходка на буровую П б/г , м

12000

12456

Как видно из таблицы 1, ТЗД требует больше времени на операции и использует больше долот, в то время как ВЗД показывает немного лучшую производительность в плане скорости бурения и проходки на буровую.

Таким образом, винтовой забойный двигатель имеет несколько уникальных преимуществ. Он позволяет не только эффективно разбуривать цементные мосты в колоннах малого диаметра, что ранее было невозможно выполнить ни с помощью турбобура, ни ротором, но и в некоторых случаях успешно используется при подземном ремонте компрессорных труб. Малогабаритные винтовые забойные двигатели также хорошо зарекомендовали себя при восстановлении старых скважин, обеспечивая выход из обсадной колонны и бурение вторых стволов. Кроме того, они эффективны при бурении с выходом из эксплуатационной колонны на нижележащие горизонты, что в случае использования ротора или турбобура представляет собой значительные трудности.

Литература:

  1. Веревкин А. В., Молодило В. И. О повышении эффективности бурения нефтяных и газовых скважин гидравлическими забойными двигателями // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. — 2013. — № 1. — С. 16–19.
  2. Гнибидин В. Н., Ткаченко В. И. Повышение эффективности процесса бурения винтовыми забойными двигателями // Научные достижения и передовой опыт в бурении. 1991. № 10.
  3. Двойников М. В. Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями: Автореф. дис…д–ра техн. наук / ТюмНГУ. Тюмень. 2011. 40 с
  4. Морозов В. А., Двойников М. В. Обоснование выбора параметров режима направленного бурения скважин винтовыми забойными двигателями // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. 2019. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): забойный двигатель, винтовой забойный двигатель, двигатель, двигательная секция, крутящий момент, зуб ротора, промывочная жидкость, различное условие бурения, часова стрелка, эффективное разрушение.


Ключевые слова

скважина, выбор, бурение, растворы, винтовой забойный двигатель, турбобур

Похожие статьи

Задать вопрос