Социально-философские аспекты понятия «политические ценности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №6 (557) февраль 2025 г.

Дата публикации: 08.02.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Карпухин, Д. И. Социально-философские аспекты понятия «политические ценности» / Д. И. Карпухин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 6 (557). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/557/122603/ (дата обращения: 22.02.2025).



В современном обществе возрастает роль политики, происходит изменение содержания понятия «политические ценности» на личностном и межличностном уровнях. Благодаря формированию политических ценностей отдельная личность получает способность ориентироваться в меняющейся политической реальности.

В контексте сложившейся сети социально-политических отношений людям бывает сложно понять своё положение и не заблудиться в политической системе. Чтобы осуществить осознанный выбор в политике и сформулировать свою позицию, каждому необходимо разработать свои оценки и политические идеи, после чего следует сопоставить их с концепциями, которые поддерживаются соответствующими социальными группами.

Важным аспектом политических ценностей является их способность объединять людей, создавая ощущение общности и принадлежности. Группы, разделяющие схожие ценности, снижают уровень социальной фрагментации и могут выстраивать эффективные механизмы защиты своих интересов, таким образом продвигая своё видение будущего общества. Кроме того, политические ценности служат основой для формирования политических идей, которые определяют, как индивиды и группы воспринимают власть и её легитимность. Социальные движения и активности, направленные на защиту или продвижение определённых ценностей, создают пространство для дебатов и конфликтов, что в свою очередь способствует улучшению демократии и инклюзивности.

Существует ощутимая взаимосвязь между политическими идеалами и правами граждан, их убеждениями и личными качествами. Политические ценности формируются в зависимости от типа государственного устройства, степени общественного развития и наличия политических организаций. К основным политическим ценностям можно отнести свободу и справедливость, преданность Родине и гражданскую ответственность.

Эти ценности подвержены изменениям, и их иерархия пересматривается в зависимости от актуальных условий жизни.

Следует подчеркнуть, что представления о власти и формах государственного устройства значительно различаются среди представителей различных социальных групп, каждая из которых имеет свое мнение о том, какой вариант политического устройства является наилучшим. Это связано с тем, что личные оценки и ценности непосредственно влияют на образ жизни и поведение индивида.

На протяжении жизни политические убеждения и ценности могут эволюционировать, поскольку индивидуум проходит через различные фазы социализации. В начале важнейшую роль играет семья, затем в жизни человека начинают присутствовать школа, работа, церковь, искусство и культура. Под воздействием этих факторов происходит передача политических идеалов от одного поколения к следующему. Таким образом, в процессе социализации личность формирует свою политическую позицию, уникальное мировоззрение. В основе этого лежат базовые убеждения и принципы.

Изучение влияния агентов политической социализации на формирование политических ценностей индивида привело к следующему выводу: политическая социализация оказывает непосредственное воздействие на развитие политических ценностей, что в свою очередь способствует вовлечению индивида в политическую активность.

При этом важно помнить, что в процессе формирования политических ценностей должны быть учтены социокультурные особенности конкретного региона или этнической группы.

В социально-гуманитарных науках принято выделять следующие функции политических ценностей:

— регулятивная: политические ценности определяют поведение индивида, его действия в той или иной ситуации;

— идентификационная: политические ценности позволяют сформировать свою позицию и как следствие определить принадлежность к конкретной политической группе или обществу;

— социализирующая: политические ценности помогают усвоить существующие в социуме нормы и ценности;

— охранная: политические ценности помогают обеспечить стабильность политической системы и безопасность граждан, защищать их интересы.

По мнению В. В. Сутужко, политические ценности являются видом социальных ценностей [4, c. 20]. Исследовать социальные ценности российские и зарубежные ученые начали достаточно давно, причем в научных трудах представлены различные аспекты ценностей: философские, культурные, социологические, политологические и психологические [1; 3].

Стоит отметить, что в большинстве исследований уделяется внимание исключительно базовым, морально-нравственным ценностям. Тема политических ценностей освещена в меньшей степени.

В истории человечества выделяют несколько эпох развития, причем каждой из них свойственна своя доминирующая форма культурно-духовной жизни. В античность это были философия и искусство, в средневековье — религия, в новое время — наука и политика. Сегодня же на первом месте стоят экономика и политика, и уже за ними следуют остальные формы — наука, философия, мораль, религия и искусство.

Несколько столетий подряд вопрос политических ценностей изучался преимущественно философами в рамках формирования политико-идеологических концепций.

Как самостоятельный предмет исследования политические ценности выделяются во второй половине двадцатого столетия, в то время появляются соответствующие научные работы М. Рокича, Ш. Шварца, Р. Инглхарта и других [7; 8; 9].

Согласно концепции Р. Инглхарта о материалистических и постматериалистических ценностях жизнь каждого последующего поколения должна быть в большем материальном достатке, чем у предыдущего [7, c. 22]. Это значит, что у последующего поколения не должен стоять вопрос экономической безопасности, социализации. Они должны сосредотачивать свое внимание на удовлетворении духовных ценностей. Данная модель может существовать только в случае, если история развивается по восходящей линии.

Одни из самых стабильных политических ценностей, к которым прибегают из поколения в поколение, устанавливают основу политической традиции. В своих работах С. Л. Франк утверждал: «В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом. Обычаи и нравы, господствующие в настоящее время, законы, которым мы повинуемся, власть, которой мы подчиняемся, весь духовный склад национальной жизни: все это, по общему правилу, создано не ныне живущими людьми, а их давно умершими предками» [5, c. 92].

По определению коллективного бессознательного К. Юнга возможно сделать вывод, что личность и даже общество, чаще всего не осознает всепроникающего влияния коллективного бессознательного на свои установки и поведение [6, c. 221]. Тем самым, бессознательное группы, нации или расы состоит из полученных ранее моделей восприятия и поведения вместе с культурными, которые и есть результат современной социальной и политической действительности. И эти два элемента неделимы в силу того, что один влияет на другой. В дальнейшем современный культурный слой становится частью унаследованного коллективного бессознательного.

В реальности же развитие происходит иначе — линии исторического развития различно влияют на соотношение материалистических и постматериалистических ориентаций поколений. К примеру, в Российской Федерации кризис 90-х гг. прошлого столетия, сопровождавшийся экономическими и политическими трансформациями, социокультурными потрясениями, смог разрушить сформированные ранее в обществе, политические взгляды и устои. После этого в сознании всех поколений вышли на передний план материальные ценности, сформированные за счет неудовлетворения низших потребностей: физиологических и экзистенциальных.

А. В. Клюев в своих трудах размышлял о ценностных ориентирах и мотивах политического поведения россиян. Он пишет, что политические ценности и мотивы людей в России изменчивы и непостоянны, именно поэтому нет общей позиции в интересах [2, c. 123].

Сегодня в России современное общество нуждается в решении ряда проблем: нахождения компромисса, согласия общества в вопросах общенациональных и общегосударственных интересов, поддержание политических ценностей, в том числе единстве государства, национальной безопасности, экономического благополучия и соблюдение конституционного порядка. Для эффективного результата и разрешения всех этих проблем требуется, чтобы в обществе у большинства людей были сформированы политические ценности. Поэтому, вопрос формирования политических оценок и ценностей особо актуален.

Литература:

  1. Евгеньева, Т. В. Роль исторической памяти в процессе политической социализации граждан России (политико-психологический анализ) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2013, № 3 (15), с. 70–79.
  2. Клюев А. В. Роль политической активности в формировании всесторонне развитой личности: диссертация... доктора философских наук: 09.00.02. — Ленинград, 1982. — 365 с.
  3. Лапин, Н. И. (1996). Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, № 5, с. 3–20.
  4. Сутужко В. В. Оценочная информация в культуре социально-гуманитарных исследований // Политика и общество, 2020, № 1, с. 19–28.
  5. Франк С. Л. Сочинения. — М.: АСТ, 2000. — 800 с.
  6. Юнг К. Архетипы и коллективное бессознательное. — М.: АСТ, 2023. — 496 с.
  7. Inglehart, R. (1997). Modernization and postmodernization. Cultural, economical and political change in 43 societies. Princeton: Princeton University Press.
  8. Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York: Free Press.
  9. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values. Advances in experimental social psychology, 25, 1–65.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, политический, государственное устройство, группа, поведение индивида, политическая система, политическая социализация, последующее поколение, Россия, современное общество.


Похожие статьи

Задать вопрос